Норматив фонда заработной платы

Как рассчитать фонд заработной платы

Норматив фонда заработной платы

Вознаграждение, выплачиваемое сотрудникам, — одна из основных статей затрат для любого бизнеса, независимо от сферы деятельности и масштаба. Поэтому при управлении финансами нужно обратить особое внимание на эту область. Рассмотрим, как производить расчет фонда заработной платы работников предприятия.

Виды выплат в пользу сотрудников

Напомним, фонд заработной платы — это сумма заработной платы работникам, которая начислена по трудовым и коллективным договорам, а также по другим локальным актам предприятия, содержащим нормы трудового права РФ, за определенный период (месяц, квартал, год).

Все виды вознаграждений, которые бизнесмен платит своим работникам, можно разделить на три группы:

1. Основные выплаты, связанные с трудовым процессом. Их обычно объединяют под общим наименованием «фонд заработной платы» (ФЗП):

  • выплаты по окладу, тарифу или сдельным расценкам;
  • доплаты за особые условия труда;
  • премии за трудовые показатели.

Учет премий при расчете средней заработной платы

2. Дополнительные выплаты, связанные с работой. Вместе с перечисленными выше эти платежи образуют фонд оплаты труда (ФОТ):

  • премии за выслугу лет;
  • отпускные, компенсация за неиспользованный отпуск;
  • больничные, декретные и другие подобные выплаты;
  • компенсация питания, проезда, мобильной связи;
  • компенсация затрат на жилье для иногородних сотрудников.

Если никаких дополнительных выплат в пользу сотрудников не производится, то ФЗП и ФОТ будут совпадать. Но это только теоретическое допущение, т.к. на практике какие-либо из перечисленных платежей всегда присутствуют.

3. Прочие выплаты, не связанные с трудовой деятельностью. Их обычно не включают в ФОТ, а относят к социальным расходам:

  • премии к юбилею и по другим подобным основаниям;
  • материальная помощь;
  • компенсация путевок, занятий спортом, затрат на лечение;
  • пособия, которые выплачиваются за счет средств ФСС, ПФР, ФОМС, и другие выплаты за счет средств государственных внебюджетных фондов.

Учет ФЗП и ФОТ

Если говорить об источниках информации по выплатам в пользу сотрудников, то в первую очередь речь идёт о бухучете. Однако бухгалтерские регистры далеко не всегда содержат всю необходимую для управления информацию.

Важно!

Всем собственникам и руководителям компаний необходимо различать понятия бухгалтерского и управленческого учета. Поясним основные отличия:

  1. В первую очередь бухучет ориентирован на потребности государственных органов и других внешних пользователей. Для чиновников, которые разрабатывают его правила, бизнес-цели компании-налогоплательщика вторичны.
  2. Регламенты бухучета одинаковы для всех предприятий, без учета отрасли и тем более — индивидуальной специфики. Поэтому в большинстве случаев для полноценного контроля за бизнесом необходимо вести управленческий учет.
  3. Если говорить конкретно о ФОТ, то представление затрат на него в управленческом учете может существенно отличаться от бухгалтерских данных. Речь идет как об отнесении затрат на те или иные счета (производственные, коммерческие, управленческие расходы и т.п.), так и об их группировке по направлениям бизнеса. Все отклонения от бухгалтерских регламентов нужно отразить в Положении об управленческой учетной политике.
  4. Далеко не все бизнесмены платят своим сотрудникам полностью белую зарплату. Это тоже является причиной возникновения разниц между двумя видами учета.

Организация внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета

Планирование ФЗП и ФОТ

Проще всего планировать ФЗП. Если не предполагаются существенные кадровые изменения, то можно отталкиваться от фактических показателей.

Для сотрудников с фиксированным окладом для расчета ФЗП используются данные о среднемесячном заработке (СЗ) и среднесписочной численности (Числ). Формула расчета будет выглядеть следующим образом:

ФЗПо = СЗ х Числ х 12

Для сотрудников, зарплата которых основана на почасовом тарифе, формула расчета фонда заработной платы на год выглядит по-другому:

ФЗПт = Сст х Ч, где Сст – сумма ставок всех «почасовиков»

Ч – годовое количество рабочих часов

Для «сдельщиков» расчет будет основан на расценках за единицу (Р) и плановом объеме выпуска (В). Также здесь нужно отдельно указать надбавки (Н) и премии (П), т.к. они обычно не входят в сдельный тариф.

ФЗПс = Р х В + Н + П

Пример 1

Среднесписочная численность сотрудников ООО «Альфа», работающих «на окладе» — 30 чел. Плановая среднемесячная зарплата на 2019 год с учетом надбавок — 45 000 руб.

Плановый выпуск на год — 50 000 изделий, тариф за 1 изделие — 400 руб., премия для «сдельщиков» за выполнение плана — 10% от «базовой» суммы. ФЗПо = 30 х 45 000 х 12 = 16 200 тыс. руб.

ФЗПс = 50 000 х 400 + (50 000 х 400) х 10% = 22 000 тыс. руб.

ФЗП = 16 200 + 22 000 = 38 200 тыс. руб.

Планировать другие составляющие затрат на персонал сложнее. Если отпускные еще возможно спрогнозировать на основе графика, то заранее точно оценить потребность в социальных выплатах практически невозможно.

Поэтому здесь обычно используют нормативный метод оценки. При формировании годового бюджета утверждают определенный процент от выручки, в который должны «вписаться» все затраты на персонал. Затем из полученной суммы вычитают расчетный ФЗП. За счет оставшихся средств и производится финансирование дополнительных и социальных расходов.

Пример 2

Плановая выручка ООО «Альфа» на 2019 год — 220 000 тыс. руб. Норматив затрат на персонал (без учета страховых взносов) — 20%. ФОТ = 220 000 х 20% = 44 000 тыс. руб. Следовательно, на дополнительные и социальные расходы может быть направлена сумма

ДР = 44 000 – 38 200 = 5 800 тыс. руб.

Оптимизация расходов на персонал

Все бизнесмены стремятся оптимизировать свои затраты, особенно в сложной экономической ситуации. Естественно, внимание руководителей обращается и на выплаты в пользу работников.

Но просто снижать заработную плату и стимулирующие выплаты весьма опасно.

Нельзя полностью отрицать важность нематериальных стимулов, но все-таки основным мотивирующим фактором для работников является именно уровень оплаты труда.

Адекватный уровень вознаграждения дает возможность привлечь квалифицированных сотрудников и рассчитывать на их высокую эффективность.

Напротив, снижение выплат не только демотивирует работников, но и может провоцировать их на противоправные действия.

Проще говоря, работодатель имеет право ожидать от сотрудников качественного выполнения трудовых обязанностей ровно в той степени, в какой уровень зарплаты соответствует рыночным показателям.

Поэтому вместо снижения расходов на персонал лучше пересмотреть систему мотивации. Премиальные и другие дополнительные выплаты должны побуждать работников совершать действия, максимально полезные для организации. Для наиболее квалифицированных и ценных для компании сотрудников необходимо разработать специальные меры материального стимулирования.

Чтобы уменьшить расходы на персонал, можно «поработать» с резервами по снижению налогов с различных видов выплат в пользу сотрудников, чем, к слову, и занимаются специалисты 1C-WiseAdvice, работающие в направлении аутсорсинга расчета зарплаты. Наши клиенты получают не просто «правильно рассчитать-выплатить-вовремя отчитаться», а гораздо больше:

  • снижение налоговых рисков (вероятность возникновения претензий/доначислений/штрафов со стороны налоговых органов почти 0%);
  • сокращение затрат за счет снижения налоговых потерь и уменьшения «зарплатных» налогов (все используемые нами стратегии находятся в рамках действующего законодательства);
  • безупречную репутацию компании как работодателя.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/kak-rasschitat-fond-zarabotnoy-platy/

По каким формулам расчитывается фонд заработной платы?

Норматив фонда заработной платы

Фонд оплаты труда включает в себя все виды платежей, произведенные сотрудникам предприятия за определенный период времени из бюджета предприятия. Это заработная плата, премии, надбавки, компенсации.

Правильный расчет фонда необходим на всех этапах – как в процессе планирования инвестиций и прибыли, так и впоследствии для основных финансовых прогнозов и отчетностей. Для этого существует специальная формула, в которую подставляют соответствующие данные, от правильного расчета зависит эффективность работы предприятия.

Из чего складывается фонд?

Учитываются следующие выплаты сотрудникам:

  • зарплата за фактически отработанное время, либо неотработанное, предусмотренное законодательством;
  • стимулирующие выплаты – надбавки, доплаты за показатели качества работа;
  • компенсации – выплаты за условия труда;
  • дивиденды по акциям;
  • регулярные начисления – материальная помощь, премии и поощрения, прочие выплаты, предусмотренные законом или установленные на предприятии локально – оплата проезда, питания, ГСМ.

Не учитываются суммы, которые финансируются государством или НВФ:

Структура фонда

Структура фонда делится по категориям – основную зарплату, дополнительную, прочие выплаты (в том числе единовременные).

Основная з/п определяется количеством отработанного времени по тарифу или окладу. Это все регулярные и периодические выплаты в виде премий, надбавок (за стаж, выслугу лет), местных доплат (районные коэффициенты), стимулирующих выплат за качество работы, компенсаций за условия работы (опасные, вредные), ночные смены, доплат за сверхурочные часы и работу в праздники и выходные.

Дополнительную заработную плату составляют выплаты за неотработанное время: время простоя, отпуска, льготные часы, время, проведенное за выполнением общественных работ.

Единовременные поощрения составляют вознаграждения за выслугу лет, премии (по итогам года, в том числе), компенсации нереализованных отпусков, материальная помощь

Какие данные потребуются для расчета?

На основе следующих данных возможно произвести расчет:

  • численность сотрудников;
  • количество отработанных часов;
  • характер (условия) труда.

Данные о качестве работы сотрудников, их успехах и достижениях (содержатся в отчетных ведомостях).

Классическая общая формула:

Фонд оплаты = заработная плата (окладная часть) + дополнительные выплаты (премии, бонусы, надбавки, компенсации)

Порядок расчетов

В зависимости от периода, на который необходимо сделать расчет, выделяют годовой, месячный, дневной и часовой виды фонда. Данные берутся из ведомостей, табелей учета отработки, штатного расписания. Для каждого такого периода существует своя формула.

Годовой

Годовой показатель = средняя з/п * количество сотрудников * 12 (месяцев)

Для определения ресурса наиболее часто берут расчетный период, равный календарному году (последнему), и на основании его данных производятся вычисления.

Все суммы, которые были выплачены сотрудникам предприятия за двенадцать месяцев, складываются. При этом берутся в расчет только регулярные выплаты, разовые (социальные) выплаты не учитывают.

Необходимо суммировать количество часов, отработанных всеми сотрудниками за. Данные берутся из табелей учета времени.

Определяется средняя численность сотрудников в табеле. Количество персонала за каждый рабочий день складывается и результат делится на 30 (среднее количество дней). Результаты, полученные по каждому месяца года складываются, затем сумма делится на 12 (месяцев).

Месячный

Для расчета месячного фонда необходимо все суммы, которые были начислены работникам в данный период, сложить, сумму разделить на 12. Также разделить количество всех отработанный за год дней на 12. Среднемесячную з/п по всем работникам разделить на 30. Полученный результат делится на количество сотрудников, работавших в данном месяце.

Дневной

Расчет дневного ФОТ производится аналогично месячному, с тем учетом, что делить нужно на 30.

Общий годовой ФОТ включает в себя фонды з/п:

  • основных рабочих;
  • вспомогательных ;
  • руководящих;
  • ИТР;
  • Служащих;
  • МОП.

Основных рабочих

Годовой фонд з/п данной категории рассчитываем по формуле:

ВТП * часовая тарифная ставка + премирование

Пример:

Необходимо рассчитать ФОТ для данной категории:

1. Сначала рассчитываем отдельно для каждой профессии:

ПрофессияФОТ, рублей в год
токарь25432,56 * 75 * 1,5 = 2,861,163
литейщик21927,48 * 65 * 1,5 = 2,137,929
сборщики28987,88 * 75 * 1,5 = 3,261,136

2. Складываем все получившиеся суммы и получаем ФОТ для данной группы работников.

Вспомогательных рабочих

Зарплата для данной категории повременно премиальная. Формула для расчета ФОТ:

Количество вспомогательных рабочих * Т пл. р * часовую тарифную ставку + премиальная часть

ЧТС одинакова для всех категорий и равна среднеарифметической величине.

Например:

Рассчитываем согласно формуле.

1. Сначала определяем среднюю часовую ставку

(75 + 65 + 75) : 3 (количество ставок) = 71 рублей в час.

2. Затем подставляем значения в формулу и получаем результат:

6 * 1900 * 71 * 1,5 = 1,214,100

Руководителей, служащих, МОП

Расчет ФОТ данной категории зависит от следующих величин:

  • количества человек;
  • условий оплаты и премий.

Например:

Все на том же заводе ФОТ будет составлять:

  • Директора: 9500 * 6 * 1,3 = 74,100 руб.;
  • Бухгалтера: 7307 * 4 * 1,2 = 35,073 руб.;
  • Инженера: 6898 * 4 * 1,1 = 30,351 руб.;
  • Уборщицы: 5087 * 2 * 1,5 = 15,261 руб.

Правильный расчет ФОТ очень важен для планирования выплат сотрудникам и успешного развития предприятия.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/trudovoe/oplata/zarplata/fond-zarabotnoj-platy.html

Фонд заработной платы в России

Норматив фонда заработной платы

› Население

Для любого работника заработная плата в той или иной отрасли является одновременно показателем нескольких факторов – престижность труда, сложности выполняемых задач, меры ответственности, уровня образования. Для самого предприятия фонд заработной платы включает в себя одновременно несколько параметров – сумму на оплату труда, стимулирующие выплаты, различные надбавки, отпускные и прочие финансовые средства.

  • 1 Что это
  • 2 Состав
  • 3 Расчет
  • 4 Динамика
  • 5 Прогноз

Что это

Под общим фондом заработной платы понимают совокупность денежной массы, включающей в себя одновременно несколько пунктов:

  • Сумму на выплату основной заработной платы как за отработанное, так и не отработанное время.
  • Стимулирующие надбавки, премии, доплаты за определенный вид труда, который не входит в основные обязанности работника.
  • Компенсации из-за тяжелых условий работы, изменения режима работы или изменений условий труда на предприятии или в любой другой организации.
  • Единовременные разовые премиальные выплаты или поощрения отдельным категориям работников.
  • Выплаты на обеспечение питанием, ГСМ, жильем.
  • Также вся совокупность социальных выплат, который также входит в фонд заработной платы. Сюда относятся – отпускные, санаторно-курортные, на оздоровление, на проезд, различные виды льгот, за исключением тех, которые выплачиваются из государственного или негосударственного бюджетов.

Когда в общих чертах понятно, что такое фонд заработной платы, необходимо четко представить его структуру и состав. Это поможет понять – какие средства должен затратить работодатель на содержание определенного количества работников, а также осознать, из чего складывается этот фонд и какие начисления из него совершаются.

Состав

Вот, из чего состоит фонд заработной платы – из 2 больших блоков. Первый большой блок – это оплата за то время, которое отработали работники. В нее входят:

  • Зарплата по тарифным сеткам и окладам.
  • То, что начисляется по сдельной расценке или как процент от определенной выручки.
  • Совокупная стоимость товаров, которые выдаются в качестве натурального типа оплаты.
  • Премиальный фонд зарплаты, независимо от того, регулярный он или разовый.
  • Выплаты в виде стимулирующих или определенные типы надбавок к тарифной сетке и окладам.
  • Выплаты в виде дополнительных сумм за стаж, за уровень образования, за выслугу для служащих и военнослужащих.
  • Компенсации за ненормированный рабочий день или отягощенные условия труда.
  • Фиксированные ставки сверх тарифа за вредные и тяжелые условия труда, а также за работу в ночное время суток.
  • Оплата за работу в выходные дни и праздники.
  • За выполнение сверхурочной работы.
  • Доплата тем категориям работников, которые заняты на подземных работах, например, рудниках и шахтах.
  • Оплату работников, которые находятся на совместительстве.

Категория за неотработанное время включает в себя:

  • Отпуски.
  • Дополнительные отпуска.
  • Льготные часы для подростков.
  • Учебные отпуска для учащихся в вузах и колледжах.
  • За процесс обучения.
  • За привлечение к государственным или общественным обязанностям при возникновении таких условий и прочее.

Расчет

Для того чтобы рассчитать все элементы, что входят в фонд заработной платы, применяют специальную формулу. Именно с ее помощью специалисты проводят анализ и оптимизацию следующих данных:

  • Совокупная сумма, которую необходимо выделить на заработную плату и остальные финансовые выплаты для всех категорий работников.
  • Корректировку тарифной сетки, выдаваемых окладов по существующим размерам и оценкам.

Динамика

Рассматривая динамику заработной платы в России за последние 3 года начиная с 2017, Федеральная Служба Государственной Статистики приводит следующие цифры по всем обследованным видам деятельности:

  • Руководители – 74059 руб.
  • Специалисты – 41955.
  • Другие служащие – 23876.
  • Рабочие – 30369.

Если же рассматривать рост средней заработной платы почти за 20 лет, начиная с 1999 по 2018 год включительно, то Росстат приводит следующие цифры:

  • В 1999 году он составлял – 1.520 руб.
  • В 2004 году уже достиг 6.740 руб.
  • В 2008 составила 17.290 руб.
  • В 2012 – 26.429 руб.
  • В 2016 – 36.709 руб.
  • В 2017 – 39.167 руб.
  • И в 2018 – 42.590 руб.

Но несмотря на то, что тарифные ставки в фонде заработной платы росли на протяжении всего периода как по статистике, так и в фактическом выражении, благосостояние населения и не улучшалось в той же пропорции. Это обусловлено тем, что инфляция съедает большую часть роста зарплаты. Также стоит учитывать и долларовое выражение.

К тому же есть еще один негативный момент, который не отражен в статистике – это скрытый фонд оплаты труда. Эти элементы не могут быть учтены и отражены в полной картине выплат разным категориям работников.

Прогноз

Что касается прогнозных данных, то существуют 3 сценария в соответствии с данными Минэкономразвития – целевой, умеренно-оптимистичной и базовый (консервативный).

В соответствии с этими данными к 2025 году цифры будут следующими:

  • По консервативному уровню оплата разным категориям работников в среднем составит 74.471 руб.
  • По умеренно-оптимистичным данным, эта цифра достигнет 84.242 руб.
  • По целевым вырастет до 120.023 руб.

Но, как становится очевидно из экономических реалий и разворачивающегося нефтяного кризиса, а также возможно затяжной экономической рецессии на фоне пандемии коронавируса, рассчитывать на достижение верхней планки практически не приходится.

Фонд заработной платы в России Ссылка на основную публикацию

Источник: https://rosinfostat.ru/fond-zarabotnoj-platy/

Фонда заработной платы

Норматив фонда заработной платы

Укрупнённые методы расчётов применяются на стадиях предварительного планирования фонда заработной платы на достаточно длительную перспективу и позволяют ориентировочно определить общую сумму ФЗП всего персонала без расчленения её на отдельные элементы по видам выплат, категориям работников и структурным подразделениям. Поэтому укрупнённые методы планирования ФЗП называют ещё суммарными методами.

Наиболее распространённым в настоящее время методом укрупнённого планирования фонда заработной платы является метод прямого счёта.

Он основан на прямой зависимости величины средств, необходимых для оплаты труда работников от их численности и среднего размера заработной платы.

В связи с этим плановый фонд заработной платы (ФЗППЛ) рассчитывается умножением планируемой (предполагаемой) величины средней заработной платы одного работника (СЗПЛ) на плановую среднесписочную численность персонала (ЧПЛ):

ФЗППЛ = СЗПЛ * ЧПЛ.

При использовании этого метода у организаций и подразделений, для которых рассчитывается плановый фонд заработной платы, появляется заинтересованность в завышении плановой численности работников.

Поэтому очень важно правильно определять плановую численность персонала с учётом реализации проектируемых программ повышения производительности труда, возможного увеличения или сокращения объёма выпуска продукции в связи с изменяющимися потребностями рынка.

Средняя заработная плата, участвующая в расчёте, либо берётся на уровне базисного периода по предприятию с корректировкой на ожидаемую инфляцию, либо принимается на уровне средней заработной платы, сложившейся на родственных предприятиях в данной местности с корректировкой на качество и индивидуальные результаты деятельности работников данного предприятия с учётом ожидаемых инфляционных процессов.

Ещё одним методом укрупнённого планирования фонда заработной платы персонала основной деятельности индексный метод или планирование «от достигнутого уровня». Основой расчёта в этом случае является фонд заработной платы базисного периода (ФЗПБАЗ) – периода, предшествующего плановому.

Если в базисном периоде имели место излишние и неоправданные выплаты (оплата брака, допущенного не по вине работников, сверхурочных часов, вынужденных простоев и т. п.), они должны быть исключены из базисного ФЗП, с тем чтобы не переносить их на планируемый период.

Скорректированный таким образом базисный фонд заработной платы умножается на плановые индексы средней заработной платы (IсзПЛ) и средней численности (IЧПЛ):

ФЗППЛ = ФЗПБАЗ * IСЗПЛ * IЧПЛ .

Индекс численности может быть представлен как частное от деления планового индекса объёма производства (IoПЛ) на плановый индекс производительности труда (IПТПЛ):

.

Поскольку укрупнённые расчёты планового фонда заработной платы осуществляются, как правило, до конца предпланового периода, точная информация о фактическом расходовании заработной платы в базисном периоде обычно отсутствует.

В этом случае в основу расчёта принимается так называемый ожидаемый фонд заработной платы базисного периода.

Он представляет собой сумму уже известного фактического фонда заработной платы за прошедшую часть базисного периода и части планового фонда, оставшейся до конца базисного периода.

Наиболее прогрессивным и соответствующим условиям рыночной экономики среди укрупнённых методов является нормативный метод планирования фонда заработной платы. Сущность метода в установлении предприятию (подразделению) не планового фонда заработной платы, а норматива его формирования, на основе которого рассчитывается величина фонда.

Существуют две разновидности нормативного метода: планирование ФЗП по уровневыми по приростным нормативам. Уровневый норматив устанавливает планируемый расход заработной платы на единицу готовой продукции в натуральном измерении или на 1 рубль (на 1 тыс.

руб.) продукции в стоимостном измерении.

Плановый фонд заработной платы в этом случае рассчитывается умножением планового норматива расхода заработной платы (НЗПЛ) на планируемый (или фактически достигнутый в плановом периоде) объём производства продукции (ОПЛ (Ф)):

ФЗППЛ = НЗПЛ * ОПЛ (Ф).

По своей сути норматив расхода заработной платы является показателем зарплатоёмкости единицы продукции или единицы объёма производства.

В основе определения планового норматива лежит расчёт фактической зарплатоёмкости продукции в базисном периоде (НЗБАЗ).

Для этого фонд заработной платы базисного периода, очищенный от излишних и нерациональных выплат, делится на объём производства продукции базисного периода (ОБАЗ):

.

Плановый норматив зарплатоёмкости рассчитывается путём корректировки базового норматива на соотношение планируемых темпов роста средней заработной платы и производительности труда, которое характеризует планируемое изменение зарплатоёмкости (IЗЁ):

.

Пример. В базисном периоде фактический фонд заработной платы, очищенный от излишних и нерациональных выплат, составил 6000 тыс. руб. Объём произведённой в базисном периоде продукции составил 20000 тыс. руб. В этом случае базовый норматив расхода заработной платы (зарплатоёмкости) составил 30 коп. на рубль продукции ( ).

В плановом периоде планируется повысить среднюю заработную плату на 5%, производительность труда – на 8% и выпустить продукции на 22000 тыс. руб. Плановый норматив расхода заработной платы составит 29,17 коп. , а плановый фонд заработной платы – 6417,4 тыс. руб. (0,2917*22000).

Приростный норматив устанавливается в процентах к величине базового фонда заработной платы и определяет размер его увеличения (уменьшения) за каждый процент увеличения (уменьшения) объёма производства в плановом периоде. При использовании приростного варианта нормативного метода плановый фонд заработной платы складывается из двух частей – базовой и приростной (∆ФЗП):

ФЗППЛ = ФЗПБАЗ + ∆ФЗП.

Именно приростная часть планового фонда заработной платы рассчитывается с использованием норматива: норматив прироста базового фонда заработной платы за каждый процент увеличения объёма производства (Н∆ФЗП) умножается на планируемый процент увеличения объёма производства и на базовый фонд заработной платы:

.

В общем виде расчёт планового фонда заработной платы с использованием приростного норматива может быть представлен следующей формулой:

.

Пример.Если очищенный от излишних и нерациональных выплат базовый фонд заработной платы составил 6000 тыс. руб., норматив прироста ФЗП установлен в размере 0,695%, а увеличение объёма производства планируется в размере 10%, то плановый фонд заработной платы составит 6417 тыс. руб. .

Достоинство нормативного метода планирования заключается в том, что он ставит фонд заработной платы, которым может распоряжаться предприятие или его подразделения, в зависимость не от численности персонала, а от объёма произведённой продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Если рост объёма производства достигается в результате повышения производительности труда и сокращения численности работников, появляется реальная возможность увеличения средней заработной платы работающих.

Однако действенность нормативного метода планирования ФЗП связана с выполнением следующих условий:

· нормативы должны быть стабильными, долговременными, изменяться лишь в случае влияния на объём производства факторов, не связанных с трудовыми усилиями коллектива;

· нормативы формирования фонда заработной платы должны быть не индивидуальными, а групповыми – устанавливаться для группы предприятий или их подразделений, находящихся в одинаковых производственных условиях.

Ещё одним методом укрупнённого формирования фонда заработной платы является остаточный метод.

Суть этого метода заключается в том, что на оплату труда может быть направлена та часть средств, поступивших на расчётный счёт предприятия от реализации продукции (работ, услуг), которая останется после возмещения всех материальных затрат, амортизационных отчислений, осуществления обязательных платежей (налоги, выплаты по обслуживанию взятых кредитов, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды), выплат, не относящихся к фонду заработной платы, формирования фонда накопления.

Основной недостаток остаточного метода заключается в том, что он ставит коллектив предприятия перед опасностью нехватки средств для расчёта с персоналом по заработной плате после выплаты всех обязательных платежей и налогов.

Основному персоналу за работу гарантируется только предусмотренный законом минимум заработной платы, а выплата доплат, надбавок, премий производится в последнюю очередь при наличии нераспределённых средств фонда заработной платы.

Дополнительные средства на эти цели могут быть выданы банками за счёт свободных остатков резервного капитала предприятия, неиспользованных средств фонда накопления и за счёт помощи извне (из бюджета, от вышестоящих органов отрасли, от спонсоров). Однако на потребление не могут быть направлены незаработанные средства, как-то: арендная плата, выручка от продажи основных средств, амортизационные отчисления, средства целевых кредитов[129].

Дифференцированное (поэлементное) планирование

Предыдущая55565758596061626364656667686970Следующая

Дата добавления: 2014-12-27; просмотров: 2580; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/1-127342.html

Статья 16. Норматив формирования фонда оплаты труда | ГАРАНТ

Норматив фонда заработной платы

Статья 16. Норматив формирования фонда оплаты труда

1. Оплата труда работников образовательного учреждения производится в пределах фонда оплаты труда, утвержденного на соответствующий год образовательному учреждению.

2. При формировании годового фонда оплаты труда для образовательных учреждений, не перешедших на нормативное финансирование, предусматриваются следующие средства соответственно федерального бюджета, областного бюджета, местного бюджета и внебюджетных средств для выплаты:

1) базовых (повышенных) тарифных ставок, ставок, окладов (должностных окладов) – в размере двенадцати базовых (повышенных) тарифных ставок, окладов (должностных окладов);

2) ежемесячной доплаты работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, работа которых связана с опасностью инфицирования микробактериями туберкулеза в образовательных учреждениях – в размере двух с половиной базовых (повышенных) тарифных ставок, ставок, окладов (должностных окладов);

3) ежемесячной доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда – в размере 0,3 базовой (повышенной) тарифной ставки, ставки, оклада (должностного оклада);

4) ежемесячной надбавки за опасные и иные особые условия труда – в размере двух базовых (повышенных) тарифных ставок, ставок, окладов (должностных окладов);

5) ежемесячных доплат за выполнение дополнительной работы, связанной с образовательным процессом и не входящей в трудовые обязанности по своей основной работе, обусловленной трудовым договором – в размере двух с половиной базовых (повышенных) тарифных ставок, ставок, окладов (должностного оклада);

6) ежемесячных доплат за выполнение у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности), связанную с образовательным процессом – в размере одной базовой (повышенной) ставки, оклада (повышенного оклада);#

7) ежемесячной доплаты молодым специалистам – в размере трех с половиной базовых (повышенных) ставок, окладов (должностных окладов) молодых специалистов;

8) ежемесячной премии – в размере пяти и четырех десятых базовых (повышенных) тарифных ставок, ставок, окладов (должностных окладов);

9) доплаты за работу в ночное время – в размере двух с половиной базовых (повышенных) тарифных ставок, ставок, окладов (должностных окладов);

10) доплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни – в размере двух с половиной базовых (повышенных) тарифных ставок, ставок, окладов (должностных окладов);

11) ежемесячной надбавки за выслугу лет работникам библиотек образовательных учреждений – в размере четырех базовых (повышенных) окладов работников библиотек;

12) ежемесячной надбавки работникам, имеющим ученую степень кандидата наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин); работникам образовательных учреждений, занимающим должности категории “руководители” и “специалисты” и имеющим почетные звания “Народный учитель”, “Заслуженный учитель” и “Заслуженный преподаватель” СССР, Российской Федерации и Союзных республик, входивших в состав СССР, а также работникам, награжденным орденами и медалями за работу в образовательном учреждении; работникам образовательных учреждений, занимающим должности категории “руководители” и имеющим другие почетные звания: “Заслуженный мастер профтехобразования”, “Заслуженный работник физической культуры” и другие почетные звания СССР, Российской Федерации и Союзных республик, входивших в состав СССР, установленные для работников различных отраслей, название которых начинается со слов “Народный”, “Заслуженный”, при условии соответствия почетного звания профилю учреждения, а педагогических работников образовательных учреждений – при соответствии почетного звания профилю педагогической деятельности или преподаваемых дисциплин; работникам образовательных учреждений дополнительного образования для детей спортивной направленности, имеющим звания “Заслуженный тренер”, “Заслуженный мастер спорта”, “Мастер спорта международного класса”, “Гроссмейстер по шахматам (шашкам)”; руководителям спортивных школ, тренерам – преподавателям по спорту и инструкторам-методистам, имеющим почетные звания “Заслуженный мастер спорта”, “Заслуженный тренер”, “Мастер спорта международного класса”, “Заслуженный работник физической культуры”, “Гроссмейстер по шахматам (шашкам)”; руководителям спортивных школ и других физкультурно-спортивных организаций, тренерам – преподавателям по спорту и инструкторам-методистам указанных организаций, имеющим ученую степень кандидата наук – в размере 1500 рублей;

13) ежемесячной надбавки работникам, имеющим ученую степень доктора наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин); тренерам – преподавателям по спорту и инструкторам-методистам спортивных школ, имеющим ученую степень доктора наук, – в размере 2000 рублей;

14) ежемесячной доплаты руководителям, заместителям руководителей спортивных школ, школ олимпийского резерва, имеющим неспециализированные отделения, в годовых учебных планах которых предусматривается объем учебно-тренировочной работы в спортивно-оздоровительных группах, соответствующий двум и более ставкам – в размере 1600 рублей;

15) ежемесячной доплаты работникам, имеющим звание “Почетный работник общего образования Российской Федерации”, “Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации”, “Почетный работник профессионально-технического образования Российской Федерации”, “Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации”, “Отличник профессионально-технического образования Российской Федерации”, “Отличник бытового обслуживания”, “Отличник народного просвещения (просвещения СССР, РСФСР)”, “Отличник народного образования” – в размере 500 рублей;

16) победителям и лауреатам конкурса “Учитель года” – в размере 5000 рублей на каждого, единовременно;

17) подготовившим победителей и призеров всероссийских и международных олимпиад – в размере 10000 рублей на каждого, единовременно;

18) подготовившим победителей и лауреатов областных олимпиад – в размере 4000 тысяч рублей на каждого, единовременно;

19) за высокие результаты Единого государственного экзамена – в размере 6000 рублей на каждого, единовременно.

3. Формирование фонда оплаты труда для образовательных учреждений, имеющих подушевое бюджетное финансирование, осуществляется по формуле:

ФОТ = N * К * Д * Н

где, ФОТ – фонд оплаты труда образовательного учреждения (учреждения образования);

N – норматив на реализацию государственного стандарта;

К – повышающий коэффициент для данного образовательного учреждения;

Д – доля фонда оплаты труда в нормативе на реализацию государственного стандарта;

Н – количество обучающихся в образовательном учреждении.

1) в целях стимулирования труда руководителей образовательных учреждений (учреждений образования) государственный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления устанавливает часть фонда оплаты труда учреждения в объеме до 5 процентов (в пределах утвержденного фонда доплат и надбавок стимулирующего характера, расчет которой осуществляется в следующем порядке:

ФОТ ст. рук. = ФОТ * 0,05

где ФОТ ст. рук. – фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений (учреждений образования).

2) руководитель образовательного учреждения формирует и утверждает штатное расписание учреждения в пределах базовой части фонда оплаты труда.

Соотношение численности педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс, к численности руководителей, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала составляет 75 процентов к 25 процентам.

3) помимо установленных законодательством области выплат стимулирующего характера, при определении размера стимулирующей надбавки руководителям образовательных учреждений (учреждений образования) орган исполнительной власти области, орган местного самоуправления учитывает:

а) результаты итоговой и промежуточной аттестации обучающихся каждой ступени обучения, в том числе в форме Единого государственного экзамена на третьей ступени и других независимых внешних формах оценки качества обучения на первой и второй ступени;

б) результаты аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения, соблюдение лицензионных условий;

в) создание благоприятного психологического микроклимата (по результатам мониторинга);

г) количество преступлений и административных правонарушений, совершаемых учащимися образовательных учреждений;

д) количество обучающихся, отчисленных из образовательных учреждений до достижения ими 15-летнего возраста и не продолжающих обучение в других образовательных учреждениях и организациях;

е) участие образовательных учреждений в районных (городских), областных и всероссийских мероприятиях, результативность участия.

Распределение доплат и надбавок стимулирующего характера работникам образовательных учреждений (учреждений образования) производится с участием попечительского (управляющего) совета, а также с учетом мнения представительного органа работников учреждения в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, Тамбовской области.

Источник: https://base.garant.ru/28124222/7a58987b486424ad79b62aa427dab1df/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.