Нс по пути на работу

Содержание

Производственная травма по дороге на работу: что учитывается и оформление

Нс по пути на работу

Последние изменения: Январь 2020

Предстоит разобраться с таким интересным случаем, как производственная травма по дороге на работу, и определить меры, которые будут применены в этой ситуации. Невозможно заранее предсказать всех опасностей в жизни.

Наемные работники получают травмы на предприятии или вне работы. В отношении случаев, произошедших на работе, закон однозначен в трактовке травмы как производственной.

Но чаще случайности, приводящие к нетрудоспособности, происходят вне работы и рабочего времени.

Что входит в понятие производственной травмы

Закон устанавливает ответственность работодателя за благополучие человека, трудоустроенного на предприятие. Администрация обязана обеспечить условия безопасного исполнения наемным персоналом возложенных договором обязанностей. Ответственность распространяется и на соблюдение правил техники безопасности, и на сохранение здоровья подчиненного в период работы.

Если в отношении случаев, произошедших в рабочее время на территории компании, закон однозначен, то при получении увечий вне работы есть некоторые нюансы, поскольку обстоятельства могут трактоваться по-разному.

Согласно трудовому законодательству, производственная травма может быть получена в процессе исполнения рабочих обязанностей в часы, определенные договором как рабочие. Допускается применение той же нормы в и отношении пути работника с места работы до дома.

Переломы, любые телесные повреждения – далеко не весь перечень, в каких случаях травма считается производственной.

Следующие происшествия по закону отнесены к случаю, что считается производственной травмой:

  • удар электротоком или молнией;
  • тепловой удар;
  • обморожение тела;
  • ожоги;
  • укусы;
  • воздействие радиации;
  • утопление;
  • воздействия природных стихий и техногенных катастроф;
  • аварии.

Любое событие, негативно отразившееся на трудоспособности работника, может быть отнесено к производственному случаю. Важнее выявить обстоятельства, при которых пострадал человек.

Положения ст. 227 ТК РФ разъясняют основные тонкости применения закона в отношении производственных травм, в зависимости от времени происшествия и места. Также в ТК регламентируются выплаты, которые сможет получить пострадавший работник.

Несчастный случай по дороге на работу

Травма по пути на работу считается производственной, если работник пострадал в следующих ситуациях:

  1. При получении травмы по дороге на работу или домой использовали служебный транспорт, принадлежащий или оформленный предприятием для собственных нужд.
  2. Травма по дороге на работу получена командированным сотрудником, передвигающимся на служебном авто.
  3. При посменном режиме травмирован работник в рабочее время или в пересменку (относится к лицам, трудоустроенным на железной дороге в первую очередь).
  4. Травма на рабочем месте в нерабочее время или в процессе исполнения должностных обязанностей случилась при попытках предотвратить катастрофу.

Чтобы правильно трактовать случаи, предприятие должно заранее побеспокоиться о надлежащем оформлении периода работы и пересменок, если деятельность предполагает посменную занятость персонала. Эти положения фиксируют во внутренних регламентах и нормативных актах предприятия с учетом особенностей работы.

Важные исключения

Чтобы трактовать событие как производственную травму, должны соблюдаться четкие условия относительно места, времени, используемого транспорта передвижения.

Например, передвижение на собственном авто в личных целях не будет считаться случаем на производстве, как и травма в общественном транспорте.

Но если сотрудник находился в разъездах по поручению руководства и личный транспорт использовался в момент происшествия как служебный, случай оформляется как производственный.

Аналогично решается вопрос при передвижении пешком. Если перемещения вызваны производственной необходимостью или оформлено отдельное поручение руководства, увечье признают как полученное на производстве.

Если в момент аварии работник ехал на общественном транспорте, принадлежащем компании, в которой он трудоустроен, оформление происходит в рамках производственного случая.

Иногда в регламент предприятия специально вводят нормы, предусматривающие освобождение работника от исполнения трудовых функций на производстве, поскольку здоровье повреждено вне рабочего процесса. Сложно доказать применимость ст. 227 и в случаях увечья в период обеда в неположенное время.

С ситуацией возврата домой или следования из дома на место работы вопрос решается проще, если будет доказано, что на выбор способа перемещения влиял руководитель и есть документы, подтверждающие оформление личного транспорта служебным или наличие поручений от администрации.

Работодатель не освобождается от ответственности за полученное на производстве повреждение, вне зависимости, писал ли сотрудник заявление, снимающее ответственность с предприятия. Закон рассматривает случай в общем порядке, вне зависимости от дополнительных бумаг, которые заставил написать работодатель. Ответственность определяется согласно Трудовому Кодексу согласно ст.8-9 ТК РФ.

 

Отдельного рассмотрения требует ситуация оформления травмы по пути на работу командированного.

Особенности получения компенсации за травму во время командировки включают потребность выявления целей, которые преследовал работник в момент наступления несчастного случая.

Важно значение имеет, действовал ли человек в интересах предприятия, или ездил по своим делам. Сделанные выводы напрямую влияют на дальнейший ход оформления.

В список обязательных действий работодателя входит создание спецкомиссии по расследованию обстоятельств события во время командировки. Именно итоги, подведенные членами комиссии, позволят отнести случай к производственному или исключат такую трактовку.

Выбор комиссии и организация ее деятельности осуществляется с учетом положений ст. 229 ТК РФ.

Иногда специфика работы не предполагает оформления официальной командировки.

Например, телесные повреждения получены юристом, в чьи должностные обязанности входит подписание контрактов с контрагентами на местах, действуя от имени работодателя.

В такой ситуации руководство инициирует создание комиссии по расследованию, с включением в ее состав представителей стороны контрагента, на территории которого произошло событие.

Служебные поездки по странам ближнего зарубежья (например, в Беларусь, Армению, Таджикистан и т.д.) требуют фиксации события в виде акта, инициированного стороной, пригласившей сотрудника российской компании. В составленном акте фиксируется факт получения повреждений.

Аналогично действуют, если приглашенный специалист из других стран ближнего зарубежья получил увечье на территории и во время пребывания в командировке у российской стороны. Компания составляет такой же акт с указанием обстоятельств события.

Наличие прикрепления к новому временному месту работы у принимающей стороны влечет за собой не только составление акта, но и принятие полноты ответственности перед пострадавшим работником.

По факту получения травмы принимающая компания:

  • Проводит расследование и составляет акт, где определяется, был ли случай производственной травмой.
  • Отправляет уведомление страховщику, с которым заключен договор у трудоустроившего предприятия.
  • При наличии серьезных последствий, включая смертельные исходы или групповые травмы, принявшая сторона направляет особое уведомление первоначальному работодателю в Россию.

Как производят выплаты при производственной травме по дороге на работу

Поскольку травма по пути на работу приводит к нетрудоспособности, особенно важно для работника определить размер выплат, которые будут выделены в рамках несчастного случая на производстве.

В зону ответственности руководства входит оформление компенсаций согласно открытому листку нетрудоспособности. Средства, перечисленные пострадавшему, компенсируют из страхового фонда, куда регулярно идут поступления от организации. Иными словами, за травму, полученную по пути на работу, рассчитается фонд Соцстраха из суммы накопленных взносов работодателя.

Закон предписывает полностью покрывать больничный за весь период вынужденной нетрудоспособности.

Дополнительно работник вправе рассчитывать на единовременную помощь, оказываемую по факту обращения с пакетом документации. Сумму, подлежащую выплате, определяет представитель ФСС с учетом степени полученных увечий.

Помимо однократной компенсации и оплаты больничного, сотрудник вправе взыскать через суд компенсацию материального и морального ущерба, связанного с полученной травмой.

Собираясь решать вопрос финансирования в период нетрудоспособности по причине производственной травмы, человек должен учитывать, что по линии ФСС получают выплаты только при значительных увечьях и серьезных нарушениях здоровья. Небольшие травмы, не повлиявшие на трудоспособность, компенсации из фонда не подлежат, а вопрос финансирование предприятие решает по собственному усмотрению.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2020 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/profzabolevaniya/proizvodstvennaya-travma-po-doroge-na-rabotu/

Несчастный случай по пути на работу

Нс по пути на работу

Трудовое законодательство определяет два вида травм – бытовая и несчастный случай на производстве. Нередко работники получают травму по пути на работу (с работы), и работодатели не всегда понимают, что в таком случае делать. Разберемся, какие несчастные случаи в пути можно отнести к производственным, как их расследовать и оформлять.

Когда несчастный случай будет считаться производственным, наглядно отображено на схеме:

Как видно из схемы, нюансов в вопросе классификации несчастных случаев много. Поэтому разберемся на примерах.

то же время, если несчастный случай произошел с работником, добирающимся домой на общественном транспорте или пешком, его травма может быть признана как не связанная с производством (бытовой).

У некоторых сотрудников постоянная работа осуществляется в пути или имеет разъездной характер. Чтобы при несчастном случае не возникло проблем с определением места работы таких сотрудников, условие разъездов нужно прописать в трудовом договоре с работником, его должностной инструкции, а также иметь журнал учета служебных разъездов.

Как расследовать несчастный случай

Обязанность расследовать несчастный случай, произошедший по пути на работу (с работы), у работодателя возникает, если к нему с заявлением обратился пострадавший работник. В этом случае нужно создать комиссию.

Ее состав зависит от тяжести травмы, определить которую могут врачи на основании приказа Минздравсоцразвития России от 24 апреля 2008 г. № 194н. При легкой травме комиссию формируют из сотрудников предприятия, за исключением непосредственного руководителя пострадавшего.

Руководитель организации, как правило, тоже не включается в комиссию, но утверждает приказ о расследовании и акт Н-1.

Тяжелые, смертельные и групповые случаи расследуются комиссией с участием представителей ФСС, территориального объединения профсоюзов, органа местного самоуправления. Возглавляет комиссию инспектор Государственной инспекции труда. Хотя если при групповом несчастном случае травмы оказались легкими, расследование проводят без участи гострудинспектора.

Несчастные случаи, в том числе смертельные, тяжелые и групповые, происшедшие в результате ДТП, расследуются комиссией работодателя, но с обязательным использованием материалов расследования ГИБДД.

Необходимый минимум документов, которые нужно получить в ГИБДД, – это справка о ДТП и постановление о возбуждении (или отказе в возбуждении) уголовного дела. Нужно быть готовым к тому, что необходимые документы ГИБДД будет составлять очень долго.

В этом случае необходимо собрать все остальные документы по расследованию и распоряжением председателя комиссии приостановить расследование, пока не будут получены оставшиеся материалы.

Если несчастный случай произошел в результате использования транспорта, то важно подтвердить этот факт, например, наличием путевых листов или договора о предоставлении служебного автомобиля.

Нередко служебный автомобиль предоставляется работнику без дополнительного договора, или работник использует свой личный автомобиль для служебных поездок.

В этом случае могут пригодиться документы, подтверждающие компенсацию работнику расходов на бензин, техобслуживание и т. п.

Случается, что организации принимают на работу водителей с их личными машинами. При этом работнику доплачивают за использование его автомобиля. Такие условия обязательно должны быть прописаны в договоре с работником.

страховых взносов, возмещать работнику средства за причиненный вред здоровью в результате несчастного случая должно территориальное отделение ФСС России. Компенсация морального вреда в порядке обязательного социального страхования не предусмотрена. Ее можно взыскать с работодателя в судебном порядке

С какими особенностями можно столкнуться при расследовании.

При расследовании обстоятельств несчастных случаев по пути на работу часто выясняется, что очевидцев и свидетелей получения травмы нет. В таком случае действует принцип презумпции невиновности. То есть за основу расследования принимают показания пострадавшего, если комиссия не может их опровергнуть.

Бывают ситуации, когда о происшедшем несчастном случае работодатель узнает не сразу, а по прошествии какого-то времени. Например, работник по окончании смены поехал домой на общественном транспорте. По дороге он подвернул ногу и на следующий день ушел на больничный.

Своему руководителю работник позвонил и сообщил, что он на больничном, но о причине болезни умолчал. Когда сотрудник поправился и вернулся на работу, оказалось, что в его листке нетрудоспособности стоит код 04 (несчастный случай на производстве).

Как быть работодателю, если время расследования просрочено?

В ситуации, когда потеря трудоспособности наступила не сразу или работодатель узнал о травме работника спустя время, расследование проводят по заявлению пострадавшего в течение месяца.

Нужно создать комиссию по расследованию, у работника и его руководителя взять подробную объяснительную или оформить протокол опроса, а также уточнить график работы пострадавшего.

Можно направить в больницу запрос о причине постановки данного кода.

Описанная выше травма получена не на рабочем месте, не в рабочее время и не при выполнении действий в интересах работодателя, поэтому ее нельзя связать с производством. Случай оформляется актом произвольной формы. При этом за основу, как правило, берется форма 4 из Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.

Несчастные случаи с работниками, занятыми по гражданско-правовому договору, расследуются только в том случае, если в их договоре, наряду с другими обязанностями сторон по охране труда, прописано условие об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Если такого пункта в договоре нет, то несчастный случай не подлежит расследованию и учету.

Обратите внимание, что Трудовым кодексом запрещено заключать гражданско-правовые договоры, подменяющие трудовые отношения. С 1 января 2014 года признать такие договоры трудовыми может не только суд, но и гострудинспектор.

Источник: https://pershickow.ru/neschastnyj-sluchaj-po-puti-na-rabotu/

Производственная травма по дороге на работу, с работы, пешком, в командировке

Нс по пути на работу

— Организация бизнеса — Кадры — Производственная травма по дороге на работу и с работы домой

Производственная травма – ситуация, с которой достаточно часто сталкиваются как работники, так и работодатели.

В законодательстве Российской Федерации установлено, что начальник предприятия или организации несёт ответственность за здоровье своих сотрудников на производстве в том случае, если они соблюдают требования техники безопасности.

Но как оформляются случаи, когда работник получил такую травму не на рабочем месте, а, например, по дороге на работу?

Производственная травма – общая информация

Производственная травма – травма, которую рабочий получил во время производственного процесса.  Согласно ст. 214 ТК РФ, работник обязан соблюдать правила и инструкции по охране труда на предприятии.

Начальник, в свою очередь, обязуется сделать так, чтобы работа на производстве была максимально безопасной, с учетом специфики и вредности этой работы. Тем более в ст.

210 ТК РФ говорится о том, что на данный момент главным приоритетом охраны труда в государстве является сохранение не только жизни, но и здоровья работника.

Определение производственной травмы установлено законодательно в ст. 3 закона №125-ФЗ от 24.07.1998. Несчастным случаем на производстве считается событие, когда застрахованный работник получил травму или какое-нибудь увечье, исполняя требования, которые были установлены в трудовом договоре.

Этот случай мог иметь место как на территории страхователя, то есть работодателя, так и за её пределами. То есть не обязательно находиться на производстве, чтобы получить производственную травму, главное в данной ситуации – исполнение трудовых обязанностей работником.

Такой травмой может считаться случай, когда сотрудник получил увечье:

  • По дороге домой;
  • По дороге на работу;
  • В командировке.

И тот, и другой случай будут считаться производственной травмой только если работодатель предоставил рабочим свой транспорт. Например, если после работы сотрудников развозит по домам специально купленный для этих целей автобус. Производственная травма по дороге домой или на работу – вполне частый случай.

Во всех описанных выше случаях травма, полученная сотрудником, будет считаться производственной. А значит работодатель понесет за неё ответственность. Он обязан будет предоставить гарантии, что работник не будет уволен, пока находится на лечении, и должен будет выплатить ему компенсацию за это. Обязательно должны быть покрыты

Далеко не все работодатели без споров соглашается выплатить сотруднику компенсацию. А значит перед тем, как отправиться в больницу, работник должен сначала зафиксировать, что у него эта травма вообще есть.

Если у сотрудника на руках не будет документа, подтверждающего фиксацию такой травмы, или если эта фиксация будет сделана ненадежно, то получить признание того, что увечье получено на производстве, будет крайне сложно.

Производственная травма вне рабочего места

При определении, является ли полученная травма производственной, нужно опираться на главное – получена ли она при выполнении условий трудового договора? Считается ли дорога на работу производственной травмой? Например, являются производственными, а значит работодатель несет за них полную ответственность,такие ситуации, как:

  • Травма, полученная во время обеденного перерыва, который установлен в дневном распорядке предприятия;
  • Производственная травма по дороге на работу на транспорте, который предоставил работодатель;
  • Производственная травма по дороге с работы домой на транспорте, который предоставил работодатель;

Но если на время обеда сотрудник освобождается от обязанностей, прописанных в трудовом договоре, или если он обедает не по распорядку, то признать такую травму производственной будет крайне сложно. Но производственная травма по дороге домой – вполне возможный вариант.

Травма может классифицироваться как производственная и в том случае, если сотрудник ехал к месту работу на личном транспорте. Это возможно, если работник в этот момент использует свой личный автомобиль в служебных целях и это условие заранее оговорено.

Ещё одним фактором, позволяющим классифицировать травму как производственную, может быть распоряжение работодателя. То есть если сотрудник получил увечье, когда двигался к рабочему месту по распоряжению своего начальника. И при этом абсолютно не важно, на каком именно транспорте сотрудник следовал на своё рабочее место.

Даже производственная травма по дороге на работу пешком будет причиной требовать компенсацию.

Также обратите внимание на то, что случаи производственной травмы, и то, кто несет за них ответственность, что должно выплачиваться и другие важные факторы, могут быть изменены только законодательно, правительством Российской Федерации. Работодатель не имеет никакого права диктовать, какие случаи являются производственной травмой, или ограничивать сотрудника в получении каких-нибудь обязательных выплат, гарантий.

Даже если сам работник написал заявление, в котором говорит о том, что он снимает с работодателя любую ответственность за своё здоровье или конкретный случай производственной травмы – это не имеет абсолютно никаких юридических последствий. Работодатель всё равно несёт ответственность за здоровье своих сотрудников и обязан возместить им медицинские расходы. Об этом говорится в ст. 9 и ст. 8 ТК РФ.

Перечень несчастных случаев, которые рассматриваются законодательством и подлежат учету и расследованию, изложен в ст. 227 ТК РФ. Также дополнительные случаи можно увидеть в п. 3 Положения №73 “Об особенностях расследования несчастных случаев на производстве”, которое установлено и утверждено Министерством Труда Российской Федерации в 24.10.2002.

Производственная травма в командировке

Отдельным пунктом следует рассмотреть производственные травмы в командировке. Являются ли они производственными увечьями, может ли сотрудник рассчитывать на компенсацию по такому делу?

Самое важное, что стоит установить во время расследования травмы, полученной во время командировки – в чьих интересах действовал сотрудник, когда получил увечье.

Он делал что-то в интересах своего прямого работодателя, то есть совершал трудовую деятельность, или действовал в личных целях? И, в зависимости от случившегося, этот факт может устанавливаться и расследоваться абсолютно по-разному.

Если работник получил травму во время следования в командировку (или если возвращался из неё), то работодатель должен организовать специальную комиссию. Она будет заниматься расследованием и, в конце концов, скажет, стоит ли считать этот случай производственной травмой. О том, по каким критериям начальство должно собирать комиссию, говорится в ст. 229 ТК РФ.

Отдельно стоит разобрать ситуацию, когда сотрудник получил увечье, когда был откомандирован начальством организации не в конкретное предприятие, а действовал самостоятельно.

Это, например, может быть юрист, получивший травму, когда ему необходимо было подписать бумаги с другой стороной договора и при этом сам он представляет интересы только своей организации.

В таком случае комиссию собирает тоже работодатель попавшего в происшествие сотрудника, но при этом он может включить туда лиц от второй стороны договора.

Также стоит разобрать производственную травму, полученную в командировке за границей Российской Федерации. Акт о случившемся происшествии обязана составить та сторона, к которой был направлен сотрудник, если несчастное происшествие случилось в таких странах, как:

  • Кыргызстан;
  • Беларусь;
  • Казахстан;
  • Украина;
  • Армения;
  • Азербайджан;
  • Узбекистан;
  • Таджикистан;
  • Молдова;

Они должны также зафиксировать сам факт травмы. И это правило работает как в эту, так и в обратную сторону. То есть, если сотрудник одной из этих стран приехал по командировке в Российскую Федерацию и получил здесь травму, то принимающая сторона должна сделать то же самое – составить акт, зафиксировать травму.

А если сотрудник, находящийся в командировке, прикреплен к принимающему его предприятию, то начальство этого производства должно не только составить все нужные акты, но и взять на себя часть обязанностей работодателя травмированного человека. А именно, оно должно организовать комиссию и, что самое важное, провести полное расследование случившегося. Но кроме этого организация, к которой прикреплен откомандированный сотрудник, обязана:

  • Послать уведомление в ту страховую службу, с которой сотрудничает предприятие, где работает травмированный человек;
  • Составить и оформить нужный акт о том, что несчастный случай имел место;
  • Если полученное увечье повлекло серьезные последствия, привело к смерти или если несчастный случай произошел с несколькими сотрудниками, то принимающая сторона обязуется отправить работодателю специальное уведомление об этом.

Выплаты по производственной травме

Разобравшись с тем, какие случаи являются производственной травмой, стоит задаться другим вопросом – каков размер компенсационной выплаты, которая полагается травмированному сотруднику?

  • Работодатель обязан покрыть стоимость больничного листа, который предоставить сотрудник. Это делается из тех средств, которые начальник организации выплачивал на страхование как раз от таких случаев. Но поскольку работодатель уплачивает взносы в ФСС за каждого сотрудника, затраты компенсируются из средств Фонда. И стоит отметить, что стаж работы не имеет никакого влияния на то, в каком размере покрывается больничный лист. Он в любом случае должен быть компенсирован полностью. Для того, чтобы получить такую компенсацию, сотрудник должен оформить специальный акт – лист о нетрудоспособности. Это можно сделать в том медицинском учреждении, где его лечили.
  • Выплата, которая совершается единовременно. Размер подобной выплаты зависит только от того, насколько сильную травму получил сотрудник – этот критерий устанавливается в ФСС.

Также сотрудник имеет право обратиться в суд для того, чтобы ему возместили полученный в связи с травмой материальный и моральный вред.

Стоит отметить, что комиссия устанавливает не только сам факт получения травмы, и является ли она производственной, но и то, насколько сильный вред был причинен здоровью.

Если увечье легкое и не понесло за собой никаких серьезных последствий, то ФСС вообще не занимается возмещением средств и компенсацией ущерба. Эта обязанность перекладывается на плечи работодателя.

(34 голос., 4,50 из 5)
Загрузка…

Источник: https://sovetkadrovika.ru/organizaciya-biznesa/proizvodstvennaya-travma-po-doroge-na-rabotu-i-s-raboty-domoj.html

К какой категории отнести травму по пути на работу и что делать в этом случае

Нс по пути на работу

Мало кто знает, как действовать, если по пути на работу была получена травма. А если за это полагается выплата, вопрос приобретает еще большую актуальность. Несчастный случай может произойти внезапно, и никто от этого не застрахован.

Если травма получена по пути на работу, то относится ли она к производственной

Гражданин пошел на работу и по дороге получил травму. Относится ли данное травмирование к производственному? Нужно ли проводить расследование?

Когда человек получает травму по пути на работу, то это расценивается как связанное с производством обстоятельство. Но производственной ее называть будет неправильно.

Служебное расследование проводится:

  1. Когда сотрудник передвигался на транспорте, предоставленном предприятием. Важно, чтобы транспорт использовался для служебных целей.
  2. При получении травмы работником в командировке и на транспорте работодателя.
  3. Если во время пересменки водитель травмируется.
  4. Во время устранения последствий катастрофы происходит несчастный случай с работником.

В локальных актах должно быть отражено, как регулировать вопросы между сторонами при травмировании по пути на работу. 

Например, сотрудница после работы зашла в магазин, а после вышла и упала на крыльце, сломала ногу. Будет ли этот случай отнесен к связанному с производством? Нет, так как она изначально посетила магазин.

Не связанное с производством травмирование

Если сотрудник получил травмирование по пути на работу, как определить, производственное оно или нет? Травма считается производственной, если сотрудник находился на транспорте, предоставленном предприятием, но при этом учитываются несколько условий:

  • использование личного авто по распоряжению руководства предприятия, а также если эти сведения фигурируют в трудовом соглашении;
  • в администрации предприятия имеется копия техпаспорта средства передвижения;
  • осуществляется учет разъездов работника.

Если не выполняется хотя бы одно из условий, то травмирование относится к бытовому.

Нормативная база

Расследование несчастного случая осуществляется на основании:

  • трудового законодательства;
  • локальных актов, разработанных на предприятии.

Если сотрудником был использован личный транспорт для поездки или в трудовом соглашении изложено, что транспорт используется в личных целях, то необходимо проводить расследование.

Не всякое травмирование относится к производственному. К таковым относятся:

  • удары электрическим током, в том числе телесные повреждения;
  • охлаждение, тепловые удары, перегрев, обморожение;
  • если от животных или насекомых получены укусы;
  • иные травмы.

Травмирование подлежит расследованию, но в пределах ТК РФ. Оплата осуществляется независимо от стажа работы в полном объеме. Затраты администрации также пойдут на реабилитацию сотрудника после болезни, приобретение лекарственных средств и иные расходы, связанные с утратой трудоспособности.

По результатам МСЭК определяется процентное отношение к нанесенному вреду. После госпитализации в медучреждении возмещаются расходы. Если травмирование отнесено к категории легких, то компенсация осуществляется за счет работодателя.

Последовательность действий пострадавшего

Если сотрудник получил травму, то ему необходимо выполнить следующие действия:

  1. Обратиться в медучреждение для оказания первой помощи самостоятельно или с помощью очевидцев.
  2. Написать работодателю объяснительную, где подробно описать случившееся. Очевидцы тоже должны изложить информацию.
  3. Представить справку из здравпункта о степени тяжести.

Не исключено, что сотрудник не сразу заявит о степени тяжести травмы. В связи с этим, если травма даст знать о себе по истечении времени, то он может заявить о ней когда угодно. На расследование отводится месяц.

Что должен делать работодатель

При получении информации о травмировании сотрудника работодатель обязан:

  1. Попросить пострадавшего и очевидцев произошедшего написать объяснительные по этому поводу.
  2. Создать комиссию по проведению расследования. Для этого необходимо медзаключение о степени тяжести.
  3. После расследования оформляется акт по форме Н-1.
  4. Оплата больничного производится за счет работодателя, если происшествие произошло по вине администрации предприятия.

Действия работодателя регламентированы нормативными документами.

Перечень документов

Для расследования несчастного случая требуется подготовить перечень документов:

  1. Приказ по предприятию, в котором назначается комиссия по расследованию во главе с председателем. Членами комиссии не могут быть заинтересованные лица.
  2. Документы из медицинской организации об отнесении случая к степени тяжести.
  3. Показания очевидцев и личная объяснительная от пострадавшего.
  4. и фотосъемки с места происшествия по возможности. Если место невозможно оставить в том виде, при котором произошел несчастный случай, то видеоматериалы не будут востребованы.
  5. Сведения о проведении инструктажей, копии личных карточек о выдаче спецодежды и СИЗ.
  6. Результаты наркологической экспертизы для подтверждения, что работник находился в нормальном состоянии.
  7. Схема места, где произошел несчастный случай.
  8. Документ, где определено отношение несчастного случая к категории не связанного с производством.

Источник: https://naimtruda.com/ohrana/travma-po-puti-na-rabotu.html

Что считается производственной травмой по пути с работы или на нее

Нс по пути на работу

Безопасность труда на производстве регулируется специальными законодательными актами и Трудовым кодексом. В нем есть отдельные статьи, устанавливающие ответственность работодателя за здоровье своего работника не только во время исполнения своих прямых обязанностей, но и по пути на работу и с нее. Однако здесь имеются некоторые нюансы, учитываемые при оплате такого больничного.

Что считается производственной травмой по дороге на работу

Согласно Трудовому кодексу, обстоятельства получения травм и их тяжесть бывают разными. Производственная травма по дороге на работу или обратно оплачивается в полном объеме, если соблюдаются условия, прописанные в законе. Прежде всего, это место и время травмирования человека.

Получение травмы по дороге на работу

Если человек получает увечье по пути на службу, закон расценивает это как травму, полученную на производстве. Чтобы отнести ее к данной категории, проводится специальное служебное расследование. Делается это в следующих случаях:

  • если работник ехал на служебном транспорте. Предоставляемое в пользование сотрудника транспортное средство должно в этот момент использоваться строго по назначению;
  • когда сотрудник находится в командировке и на рабочей машине, а несчастный случай происходит во время пересменки;
  • если травма получена при устранении катастрофы.

В оформляемых документах точно указывается время работы и получения травмы. Это необходимо для устранения разногласий между работником и администрацией по поводу оплаты временной нетрудоспособности. Каждая организация имеет право самостоятельно определять время, которое должно пройти с момента окончания работы до получения травмы, чтобы она была отнесена к производственной группе.

Считается ли производственной травма, полученная по дороге на работу

Травма по пути на работу не признается производственной, если присутствуют следующие обстоятельства:

  • передвижение происходило на общественном, не принадлежащем предприятию транспорте;
  • поездка на личном транспорте не по производственной необходимости;
  • если сотрудник передвигался пешком и не по поручению работодателя.

К сведению! Если несчастный случай с работником произошел в обеденный перерыв или по время перекура, то по Трудовому кодексу это тоже будет считаться производственной травмой.

Однако на каждом предприятии принимается ПВТР. Это документ для внутреннего пользования, в котором учитываются особенности производственного процесса, длительность рабочего дня и обеденного перерыва.

Кроме того, работник может в индивидуальном порядке выбирать продолжительность и время при оформлении трудового договора.

Полученная в перерыв травма будет считаться производственной, если работник:

  • был на своем рабочем месте;
  • не выходил за пределы предприятия;
  • обедал или направлялся в столовую, принадлежащую компании.

Обратите внимание! Если, например, сотрудник получил пищевое отравление при принятии пищи в этой столовой, то это будет считаться производственной травмой.

Что касается перекура в рабочее время, то, если это предусмотрено в ПВТР, ситуация может трактоваться неоднозначно, и комиссия может принять решение как в пользу предприятия, так и в пользу работника.

Важно! Травма, полученная сотрудником во время проведения корпоратива (он может упасть или сломать руку) не может считаться производственной, так как произошла в нерабочее время.

Действия работодателя, если сотрудник получил травму на производстве

Если кто-либо из работников получил травму на рабочем месте или по пути на службу, работодатель прежде всего обязан:

  1. в случае необходимости оказать первую помощь, вызвать скорую помощь или обеспечить доставку пострадавшего в лечебное учреждение;
  2. в приказном порядке создать комиссию для расследования обстоятельств происшествия и выявления виновных. В ее состав включаются представители администрации компании и органов контроля над травматизмом на производстве;
  3. оформить по форме, утвержденной законодательством, акт о несчастном случае.

Производственная травма: что это такое

Оформленный в медицинском учреждении больничный лист работодатель оплачивает согласно анализу отчета о расследовании. Это может быть 100 % оплата или отказ от выплаты, если вина работника доказана.

К сведению! Сотрудник имеет право обжаловать отрицательное решение администрации по данным выплатам в суде.

Действия пострадавшего

При получении комиссией доказательств нарушения пострадавшим правил охраны труда и техники безопасности или нахождения его в состоянии алкогольного опьянения может последовать отказ администрации в получении компенсационных выплат.

Как оплачивается производственная травма по больничному листу

Чтобы были учтены интересы травмированного и семьи, ему разрешается лично участвовать в ходе расследования. Кроме того, согласно статьям Трудового кодекса, у пострадавшего есть право ознакомиться со всеми материалами.

После завершения работы, комиссия обязана оформить акт, без которого выплата компенсации невозможна.

Для оформления компенсации работник должен предоставить следующий пакет документов:

  • правильно оформленный акт о несчастном случае;
  • справку с диагнозом и заключением о потере трудоспособности из медицинского учреждения;
  • справку 2 НДФЛ о средней заработной плате;
  • копия трудового договора и трудовой книжки;
  • паспорт или заменяющий его документ.

Работник ни в коем случае не должен:

  • после получения повреждений возвращаться на рабочее место;
  • расписываться за проведенный инструктаж по технике безопасности задним числом;
  • подписывать другие, составленные руководством документы;
  • отказываться от вызова медицинской помощи.

К сведению! Все это приводит к признанию его виновным в несчастном случае и отказе руководства выплатить компенсацию.

Виды и тяжести повреждений

Чтобы узнать, травма по дороге на работу считается ли производственной, необходимо понять какие именно увечья относятся к данной категории.

Медосмотр при приеме на работу (предварительный)

Это могут быть:

  • телесные повреждения разной степени тяжести;
  • солнечный или электрический удар;
  • получение обморожения и ожогов;
  • укусы, полученные от животных или насекомых;
  • утопление;
  • удар молнией;
  • радиоактивное излучение;
  • стихийное бедствие или взрыв;
  • происшествие на транспорте и другие аварийные случаи.

По сложности несчастный случай при следовании на работу может быть:

  • тяжелым. При нем нанесенные повреждения могут быть опасными для жизни человека или привести к инвалидности в дальнейшем;
  • средней тяжести. Не несущие опасности для жизни, но требующие долгой реабилитации. К ним относятся переломы рук и ног, ушибы внутренних органов при падении и т. д.;
  • легкие. Это могут быть незначительные ушибы и ссадины, не требующие продолжительного лечения.

По количеству пострадавших, производственные травмы бывают:

  • одиночными. Когда пострадал один сотрудник;
  • групповыми. Травмированными оказались два и более человека.

По причинам возникновения травмы могут быть:

  • механическими;
  • электрическими;
  • термическими;
  • химическими.

Причины наступления несчастного случая на производстве делятся на три группы:

  • организационные. Возникшие в результате нарушения правил техники безопасности;
  • технические. Происходят из-за поломки оборудования, плохого освещения участка и отсутствия запрещающих знаков;
  • личностные. Вызываются неосторожностью или невнимательностью работника.

Важно! Главным условием признания травмы производственной является невозможность выполнять работником своих обязанностей.

Тяжелая производственная травма по дороге на работу

Документальное оформление

Оформление несчастных случаев по пути с работы и на работу ничем не отличается от порядка действий при травмировании на рабочем месте. Перечень необходимых документов есть в Трудовом кодексе. В него входят следующие документы:

  • первичный протокол осмотра места происшествия (No7);
  • журнал записи травм на производстве;
  • акт о травме на производстве;
  • приказ о созыве комиссии по расследованию;
  • решение комиссии, заверенное всеми его членами с учетом всех фактов и определением виновной стороны.

Образец оформления акта о производственной травме

Оформление расследования

После опроса свидетелей и пострадавшего, а также запроса информации из Дорожной инспекции (если произошло ДТП), комиссия составляет акт формы Н-1 в трех экземплярах. Его высылают пострадавшему, работодателю и органам ФСС.

Комиссия по расследованию случая

После создания комиссии начинается расследование по несчастному случаю. Если травма легкая, в ее состав включаются только работники самого предприятия.

Как правило, это руководитель, а также представители отдела кадров и бухгалтерии.

При тяжелых травмах в комиссию необходимо включить представителей социальной службы, инспекции по труду и органов местного самоуправления. Главой назначается представитель Роструда.

Какие выплаты полагаются пострадавшему работнику

Согласно Трудовому кодексу, пострадавшим полагаются следующие денежные компенсации:

  • страховая единовременная выплата;
  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • ежемесячные страховые выплаты;
  • возмещение расходов на лечение и поездку в лечебное заведение.

Обратите внимание! В зависимости от сложности травм сотрудник имеет право на дополнительные выплаты, предусмотренные трудовым договором или другими соглашениями.

При получении инвалидности или после смерти работника, произошедших вследствие несчастного случая на производстве, администрация обязана выплатить его семье утраченный заработок, оплатить расходы на лечение, реабилитацию или возместить стоимость расходов, связанных со смертью.

Что делать, если работодатель не выплачивает положенные компенсации

Нормальный руководитель крайне редко отказывается оплачивать больничный лист сотрудника, получившего травму по дорогу на работу. К тому же средства на лечение и выплату компенсаций приходят из фонда ФСС.

Если все же это произошло, работник может обратиться:

  • в Трудовую инспекцию;
  • в орган ФСС;
  • в мировой суд.

Решение споров в мировом суде происходит в течение месяца.

Предотвращение несчастных случаев на производстве

Травмы на производстве неприятны не только тем, что страдают люди, но и необходимостью проведения расследования, почему такое произошло. Поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия, которые позволят снизить их количество.

Медосмотр на рабочем месте

К ним относят:

  • проверку помещения и оборудования;
  • обучение сотрудником правилам техники безопасности;
  • обеспечение сотрудников спецодеждой и средствами защиты;
  • проверка правильности обустройства рабочих мест;
  • проведение медосмотров.

Такие меры профилактики несчастных случаев необходимы на любом производстве.

Травма, полученная по дороге на работу или с нее, приравнивается к производственной, если соблюдаются нюансы, перечисленные в ТК РФ. Для принятия решения необходимо собрать комиссию, и только после этого сотрудник может рассчитывать на компенсацию.

Источник: https://ohranatryda.ru/chp/proizvodstvennaa-travma-po-doroge-na-rabotu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.