О приватизации государственного

178 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

О приватизации государственного
Бесплатная консультация юриста по телефону: Приватизация государственного и муниципального имущества — это присвоение движимого или недвижимого имущества Российской Федерации в собственность.

Собственником может быть физическое или юридическое лицо.

Закон № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества» был принят ГосДумой РФ 30 ноября 2001 года, а одобрен спустя 5 дней того же года.

Принципы закона:

  • Приватизация государственного и муниципального имущества была создана на основе существующего равенства покупателей. Деятельность гос. органов и органов местного самоуправления становится открытой;
  • Процедура приватизации осуществляется органами местного самоуправления собственноручно. Порядок процедуры представлен в настоящем Федеральном законе;
  • Приватизация в лице физических или юридических лиц осуществляется на платной основе, либо посредством передачи акций в акционерные общества.

 178 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

  • Глава 1 — Описывает общие положения Федерального закона №178;
  • Глава 2 — Описывает составление плана по приватизации государственными органами муниципального и государственного имущества;
  • Глава 3 — Раскрывает порядок проведения приватизации имущества;
  • Глава 4 — Содержит способы приватизации;
  • Глава 5 — Перечисляет особенности отдельных типов недвижимости по принятию ее в собственность физическими или юридическими лицами;
  • Глава 6 — Раскрывает способы оплаты и распоряжения денежными средствами от проданного муниципального или государственного имущества;
  • Глава 7 — Описывает правовое положение акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью;
  • Глава 8 — Перечисляет заключительные положения.

Последние изменения в Федеральный закон были внесены 1 июля 2017 года. также в это время были внесены правки в ФЗ 61. Читайте об этом тут;

Новые поправки

Как уже говорилось выше, последние изменения были внесены 01.07.2017. В частности, был изменен пункт 1 статьи 5, который излагается в новой редакции. Его идея такова: покупателями муниципального и государственного имущества могут быть любые лица, за исключением:

  • Юридических лиц, доля которых в уставном капитале РФ превышает 25%. Но в этом случае также действуют исключения, которые предусматриваются статьей 25 настоящего ФЗ;
  • Юридических лиц, которые обладают офшорными компаниями, находящимися под контролем государства.

Подобные ограничения не влияют на владельцев объектов недвижимости, которые не относятся к категории самовольных построек и находящихся на земельных участках государства.

При последней редакции закона №178 в статью 13 и 28 не было внесено изменений.

Ст 13

В статье 13 178 ФЗ описываются способы приватизации имущества (муниципального и государственного).

Основные способы приватизации:

  • Унитарное предприятие можно преобразовать в акционерное общество;
  • Имущество может быть продано на аукционе;
  • Имущество может быть продано на отдельных специализированных аукционах;
  • Продажа за пределы РФ;
  • При помощи публичного предложения;
  • Без объявления стоимости;
  • Внесение имущества в виде дополнительных вкладов в уставной капитал акционерного общества;
  • Реализация акций по доверительным отношениям.

Если унитарное предприятие числится как имущественный комплекс, то в процессе приватизации оно преобразуется в хозяйственные общества.

Стоит отметить, что приватизация муниципального или государственного имущества осуществляется только в соответствии со способами, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Ст 28

В статье 28 характеризуется отчуждение земельных участков. Приватизация имущества, которое находится на незавершенном этапе строительства, осуществляется вместе с отчуждением лицу, которое приобретает подобную недвижимость.

Приватизация унитарных предприятий осуществляется совместно с отчуждением земельных территорий. К примеру:

  • Земельные участки, которые находятся в пользовании или аренде унитарного предприятия;
  • Земельные территории, на которых расположены объекты недвижимости, входящие в состав собственности комплекса унитарного мероприятия.

Если на территории находятся постройки, которые полностью завершены, собственники, приватизируя недвижимость, обязаны взять в аренду эти постройки или приобрести у государства или муниципального образования.

Срок аренды — не более 49 лет. Иногда объект может находиться на территориях, которые были предварительно зарезервированы властями.

В таком случае аренда собственнику предоставляется только на срок, соответствующий сроку резервации государством.

Если на неделимом участке находятся здания и их необходимо приватизировать, соответствующий договор заключается со стороны собственника. Это может быть договор купли-продажи или аренды.

Если все части здания были приватизированы, физическое или юридическое лицо становится полноправным собственником объекта недвижимости.

В этом случае вместе со зданием можно приватизировать земельный участок.

В некоторых случаях при процессе приватизации, как описывается выше, принимается решение об отчуждении земельного участка. Однако если на земельной территории находится инженерная инфраструктура, она не поддается приватизации. Но возможно и исключение: если земельная территория получит статус публичного сервитута.

Отчуждению земельных территорий не подлежат следующие виды участков:

  • Транспортные земли для обеспечения коммуникации в морских портах;
  • Транспортные земли для обеспечения коммуникации в речных портах;
  • Аэропортах и т.д.

Скачать текст 173 ФЗ с последними изменениями

178 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» имеет свои нюансы и особенности. Кроме того, при изучении закона нужно учитывать все внесенные изменения.

Скачать закон №173 в последней редакции можно по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-privatizacii/

Федеральный закон о приватизации: общие положения, планирование, порядок и способы | Правоведус

О приватизации государственного

В соответствии с нормами Федерального закона № 178-ФЗ от 21.12.2001 г.

«О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией следует понимать возмездное отчуждение имущества, которое находится в собственности государства, в том числе муниципальных образований и субъектов РФ, в собственность организаций и частных лиц. Закон также устанавливает принципы приватизации, сферу действия, определение цен, порядок организации, условия, информационное обеспечение и другие важные аспекты в данной сфере.

Закон РФ о приватизации: общие положения

Структура обсуждаемого закона предусматривает 8 глав, которые подразделены на 46 статей, каждая из них регулирует отдельные вопросы, возникающие в области проведения приватизации. Например, статья 2 закона устанавливает принципы осуществления приватизации: 

  • приватизация проводится самостоятельно органами местного самоуправления в порядке, который установлен настоящим законом;
  • любая приватизация государственного имущества основывается на принципе равенства и открытости деятельности органов власти;
  • имущество отчуждается в собственность только на возмездной основе (за плату либо при передаче акций акционерных обществ, в уставной капитал которых вносится государственное имущество).

Сфера действия закона о приватизации достаточно широка, в статье 3 документа указаны отношения, возникающие при отчуждении, на которые действия закона не распространяются, это: 

  1. жилые помещения;
  2. природные ресурсы;
  3. государственные резервы;
  4. имущество РФ, находящееся за пределами территории страны;
  5. земли, за исключением участков, на которых расположены объекты недвижимости;
  6. имущество, в отношении которого принято судебное решение
  7. имущество, в отношении которого предусмотрены международные договора и т.д.

Указанные отчуждения государственного имущества и отношения, возникающие в ходе отчуждения, регулируются иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами. Кроме того, глава 1 закона о приватизации статьей 5 устанавливает покупателей муниципального и государственного имущества – это физические лица и организации, за исключением государственных унитарных предприятий.

Закон также устанавливает некоторые ограничения для покупателей в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и интересов, а также здоровья граждан, что является обязательным аспектом при приватизации государственного имущества.

В статье 6 закона перечислены компетенция Правительства РФ и органов местного самоуправления в области осуществления приватизационной деятельности.

Планирование приватизации

Планирование приватизации государственного имущества является обязательной частью осуществления деятельности в данной сфере. Статьи 7-10 Федерального закона о приватизации регламентируют порядок составления прогнозного плана приватизации федерального имущества, разработки этого плана и создания отчета о выполнении этого плана.

В соответствии с нормами документа прогнозный план приватизации утверждается Правительством РФ ежегодно, он должен содержать перечень государственных унитарных предприятий, акций ОАО, находящихся в федеральной собственности и другого имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году.

Обязательно указывается характеристика каждого объекта и предполагаемые сроки его приватизации. Разработка прогнозного плана приватизации осуществляется в соответствии с направлением внутренней политики РФ. План направляется на утверждение в Правительство РФ органами исполнительной власти не позднее, чем за 8 месяцев до начала очередного финансового года.

После утверждения прогнозный план приватизации направляется в Госдуму РФ, одновременно с ним направляется проект Федерального закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год, прилагаются соответствующие материалы и документы. Отчет о выполнении прогнозного плана за прошедший год предоставляется в Государственную думу РФ не позднее 01 мая текущего года.

В отчете указывается перечень приватизированных имущественных комплексов, акций ОАО и другого имущества с указанием способа приватизации, срока и цены сделки.

Порядок и способы приватизации государственного имущества

Статьи 11-17 главы 3 и 18-26 главы 14 закона устанавливают порядок осуществления государственной приватизации и способы ее выполнения. Порядок приватизации состоит из нескольких этапов: 

  1. определяется состав подлежащего приватизации имущества;
  2. определяется цена имущества, подлежащего приватизации;
  3. выбирается способ приватизации.

Более подробно каждый из способов описан в статьях 18-26 Федерального закона о приватизации. Особенности приватизации отдельных видов имущества прописаны в статьях 28-32 закона. При этом одна из статей устанавливает правила оформления сделок купли-продажи государственного имущества.

Так, сделка должна быть оформлена договором, в котором указывается: сведения о сторонах договора; полное наименование реализованного имущества, его состав и цена; количество акций, их стоимость и категория; порядок и срок передачи государственного имущества покупателю; условия, на основании которых имущество было приобретено. Кроме того, Федеральный закон о приватизации статьями главы 6 устанавливает оплату и формы распределения денежных средств от продажи государственного имущества; глава 7 закона фиксирует особенности создания ОАО и ООО, акции и доли которых находятся в государственной собственности

Скачать Федеральный закон о приватизации полностью

Источник: https://PravoVedus.ru/library/laws/federalnyiy-zakon-o-privatizatsii/

Сущность, принципы и порядок приватизации государственного и муниципального имущества

О приватизации государственного

В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
  2. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;
  3. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;
  4. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не относятся:

  1. земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
  2. природные ресурсы;
  3. государственный и муниципальный жилищный фонд;
  4. государственный резерв;
  5. государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;
  6. государственное и муниципальное имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  7. культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество религиозного назначения, отчуждаемое безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях, а также отчуждаемое безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;
  8. государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;
  9. имущество, отчуждаемое государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, закрепленное за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  10. государственное и муниципальное имущества, отчуждаемое на основании судебного решения;
  11. акции, отчуждаемые в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом (ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица.

1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:

2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

а) Правительство РФ, которое:

  • ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
  • издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
  • руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
  • принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
  • осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

  • подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;
  • осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;
  • обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.

в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:

  • осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;
  • обеспечивает оценку федерального имущества;
  • заключает договоры купли-продажи федерального имущества
  • ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.

г) органы исполнительной власти субъектов РФ;
д) органы местного самоуправления

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества.

При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

  • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
  • способ приватизации имущества;
  • нормативная цена;
  • срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
  • иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

Источник: http://be5.biz/pravo/p007/14.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.