Нужно ли развенчиваться при разводе

Милостью Божией: как получить развод после венчания

Нужно ли развенчиваться при разводе

Хотя венчанный брак – шаг куда более серьезный, чем светское оформление отношений, предполагающий нерушимость духовных уз на небе и на земле, в жизни бывает всякое.

Что же делать с данными в церкви клятвами, как завершить отношения правильно, не усугубляя и без того совершённый грех? Конечно же, церковь относится к подобным ситуациям критично, но милосердие к человеческой природе не позволяет ей отвернуться от прихожан на сложном этапе их жизни.

Как снять церковный запрет?

Православная церковь считает, что браки заключаются на небесах, поэтому о слове «развод», а уж тем более «развенчание» и речи быть не может.

Во время таинства венчания происходит мистерия, где жених олицетворяет Христа, невеста – Церковь, а их брак – священный союз, запечатлённый в вечности.

Как такая нерушимая связь может быть разрушена кем бы то ни было, людьми или государством?

Но расставания по той или иной причине случаются, а значит, с ними необходимо что-то делать. Любой батюшка будет до последнего бороться за сохранение брака и призывать к тому же своих прихожан, ведь развод для православных – грех. Но если восстановление союза невозможно, то считается, что человеку лучше поискать нового спутника жизни, чем жить в блуде.

Важно! Ответственное решение о расторжении венчанного союза может принять только высокий церковный чин.

Для начала паре, желающей развестись, необходимо оформить развод официально в ЗАГСе, а затем написать епархиальному архиерею. В письме необходимо описать ситуацию подробно, но без лишнего негатива по отношению к бывшей половинке, а также приложить все необходимые документы. Далее останется только смиренно ждать ответа.

Даже если вы – пострадавшая сторона, к вашему письму всё равно необходимо прикрепить согласие на развод супруга, кроме случаев, когда это физически невыполнимо, к примеру, человек пропал без вести.

Развенчаться против воли второго супруга нельзя, так как, по мнению церкви, если человек грешит, но всё равно цепляется за семью, значит, что-то ещё можно починить.

Следует отметить, что процедура не является развенчанием в полном понимании. У бывших супругов сохраняется духовная связь в глазах церкви и Бога, но при этом невиновной стороне даётся возможность построить новые отношения. Естественно, перед разводом необходимо исповедаться, покаяться и, возможно, выдержать епитимью.

Церковь считает, что в любом разрыве всегда виноваты обе стороны, но стоит понимать, что если отношения закончились по вашей вине, то и наказание будет суровее.

Причины для расторжения союза

Нет двух одинаковых семей, двух одинаковых случаев. Одно дело, если венчание произошло не из-за глубокой веры супругов, а из-за модного веяния, желания угодить родителям и пройти через красивый ритуал.

Другое – если есть объективные проблемы, и, находясь вместе, люди отдаляются от Бога сильнее, чем взяв на себя грех разрыва. Поэтому каждое прошение рассматривается в индивидуальном порядке.

Однако есть некоторые моменты, которые увеличивают вероятность благоприятного исхода.

Церковь позволяет развод в следующих случаях:

  • измена одной из сторон: вначале батюшка постарается примирить супругов, напомнить о том, что все мы совершаем ошибки, но если это не удастся, то шанс на расторжение отношений многократно повышается;
  • переход мужа или жены в другую веру;
  • жена сделала аборт без согласия мужа и наличия медицинских противопоказаний;
  • бесплодие – очень сложный момент: строгий батюшка откажет, если это единственная причина, ведь только Богу решать, сколько детей будет в семье;
  • диагностированный алкоголизм или наркомания: обязательно нужна справка из медицинского учреждения, просто любовь выпить уважительным поводом не является;
  • насилие в семье, также задокументированное в правоохранительных органах;
  • неизлечимое, опасное для будущих детей заболевание, к примеру, СПИД или сифилис;
  • диагностированное неизлечимое психическое расстройство;
  • сексуальные извращения, в особенности угрожающие детям;
  • длительное тюремное заключение;
  • новый гражданский или официальный брак бывшего супруга;
  • пропажа без вести на срок более 3 лет.

Совет! Если ваши причины не входят в список выше, не стоит отчаиваться – подавайте прошение со своими аргументами. Православная церковь милосердна и старается входить в положение всех без исключения своих чад.

Как расторгнуть?

Итак, если вы твёрдо решили, что брак закончен, то сначала необходимо развестись в глазах государства. Лишь после получения свидетельства о разводе в ЗАГСе можно писать епархиальному архиерею.

Помните, что подать прошение вы можете в одиночку, но разрешение от супруга принести всё равно придётся.

Существуют определённые шаблоны написания писем архиерею, можно пользоваться ими, можно писать самостоятельно, от сердца.

Не стоит описывать ваши причины слишком сухо, ведь церковь – это не бюрократическая система, или, напротив, слишком эмоционально – чувства можно выразить своему духовнику, но никак не высокому церковному чину.

Если архиерей посчитал ваши причины легитимными, то вы получите благословение на новый брак, подтверждающую это бумагу, и сможете венчаться второй раз. Но помните, что более трёх браков церковь не приемлет, так что хорошенько подумайте перед следующим походом под венец.

Обязательно побеседуйте с духовником, батюшкой, который вас венчал. Он разъяснит все спорные моменты, даст необходимые советы, а также сумеет поддержать в трудную минуту.

Документы

В церковь с собой стоит взять:

  • паспорта;
  • свидетельство о разводе;
  • свидетельство о венчании;
  • письмо архиерею;
  • любые документальные подтверждения указанных причин для развода – медицинские справки, заключения от правоохранительных органов.

Развод в других религиях

Все мировые религии сходятся в том, что расторгать брак – грешно, но из-за слабости человеческой природы ставить абсолютный запрет на развод бессмысленно. Если попытки примирить супругов и вернуть их в семью оказались безуспешными, а в семье сложилась исключительная ситуация, священнослужители позволят отказаться от данных клятв.

Важно! Процедуре будет предшествовать разговор с духовником, а в случае с католической церковью и целый церковный суд, но в конечном счёте разводящимся всё равно пойдут навстречу.

Есть ли развенчание в церкви у католиков?

Католическая церковь относится к разводам, с одной стороны, гораздо непримиримее, а с другой – мягче, нежели православная. Для католиков нормальным считается гражданский развод и раздельное проживание. В некоторых случаях это даже не будет являться грехом. А вот развенчание, снятие с себя данных перед Богом клятв, – совершенно неприемлемо.

После католического венчания единственная возможность – признание брака недействительным, аннулированным, причём выносить такой вердикт будет не один священнослужитель, а целый трибунал.

Разбирательство по аннулированию католического брака нередко растягивается на годы.

Даже при объективно доказанной вине одной из сторон никто не гарантирует развода. Основанием для разрыва чаще всего является измена, но возможны также и иные причины – импотенция, нарушение обязательств. В случае насилия в семье, психического заболевания, алкоголизма или наркомании католическая церковь может предложить больному супругу пройти лечение, а второму подождать.

В более сложных, нестандартных ситуациях – смириться, терпеть и извлечь урок, который жизнь пытается преподать той или иной проблемой.

Можно ли разводиться у мусульман?

Несмотря на бытующее мнение о том, что ислам не допускает никаких разводов после никаха, особенно инициированных женщиной, это не совсем так.

Аллах негативно относится к краху семьи, но получить развод в случае необходимости вполне реально. Мужчине достаточно сказать «ты разведена» или «ты свободна», чтобы начался «буферный период», в течение которого пара может изменить своё решение и починить пробитую любовную лодку.

При этом муж совершенно не обязан объяснять своё решение, хотя такое поведение крайне не приветствуется и может привести к определённым социальным проблемам и последствиям.

Женщине же, если она желает развестись, следует обратиться за помощью к имаму. Тот берёт на себя ответственность за защиту её интересов на бракоразводном процессе.

Основанием для расставания может стать недостаточная финансовая обеспеченность мужа или любая иная несовместимость.
Важно! Семья в исламе священна, брак означает союз двух семей, а потому разводы так редки и применяются они лишь как крайнее средство.

Сегодня венчание – это дань моде, а после расторжения брака у бывших супругов возникает множество вопросов: существует ли развенчание церковного брака, как развенчаться, можно ли развенчаться? Ответы на эти вопросы в видео:
https://youtu.be/7tyMaDIEYAM

Заключение

Развестись после венчания сложно, но возможно. Конечно, стоит заранее осознавать, что таинство соединит вас с определённым человеком на всю жизнь, поэтому подходить к венчанию нужно осознанно.

Если ошибка уже совершена, то дело церкви – помочь её исправить.

Уважительные причины, искреннее раскаяние и желание жить в православной традиции позволят пережить развод с минимальными потерями, а «очищенные» бывшие супруги смогут спокойно двигаться к новому союзу.

Источник: https://wedus.online/tradisii/venchanie/razvod.html

Не «развенчание», а благословение на новый брак: псковский священник рассказал, что делать при разводе

Нужно ли развенчиваться при разводе

Тему этой публикации нам подсказала читательница Псковской Ленты Новостей, приславшая в конце марта на адрес рубрики «Вопрос-ответ» проекта «ПЛН-Церковь» письмо, в котором она  попросила совета в непростой ситуации.

Ольга – так представилась псковичка – написала, что пару лет назад вышла замуж и обвенчалась.

В настоящее время супруги приняли решение развестись, но супруг Ольги отказывается обращаться к священнику с просьбой о развенчании, ссылаясь на то, что стал неверующим.

Как поступить в сложной ситуации, можно ли развенчаться в церкви «в одностороннем порядке», как в принципе нынешние псковские священники относятся к разводам? Вопрос, как нам показалось, требует более детального рассмотрения, чем отдельная частная ситуация. О том, что делать в случае развода и как часто псковичи обращаются к священнику с такими проблемами, мы поговорили с руководителем социального отдела Псковской епархии, настоятелем храма Василия на горке протоиереем Андреем Большаниным.

– Отец Андрей, сегодня часто можно услышать о «развенчании». Существует ли в реальности такой чин?

– Во-первых, в Библии говорится не о венчании, а о браке. Бог освятил брак. Некоторые считают, что, если они не повенчались, брак не имеет никакой ценности. Но даже невенчанный – это все равно брак, заключенный по законам государства, по людским законам. Венчание – это благословение Церкви.

Верующим людям необходимо совершить брак по законам общества и обязательно нужно получить благословение Церкви на такое важное дело, как совместная жизнь, рождение детей. К этому надо относиться, конечно, ответственно. Сейчас браки распадаются, и это ужасно.

Потому что разрушим семью – и государства не будет.

«Развенчание» – это народное название. Не дается никакого документа, где было бы написано: «Вы развенчаны».

Если люди разрушили семью, они идут в соответствующие органы, и потому уже, снисходя к их немощи, учитывая каноны и современные реалии, священноначалие, если это возможно, идет на встречу и дает благословение на новый брак и венчание. То есть никто никого не «развенчивает» – так говорить неверно.

Правильнее сказать – «дается благословение». Вообще по правилам благословение на брак получает пострадавшая сторона. В данном случае женщине изменил супруг – значит, она пострадавшая сторона. Ей дается снисхождение. Он не заслуживает снисхождения: он бросил свою семью.

Это ужасно, это трагедия для супругов, для их детей, для всего общества. Но вместе с тем Церковь понимает: люди могут наломать дров, а после умнеют, раскаиваются. Тогда, если прежний брак восстановить невозможно, дается благословение на создание новой семьи.

В ситуации с женщиной, приславшей вопрос, мнение супруга неважно, она может написать прошение и без мужа. Ей дадут благословение вступить в новый брак, если сочтут, что она заслуживает снисхождения. Сейчас все чаще случаются такие истории, что у священников голова кругом идет. Сериал «Санта-Барбара» – и то проще со всеми его непонятными историями.

– К вам часто приходят люди с такой проблемой?

– Конечно.

– Что вы им говорите обычно?

– Я смотрю причину развода, спрашиваю, почему так получилось. У людей много всего бывает намешано. Человек, бывает,  женился не раз, разводился, помимо браков еще были связи, а потом в какой-то определенный момент жизни в нем что-то изменилось, и он пришел каяться.

Осознал всю неправду своей жизни и стал наконец-то верующим. Что ему теперь – пойти и закончить свою жизнь? Покаяние – как второе крещение. У человека всегда есть шанс на исправление. Только если действительно человек осознал свою вину и хочет исправиться.

У нас ведь много людей крещеных, но мало верующих.

– Какова последовательность действий человека, который решился просить благословения на повторный брак?

– Надо прийти в Епархиальное управление (оно расположено в помещениях подворья Псково-Печерского монастыря в Пскове на ул.Профсоюзной, 12 – от ред.). Там покажут образец заявления. Его необходимо заполнить, приложить копию гражданского свидетельства о разводе. Если брак не расторгнут официально, то такое заявление даже рассматривать не будут.

– А если люди в принципе не расписывались официально, а только венчались в церкви?

– Священников, которые венчают без свидетельства о браке, наказывают. Нельзя венчать, если нет росписи. Точнее, можно, но если регистрация в ЗАГСе планируется сразу после венчания.  До революции в нашей стране было принято объявлять на приходе о решении пожениться.

Тогда и говорилось: если кто-то знает, что препятствует этому браку, пусть объявит об этом. Ведь как могло быть: приехал из другой губернии, весь такой красивый хороший, нашел себе даму, стал за ней ухаживать, а у него жена где-нибудь в Киевской губернии с детьми живет.

До революции исключительно Церковь могла регистрировать браки. После 1917 года эту функцию забрало государство.

– Что происходит после того, как пара предъявила свидетельство о разводе?

– Они идут к духовнику в свой приход. Священник их исповедует. Он должен выяснить ситуацию, что у них вообще произошло. Бывают разные граждане. Женщина, например, может сказать: «Хочу развенчаться, потому что у меня любовь пропала».

Но это вообще не аргумент – у нее любовь каждые полмесяца может пропадать, и возникать новое чувство неизвестно к кому. Выяснив причины, священник пишет резолюцию об обстоятельствах развода, затем должна быть собрана каноническая комиссия в Епархиальном управлении.

На основании резолюции они рассматривают, подавать документ владыке на благословение снова венчаться или нет. Есть каноны, к ним и прибегают.

Сейчас каноны не применяют со всей строгостью. Раньше брали во внимание минимальное количество причин: измена, предательство родины, тяжкие преступления, смерть. Брак по церковным понятиям в принципе может прекратиться только смертью одного из супругов. В идеале человек, даже потеряв своего супруга, должен оставаться один.

Но зная человеческую немощь, церковь снисходила к человеку, назначала ему епитимью, на время отлучив от причастия. Потом уже венчали «по чину второбрачных». Если опять супруг умер – третий брак. Четвертый же брак церковь не признавала и приравнивала к блуду.

А у нас никто не умер, и живут чуть ли не в одном подъезде – первая, вторая, восьмая, десятая жена.

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа». Если присутствуют причины, названные выше, развенчаться после развода можно даже без согласия мужа или жены. При всех других обстоятельствах каждый конкретный случай рассматривается индивидуально. Вполне вероятно получить отказ, если священники сочтут недостаточность оснований.

– Сейчас требования не такие строгие к тем, кто расходится?

– Нет смысла применять правила, которые никто не сможет исполнить. Когда еще в нашей стране все восстановится!

– Как вы поступите, если к вам придет человек, желающий венчаться в четвертый раз?

– По правилам – ему не будет благословения. Если ты первый раз не сохранил брак, вторую жену бросил, третью, тут уже в пору лечиться нужно человеку идти, к психологу, выяснять, что в нем не так.

– Насколько часто происходят такие случаи в Пскове?

– Как и во всей стране. Часто. Статистика ужасная. Семьи распадаются, супруги даже три года прожить не могут вместе. Потому что в обществе преобладает распущенность и вседозволенность. Людей не останавливает, что они венчаные, что у них есть дети, не останавливает то, что жена будет чуть не впроголодь жить.

Люди, не боящиеся Бога, – жестокие существа: бросил жену с детьми и в Турцию уехал, выкладывает фотографии в соцсетях, какой он счастливый, какая у него новая великая любовь, и все общество говорит: да, у них любовь. А там зубы на полку кладет его жена с детьми, с ума сходит.

Таких историй куча по всей России – я не раз о таком слышал.

– Сколько времени примерно проходит с момента подачи заявления до получения благословения на повторный брак?

– Быстро не получится. Зависит многое от причины развода. Но, как правило, раньше года даже не рассматривают такие заявления. 

– Кто, по вашим наблюдениям, чаще является пострадавшей стороной в наши дни?

– Женщина. По крайней мере, так кажется на первый взгляд. Мужчина ведь уходит жить тоже к женщине. Вот и пойми – какая пострадавшая сторона: одной женщине горе, другой – сомнительное счастье.

Людям, вступающим в брак по церковному обряду второй раз, следует быть готовым к тому, что венчание будет проводиться по «второму чину» без возложения венцов. При условии, что один из брачующихся, жених или невеста, не были венчаны прежде, Таинство венчания проходит со всей торжественностью.

Венчальные атрибуты, оставшиеся от предыдущего брака, не несут в себе никакой мистической силы. Свечи можно сжечь, атрибуты раздать. Иконы хранить и нет в них ничего страшного.

Если разрешение на второе венчание просит человек, ставший причиной развода предыдущего союза, то церковь накладывает на грешника епитимию для искреннего раскаяния в совершенных проступках по отношению к прежнему венчанному супругу.

Срок епитимии зависит от величины греха, и заранее никто определить его не сможет. После развала семейного очага христиане находят утешению в молитве, по которой Бог дает новые отношения.

– Обычно священник разговаривает с обоими супругами или по отдельности?

– Как придут – если вместе, то с обоими.

– Что чаще всего указывают в причинах развода?

– Чаще всего – измена. Еще пишут: «не сошлись характерами». Часто указывают пьянство, наркоманию, игроманию.

Хотя опять же – архиерей будет принимать решение о благословении на новый брак, а не настоятель прихода. Некоторые священники уверены, если муж пьет – все равно нельзя разводиться.

Но я считаю, если женщину муж начал избивать, то это уже достаточный повод. Он ее покалечит – кто будет ребенка воспитывать?

Почему сейчас такое количество разводов? Потому что многие Бога не боятся и людей не стыдятся. Взрослое поколение сейчас составляют люди, которые зачастую выросли в неполных семьях. И как бы они не понимали, что это плохо, многие идут тем же путем, следуя плохому примеру родителей.

– С вашей точки зрения, есть ли шанс, что люди станут более осознанно относиться к браку, семейным ценностям?

– Если священники останутся на высоте, если у нас будут идти преобразования в лучшую сторону, то постепенно все вернется на круги своя. В церкви всегда есть большой процент истинно верующих людей – поэтому она и существует две тысячи лет.

А если снова «Бога отменят», как после революции, если вернут язычество, то можно будет потом не удивляться, что начнется главенство права сильного. Люди думают, что они стали очень культурные, и опуститься обратно они уже не могут, но история показывает, что это не так.

Если начнут отходить на задний план христианские ценности, постепенно можно прийти к мысли: если я такой важный, богатый и сильный, почему бы мне не иметь тысячу жен? И рабов заодно – рабство же никуда не делось.

Если человек Бога не боится, людей не стыдится, и если у него появляются ресурсы, силы и возможности, он очень быстро превращается в страшное существо, которое готово на все, лишь бы удовлетворить свои похоти.

Сейчас, я считаю, в мире осталась одна из самых главных ценностей – это семья. И ее интенсивно уничтожают. Семья – это основа, только в нормальной семье могут вырасти нормальные дети.

Где нормальные адекватные родители, там не надо объяснять, что мама не позволит себе орать как бензопила с утра до ночи, а папа не станет бить никого.

В такой семье вырастет адекватный ребенок, который сможет стать полноценным членом общества и создать нормальную семью, а не разводиться каждые пол-дня.

Беседовала Елена Никитина

Источник: https://pln-pskov.ru/church/chpu/342407.html

Расторжение брака

Нужно ли развенчиваться при разводе

В Священном Писании мало, но удивительно емко сказано о браке.

Нехорошо быть человеку одному… То есть человек предназначен к тому, чтобы не быть одиноким, чтобы во второй своей супружеской половинке обрести полноту2.

Сотворим ему помощницу, соответственную ему… В древнееврейском слово переведенное у нас как помощница дословно означает восполняющая. То есть жена восполняет мужа в бытии.

Оставит человек отца и мать, прилепится к жене своей; и будут одной плотью… Одна плоть – значит одно существо. Быть вместе, жить одной жизнью с одними устремлениями, ценностями, радостями и горестями…

Это в Ветхом Завете. Новый же подтверждает и усиливает то, о чем говорится в Ветхом.

Вспомним, как Христос приходит на брак в Кану, чтобы поздравить молодоженов и даже делает им свадебный подарок – претворяет воду в вино.

Или вспомним замечательные слова о любви апостола Павла: любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. О чем это? О том, что супружеская любовь, единство, обретенное еще на земле, перейдут с нами в вечность.

Или вот: людям, которые не работают над своим характером и из-за этого брак рушится хорошо бы вспомнить о своей ответственности за это, ибо Сам Христос говорил нам об этом итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Брак – это навсегда. Единство мужа и жены – это единство не психологического или социального характера, но онтологического. Я уже приводил слова Господа из рассказа о сотворении людей – прилепится к жене своей; и будут одной плотью. Интересно, что эти же слова повторяет Христос – в Евангелии от Марка (10, 8) и Матфея (19, 6).

Одна плоть – по древневр. басар – означает одно существо, один человек. Теперь понятно, почему единство мужа и жены св. Иоанн Златоуст уподоблял единству существующему между Лицами Святой Троицы: «Когда муж и жена соединяются в браке, они не являются образом чего-то неодушевленного или чего-то земного, но образом Самого Бога»3.

Православная Церковь всегда, во все времена подходила к браку именно с такими высокими требованиями. «Вы говорите о идеале», – часто слышит священник от современных людей и на это отвечает одно: «а Церковь всегда и вела людей к идеалу…»

Единобрачие – это идеал. Это то, на что призваны ориентироваться все люди. И именно поэтому священнослужитель, который по определению должен быть идеалом для своих прихожан, может быть только единобрачным.

Если, даже по уважительной причине, брак разрушается, священник или диакон не могут вступить в повторный. Так же принять священный сан не может человек, который повторно вступил в брак, или женится на второбрачной.

Этот принцип настолько строго соблюдается в Православии, что немало достойнейших людей не были удостоены священного сана и служат Церкви в чине мирянина (таковы многие профессора Духовных Семинарий и Академий, сотрудники Патриархии, епархий и проч).

Итак, по замыслу Божию супружество – это вечное и нерасторжимое установление. Но в реальности, из-за греховности людей, брак мог разрушиться. В Ветхом Завете в книге Второзаконие сказано, что развод возможен, если муж находит в жене что-нибудь противное4.

По мнению исследователей, первоначально, под противным понималась супружеская неверность. Однако впоследствии, иудейские толкователи стали искажать эту заповедь и допускать развод по любым причинам удобным для мужчины.

Даже одного его желания, сопровождаемого словами, что его жена ему противна, было достаточно, чтобы он считал себя свободным от брачных уз.

Против такого искажения выступает Христос.

Спаситель напоминает, что Бог сотворил мужчину и женщину, чтобы те стали одной плотью и говорит, что позволение Моисея о разводе дано по жестокосердию5 человеческому, как исключительная, крайняя, мера.

В другой раз Христос уточняет, что существует только одна уважительная причина для развода – супружеская неверность6 – но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует.

То есть Спаситель очищает от позднейших искажений древнюю, Моисееву заповедь и говорит, что только супружеская неверность, измены могут быть причиной развода.

Апостол Павел добавляет еще одну причину – неверие супруга/супруги, но и тут добавляет, что желательно верующему супругу терпеть, молиться и верить в обращение своей второй половины.

Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его… Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь7.

То есть мы видим, что Богом заповеданный идеал, попадая в наши руки – руки греховных, злых, неверных людей, может быть поврежден.

В самом деле. Возьмем первый случай – супружескую неверность.

Если наша вторая половина не желает работать над собой, если, несмотря на все наши увещевания, не хранит супружеской верности, а постоянно обманывает нас, блудит, изменяет, зачем превращать жизнь для всех в ад? Мне как пастырю известны совсем вопиющие случаи. Жены любой ценой хотели сохранить брак, и тогда мужчины приводили любовниц домой и поселяли в соседней комнате.

Если жена сама все это вытерпеть еще и может, то должны ли страдать от этого зрелища дети? Какой пример, какую модель семьи они воспримут, если знают, что папа постоянно изменяет маме, а мама с этим мирится?..

В случае супружеской неверности, после многократных попыток исцелить ситуацию, после увещеваний изменника, если все так и остается самым правильным шагом будет расторгнуть брак. Мириться с беззаконием, закрывать на него глаза – значит потакать греху, в каком-то смысле становиться соучастником греха.

Представим теперь картину обрисованную апостолом Павлом. Неверующая половина. С грустью скажу, что мне как пастырю приходится встречаться и с такими историями. Муж не пускает жену в храм. Он рвет и спускает в унитаз ее иконки, он до истерики доводит детей, унижая их идеалы, говоря гадости о вере и святынях.

Если есть такое откровенное неуважение, то нормален ли такой брак?.. Ведь брак – это единство. А тут единства нет. И если все это как-то приемлемо для жены – чаще всего, если жена не имеет детей и любит мужа, я советую бороться за брак, – то нужно ли все это для детей?

И тут, чтобы не мучить друг друга возможно расстаться.

Вот исходя из этих соображений Православная Церковь и допускает развод как крайнюю меру. Как единственный выход из ситуации, когда по человеческой глупости, греховности, жестокосердию, сохранить уважительные и терпимые отношения не удается.

…Когда Христос учил о браке, проблемы вражды против веры не существовало – верили все. Тогда единственной проблемой были измены.

При апостоле Павле ситуация изменилась. Язычники и иудеи превращали жизнь своей супруги/супруга принявших крещение в кошмар. Тогда апостол Павел вводит новую уважительную причину для развода.

Реалии современной жизни таковы, что появились иные страшные недуги и язвы общества.

Одна из них – алкоголизм и наркомания. Некоторое время назад я разговаривал с женщиной которая, как она сказала, «собственными руками убила сына». Представьте себе ужас ситуации. Женщина врач реаниматолог, отказалась вызвать скорую помощь сыну, корчащемуся от передозировки наркотиков. Она ушла курить на улицу, зная, что в квартире умирает единственный сын.

— Почему? Спрашиваю я.

— Потому, что я работаю много лет с такими людьми. Я таких видела тысячи. И знаю, что если их откачать, это просто продлит их муки.

Она курила на улице и плакала, зная, что сегодня будет поставлена точка в многолетней безуспешной борьбе против той наркотической зависимости, которой страдал ее сын8.

Это, конечно, крайний случай. Но сколько таких семей, где один из супругов изводит всю семью и подает жуткий пример детям и не только не может, часто не хочет бросать наркотики…

Или алкоголизм… Я специально привожу примеры максимально утрированные, потому, что жизнь бывает порой очень жестокой.

Одна моя прихожанка, мать двоих детей, долгое время отказывалась развестись со своим мужем алкоголиком. Он и мучил и бил детей, избивал в припадках ее, а она все терпела, да говорила: «Ничего, батюшка. Христос терпел и нам велел». «Но зачем вы подвергаете этим мукам детей?» – спрашивал я тщетно…

Закончилось все очень грустно. Папа допился до белой горячки, позвал детей в ванную и на их глазах повесился…

Долгое время эти дети лечились у психоневролога и доныне (спустя 3 года) состоят на учете.

Имеет смысл сохранять такой брак? Да и брак ли это?

Если мы еще можем допустить подобную голгофу для бездетных супругов, то имеем ли мы право невинными и бесправными участниками этих бед делать детей?

Для православного человека высшим авторитетом является голос Церкви. Этот голос Церкви звучит на Вселенских и Поместных соборах, в писаниях учителей и отцов Церкви.

Немалое внимание в документах соборов (особенно последних столетий) уделено вопросу о возможности или невозможности расторжения брака.

Так Поместный собор 1917-1918 годов в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве допустимых причин к разводу, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также:

отпадение супруга или супруги от Православия; противоестественные пороки; неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения; заболевание проказой или сифилисом; длительное безвестное отсутствие; осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния; посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей; снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга; неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим.

Этой теме посвящены параграфы документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятого на соборе в 2000 году.

Напомнив перечень оснований к расторжению брака принятый Собором 1917-1918 г., Социальная доктрина указывает: «В настоящее время этот перечень… дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Чтобы не создалось впечатления, будто православные определения слишком либеральны к греху и слабостям, приведу еще цитату из этого документа: «В целях духовного воспитания брачующихся и содействия укреплению супружеских уз священники призываются к тому, чтобы в беседе, предшествующей совершению Таинства Брака, подробно разъяснять жениху и невесте идею нерасторжимости церковного брачного союза, подчеркивая, что развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается».

Вот в таком ключе и решают подобные вопросы пастыри Православной Церкви. Но лучше бы эти вопросы не возникали.

Милость Божия и Его благодать да пребудет со всеми нами!

Мир вашим семьям и сил в перенесении испытаний, претерпевший же до конца спасется.

***

1 Статья написана для католического молодежного журнала «Радуга».

2 О монашестве и безбрачии «ради Господа» говорить не будем. Это особый, уникальный путь, где полноту, восполнение, человек обретает в Боге.

3 Беседа 26 на 1 Коринфянам, гл. 2.

4 Втор. 24, 1.

5 Мк. 10, 5.

6 Мф. 5, 32; 19, 9.

7 1 Кор. 7, 12-16

8 Я не разделяю ее мнения, о чем у нас состоялась серьезная духовническая беседа, но касаться этой темы мы не будем.

Источник: https://azbyka.ru/parkhomenko/rastorzhenie-braka.html

Развенчание в православной церкви: правила и порядок

Нужно ли развенчиваться при разводе

Designed by freepic.diller / Freepik

Чаще всего пары не придают особого значения процедуре венчания. Церемония, как правило, превращается в показательное выступление. При этом отношение к зарегистрированному в ЗАГСе браку аналогичное, о чем свидетельствует официальная статистика разводов. Во многих случаях мужчина и женщина заинтересованы как развенчаться в церкви после развода.

Можно ли исполнить мероприятие после официального расставания и нужны ли для этого веские основания?

В случае непримиримых разногласий между супругами и отсутствии споров, связанных с имуществом, нажитым общими усилиями, несовершеннолетних детей, партнеры могут расстаться. Для этого им нужно обратиться в ЗАГС. Орган производит юридически значимые действия, выдавая соответствующее свидетельство.

Церковный брак,в свою очередь, не имеет юридического отражения. При вступлении в него не оформляются бумаги, имеющие силу, а также узаконивающие права и обязанности лиц согласно семейному праву. Указанный институт не признает такого понятия, как «развенчание».

Это связано с отрицанием развода и постановкой семейных ценностей на первое место, даже если партнеры не способны найти общий язык в определенных моментах совместной жизни. Так, под развенчанием понимается заключение повторного духовного союза. Однако подобная операция также требует оснований.

Если их нет, то церковь может отказать сторонам.

Институт признает следующие причины вторичного венчания весомыми:

  • измена одной из сторон;
  • аборт, сделанный супругой без получения соответствующего согласия от мужа и необходимости, продиктованной медицинскими показателями;
  • изменение вероисповедания мужчиной или женщиной;
  • неспособность вести совместную жизнь, иметь детей. Подобные факторы зачастую являются следствием утраты дееспособности;
  • наличие недуга, способного привести к смертельному исходу (венерические заболевания, СПИД и т. д.);
  • вступление бывших супругов в повторные отношения;
  • пагубные пристрастия человека к спиртному и наркотическим веществам;
  • физическое насилие в семье;
  • сватовство;
  • отсутствие одного из супругов на протяжении длительного периода времени;
  • несоблюдение канонов, предусмотренных христианством. Это относится к заключению союза с родственниками или до момента достижения совершеннолетия.

Важно! Таким образом, супруги сами решают, необходимо ли им при разводе проводить аналогичные действия в церкви. Стоит помнить, что подобные действия возможны исключительно посредством повторного духовного брака. Одобрение со стороны института зависит от приведенных гражданином причин.

Порядок развенчания брака в церкви

Как уже было отмечено, общепринятой и установленной какими-либо нормами церемонии в церкви не существует. Она может лишь повторно благословить влюбленных.

При этом подобные действия допускаются и в отношении тех лиц, которые уже состояли в отношениях прежде.

Для этого после развода сторон, если проситель снова женился, нужно посетить Епархиальное управление, а также произвести несколько простых действий:

  1. подать прошение в адрес архиерея, приложив к нему необходимые документы;
  2. после получения ответа пройти собеседование со священнослужителем. Он будет спрашивать о причинах, побудивших заявителя к принятию решения. Если она окажется недостаточно веской, то в повторном замужестве будет отказано;
  3. получив благословение, потребуется посетить любой храм.

Вопрос:

Как устроена процедура вторичного венчания?

Ответ:

Повторное вступление в духовный союз практически ничем не отличается о первого раза. Вместе с тем в процессе вторичного венчания будет один момент, который никак не влияет на результат процедуры. Речь идет о возложении венцов на головы возлюбленных. Такие манипуляции осуществляются лишь при первом посещении церкви со второй половинкой. В остальном обряд полностью повторяет предыдущий.

Нюансы развенчания после расторжения зарегистрированных в ЗАГСе отношений

После разрыва отношений на официальном уровне в ЗАГСе или в суде провести аналогичную процедуру в храме не получится. Институт не предполагает выдачи документов о духовном расставании. В этом заключается основное отличие мирского развода от расторжения церковных уз.

При этом причины, достаточные для прекращения совместного пребывания в браке мужчины и женщины чаще всего недостаточны для вторичного прохождения процедуры в храме.

Так, расхождение интересов, проблемы с материальным обеспечением, не будут расцениваться церковью как веские причины.

Стоит заметить, что повторная церемония дозволяется только тому человеку, который не был повинен в разладе с предыдущим супругом, не замечен в прелюбодеянии. Разрешение дается только по завершении епитимьи, наложенной институтом.

Таких требований не предъявляется. Присутствие бывшего спутника не требуется. Для осуществления процедуры в одностороннем порядке необходимо лично посетить храм вместе со своим новым избранником (избранницей).

Какие документы потребуются и что еще нужно знать
о подготовке к замужеству?

Если граждане пришли к выводу, что их отношения пора заканчивать и у партнеров появились новые избранники, то им нужно подготовить следующие бумаги:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • бумага, подтверждающая официальное расставание с предыдущим партнером;
  • свидетельство о вступлении в духовную связь;
  • если развенчание связано с потерей одной из сторон дееспособности, болезнью, не поддающейся лечению, то инициатору придется представить документы, выданные медицинскими организациями;
  • документ, свидетельствующий о смерти (если партнер погиб).

Помимо поименованных бумаг, пара должна составить в адрес Епархии прошение, в котором будет обозначено желание пройти повторный обряд. Письмо формируется на имя архиерея. Спутникам понадобится подождать рассмотрения документа. Срок напрямую зависит от занятости Епархии. Стоит заметить, что заявка подается только одной из сторон. Личное присутствие обоих супругов совсем необязательно.

Многих интересует вопрос о необходимости уплаты сбора за совершение действий священнослужителем. На самом деле обряд не является юридически значимой процедурой, что отличает ее от регистрации в государственных органах. Поэтому платить за церемонию не придется. Однако следует помнить о добровольных пожертвованиях. Сумму определит священник и предложит внести ее в счет церкви.

Допустимое число духовных браков

Максимальное количество попыток скрепить себя и возлюбленного церковными узами строго ограничено. Нет никаких документов, устанавливающих это, но духовные представители исходят из того, что частое благословление невозможно. Фактически гражданин может воспользо- ваться тремя попытками.

При этом он должен вести порядочный образ жизни и следовать моральным принципам, диктуемым верой. Иногда даже третья попытка может не увенчаться успехом, особенно если лицу еще не исполнилось 50 лет. Попытка осуществления процедуры более указанного числа раз признается грехом.

Исключением в данном случае выступает ситуация со вдовцами, желание которых не порицается. Однако каждый из священников может иметь на этот счет свое мнение.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.