О проведении служебной проверки

Содержание

Методические рекомендации по порядку проведения служебных проверок в управе района нагатино-садовники города москвы

О проведении служебной проверки

Настоящие методические рекомендации разработаны на основе Методических рекомендаций по порядку проведения служебных проверок в Аппарате Мэра и Правительства Москвы, рассмотрены на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих управы района Нагатино-Садовники города Москвы и урегулированию конфликта интересов и определяют порядок проведения служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих города Москвы, замещающих должности в управе района Нагатино-Садовники города Москвы (далее – сотрудники).

В управе района Нагатино-Садовники ответственным подразделением за проведение служебных проверок является кадровая служба.

Служебная дисциплина – обязательное соблюдение сотрудниками служебного распорядка управы района Нагатино-Садовники города Москвы, должностного регламента и служебного контракта.

Дисциплинарный проступок – это неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником по его вине возложенных на него служебных обязанностей. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Коррупционное правонарушение – несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции.

Перед применением дисциплинарного взыскания представитель нанимателя проводит служебную проверку.

Раздел I. Служебная проверка по факту совершения дисциплинарного проступка

Шаг 1. При обнаружении факта совершения дисциплинарного проступка подчиненным сотрудником руководитель структурного подразделения направляет на имя главы управы служебную записку с просьбой о проведении служебной проверки (образец служебной записки в Приложении 1).

Инициатором проведения служебной проверки может быть и сам сотрудник. В этом случае ему следует направить личное заявление в кадровую службу.

К служебной записке необходимо приложить объяснение сотрудника в письменном виде. В случае отказа сотрудника дать объяснение составляется соответствующий акт (Приложение 2). Отказ сотрудника от дачи объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Шаг 2. По поручению главы управы издается приказ о проведении служебной проверки и утверждении состава комиссии для ее проведения.

В состав комиссии включаются:

v представители кадровой службы;

v представители юридической службы;

v представители Профсоюзного комитета;

v представитель структурного подразделения проверяемого сотрудника;

v привлеченные независимые специалисты-эксперты в случае необходимости.

В проведении служебной проверки не могут участвовать:

v родственники проверяемого сотрудника;

v лица, имеющие с проверяемым сотрудником дружеские (неприязненные) отношения;

v подчиненные проверяемого сотрудника.

Указанные лица обязаны направить письменное заявление главе управы об освобождении их от участия в проведении проверки (при несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными).

Кадровая служба знакомит сотрудника с приказом о проведении служебной проверки. При невозможности ознакомления сотрудника с приказом о проведении в отношении него служебной проверки (отказ от ознакомления, отсутствие на работе) составляется акт, а копия приказа направляется по месту регистрации сотрудника заказным письмом с уведомлением.

Срок проведения служебной проверки составляет не более одного месяца со дня принятия решения о ее проведении.

Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

Ø давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

Ø обжаловать решения и действия (бездействие) членов комиссии, проводящих служебную проверку, главы управы.

Глава управы временно отстранить сотрудника от замещаемой должности на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности

Шаг 3. По окончании сбора документов, актов, справок, объяснений, заключений специалистов и экспертов по вопросам, отнесенным к проведению служебной проверки, членами комиссии составляется письменное заключение, в котором указываются:

Ø факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

Ø предложения о применении/неприменении к сотруднику дисциплинарного взыскания.

Предложения, содержащиеся в заключении, носят рекомендательный характер.

В заключении может быть указана рекомендация о направлении результатов служебной проверки на рассмотрение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы города Москвы в Аппарате Мэра и Правительства Москвы, и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия).

Подробнее о действиях Комиссии при проведении служебной проверки см. в Разделе II.

Заключение подписывается председателем комиссии и членами комиссии и направляется главе управы для принятия окончательного решения.

Сотрудник вправе ознакомиться с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки с соблюдением законодательства о государственной тайне.

По окончании служебной проверки заключение приобщается к личному делу проверяемого сотрудника.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания сотрудник не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания (за исключением случаев применения взыскания в виде освобождения от должности и увольнения с гражданской службы).

Глава управы вправе снять с сотрудника дисциплинарное взыскание до истечения года по собственной инициативе, по письменному заявлению сотрудника или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Раздел II. Проверка по факту совершения коррупционного правонарушения

Шаг 1. При обнаружении факта совершения коррупционного правонарушения подчиненным сотрудником руководитель структурного подразделения направляет на имя главы управы служебную записку с просьбой о проведении проверки (образец служебной записки в Приложении 3).

Инициатором проведения проверки может быть и сам сотрудник. В этом случае ему следует направить личное заявление в кадровую службу.

К служебной записке необходимо приложить объяснение сотрудника в письменном виде. В случае отказа сотрудника дать объяснения составляется соответствующий акт (Приложение 4).

Проверку по факту совершения коррупционного правонарушения осуществляет кадровая служба.

Сроки проведения проверки

Проверка проводится в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении.

Глава управы может продлить срок до 90 дней.

Шаг 2. В течение двух рабочих дней со дня принятия решения о проведении проверки кадровая служба в письменной форме уведомляет сотрудника о начале в отношении него проверки.

Шаг 3. В течение семи рабочих дней со дня уведомления сотрудника кадровая служба проводит с ним беседу о том, какие сведения и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке.

Шаг 4. Кадровая служба изучает представленные сотрудником дополнительные материалы, получает по ним пояснения и при необходимости направляет запросы в органы прокуратуры Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с действующим законодательством.

По окончании проверки кадровая служба знакомит сотрудника с ее результатами с соблюдением законодательства о государственной тайне.

Шаг 5. По результатам проведенной проверки кадровая служба направляет главе управы доклад с одним из предложений:

Ø об отсутствии оснований для применения к сотруднику мер ответственности;

Ø о применении к сотруднику мер ответственности;

Ø о представлении материалов проверки в Комиссию (Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих управы района Нагатино-Садовники города Москвы и урегулированию конфликта интересов).

Рассмотрение доклада Комиссией осуществляется в порядке, установленном приказом управы района Нагатино-Садовники города Москвы от 10 июля 2013 г. N 117-л/с «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих управы района Нагатино-Садовники города Москвы и урегулированию конфликта интересов».

При этом в заседаниях Комиссии с правом совещательного голоса участвует непосредственный руководитель сотрудника, в отношении которого проводится проверка.

Комиссия проводит заседание и в трехдневный срок со дня его проведения направляет копию протокола заседания главе управы, который принимает решение о применении к сотруднику мер ответственности с учетом рекомендаций Комиссии.

По окончании проверки ее материалы приобщаются к личному делу сотрудника.

Вопросы соблюдения требований к служебному поведению лиц, замещающих государственные должности и должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Мэром Москвы, рассматривает президиум Совета при Мэре Москвы по противодействию коррупции (указ Мэра Москвы от 28.04.2012 г. № 23-УМ)

Приложение 1

Образец служебной записки по факту совершения дисциплинарного проступка

Главе управы района Нагатино-Садовники города Москвы

Ю.Н.Богодухову

Служебная записка

«___» __________ 201__ года установлен факт совершения (фамилия, имя, отчество, должность с указанием структурного подразделения лица, совершившего дисциплинарный проступок) дисциплинарного проступка, выразившегося в (указывается совершенный дисциплинарный проступок), что привело к (указываются последствия совершенного дисциплинарного проступка (при наличии)).

Прошу Вас дать поручение о проведении служебной проверки по данному факту.

На Ваше решение.

Приложение: объяснительная записка на __ л. в 1 экз.

Руководитель структурного подразделения Ф.И.О.

дата

Приложение 2

Образец акта об отказе сотрудника от дачи объяснений по факту совершения дисциплинарного проступка

АКТ

«__» ____________ 201_ г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г.

N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» нами, (указываются ФИО и должности лиц, составивших настоящий акт) (указывается дата и время запроса объяснений) в помещении (указывается место запроса объяснений) затребовано от (указывается фамилия, имя, отчество, должность лица, совершившего проступок) объяснение в письменной форме по факту совершенного им дисциплинарного проступка, выразившегося в (указывается совершенный дисциплинарный проступок).

От дачи письменных объяснений по данному запросу (указывается фамилия, имя, отчество лица, совершившего проступок) отказался.

настоящего акта подтверждаем личными подписями:

Должность Подпись Фамилия, инициалы

дата

Должность Подпись Фамилия, инициалы

дата

Должность Подпись Фамилия, инициалы

дата

Приложение 3

Образец служебной записки по факту совершения коррупционного правонарушения

Главе управы района Нагатино-Садовники города Москвы

Ю.Н.Богодухову

Служебная записка

«___» __________ 201__ года установлен факт совершения коррупционного правонарушения (фамилия, имя, отчество, должность с указанием структурного подразделения лица, совершившего нарушение), выразившийся в (указывается совершенное нарушение), что привело к (указываются последствия совершенного нарушения (при наличии)).

Прошу провести проверку по данному факту.

Приложение: объяснительная записка на __ л. в 1 экз.

Руководитель структурного подразделения ФИО

дата

Приложение 4

Образец акта об отказе сотрудника от дачи объяснений по факту совершения коррупционного правонарушения

АКТ

«__» ____________ 201_ г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г.

N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» нами, (указываются ФИО и должности лиц, составивших настоящий акт) (указывается дата и время запроса объяснений) в помещении (указывается место запроса объяснений) затребовано от (указывается фамилия, имя, отчество, должность лица, совершившего нарушение) объяснение в письменной форме по факту совершения коррупционного правонарушения, выразившемуся в (указывается совершенное нарушение).

От дачи письменных объяснений по данному запросу (указывается фамилия, имя, отчество лица, совершившего нарушение) отказался.

настоящего акта подтверждаем личными подписями:

Должность Подпись Фамилия, инициалы

дата

Должность Подпись Фамилия, инициалы

дата

Должность Подпись Фамилия, инициалы

дата

Источник: https://nagatino-sadovniki.mos.ru/anti-corruption/methodical-materials/detail/1031724.html

Служебная проверка в организации : полномочия работодателя

О проведении служебной проверки

Н.И. Тимофеев, А.М. Ильина  

в номере: Кадры предприятия N2 / 2004

ПОНЯТИЕ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ В каждой организации рано или поздно возникают ситуации, когда работодатель вынужден принимать управленческие решения, негативным образом отражающиеся на отдельных работниках.

Речь идет, в частности, о привлечении работников к дисциплинарной или материальной ответственности, увольнении работников по некоторым предусмотренным Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами основаниям и других подобных ситуациях.

Заметим, что в число таких работников могут попадать и руководители организаций.

Издание подобных распорядительных актов (приказов или распоряжений), оформляющих указанные решения работодателя, как следует из положений трудового законодательства, должно базироваться на установлении соответствующих фактических обстоятельств, с одной стороны, предопределяемых каждый раз непосредственно самой конкретной ситуацией, а, с другой, – оцениваемых с применением некоторых общих подходов.

Именно этой цели, то есть установлению совокупности фактических обстоятельств, предшествующему принятию работодателем того или иного решения, и служит так называемый “институт служебной проверки”.

Уточним, что единого порядка проведения служебных проверок в организациях ни Трудовым кодексом РФ, ни каким-либо другим общезначимым нормативным актом федерального уровня не установлено. К тому же сам термин “служебная проверка” законодательно закреплен лишь в нормативных актах, регулирующих прохождение отдельных видов государственной службы.

Тем не менее, в ряде достаточно крупных организаций со значительной численностью работающего в ней персонала применяются локальные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения служебных проверок.

При этом нередко должностные лица, в первую очередь, из числа административно-управленческого персонала организации, сталкиваясь с необходимостью установления тех или иных обстоятельств (например, обстоятельств совершения работником дисциплинарного проступка), фактически проводят служебные проверки, не соотнося свои действия с нормами законодательства (без надлежащего документального оформления, используя недопустимое вторжение в частную жизнь работников и т.п.).

Наконец, нельзя не отметить и то обстоятельство, что результаты правильно проведенной служебной проверки, оформленные соответствующим образом, могут стать дополнительным доказательством правомерности действий работодателя в случае возникновения трудового спора.

В этой связи рассмотрим в общем виде некоторые вопросы, которые, как представляется, не следует оставлять без внимания работодателю при проведении служебных проверок.

Вопросы, связанные с расследованием несчастных случаев на производстве, регулирование которых осуществляется в соответствии со статьями 227 – 231 Трудового кодекса РФ и Федеральным законом от 24.07.

1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”, в рамках данной статьи не рассматриваются.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЛЕКУЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ

К числу таких обстоятельств (случаев), по нашему мнению, можно отнести следующие: 1. Совершение работником дисциплинарного проступка (статьи 192, 193, 195 Трудового кодекса РФ).

При принятии решения о необходимости проведения служебной проверки работодателю, в первую очередь, нужно исходить как из характера совершенного проступка, так и из тех негативных последствий (в том числе материальных), которые возникли или могут возникнуть в связи с этим.

Также следует иметь в виду и то, какой именно вид дисциплинарного взыскания (увольнение, выговор или замечание) может быть применен к виновному работнику.

Например, проводить служебную проверку, конечно же, необходимо в случаях, когда речь может идти об увольнении по одному из оснований, предусмотренных статьей 81 Кодекса 1) по пункту 5 – за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

2) пункту 6 – за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, к числу которых относятся:

  • прогул (подпункт “а”);
  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (подпункт “б”);
  • разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подпункт “в”);
  • совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий (подпункт “г”);
  • нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подпункт “д”);

3) пункту 10 – за однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей. 2. Привлечение работника к материальной ответственности (статьи 232, 233, 238 – 250 Трудового кодекса РФ).

Следует отметить, что в случае, если работник привлекается к материальной ответственности по результатам инвентаризации (плановой или внеплановой), проводить дополнительно служебную проверку представляется нецелесообразным, поскольку, как правило, инвентаризационная комиссия в процессе проверки выявляет и оценивает все необходимые факты и обстоятельства. Попутно укажем также, что основным нормативным актом, определяющим общий порядок проведения в организациях инвентаризации, являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

В частности, как следует из пунктов 2.2 и 2.3 Методических указаний, для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия; при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии; персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.

3. Совершение работником деяния, влекущего возможность его увольнения с работы по определенным основаниям. Такие основания предусмотрены:

  • пунктом 7 статьи 81 Трудового кодекса РФ – совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
  • пунктом 8 статьи 81 Трудового кодекса РФ – совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
  • пунктом 9 статьи 81 Трудового кодекса РФ – принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;
  • пунктом 11 статьи 81 Трудового кодекса РФ – представление работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора;

Источник: https://www.eos.ru/eos_delopr/eos_delopr_intesting/107/15038/

Служебное расследование на предприятии: порядок проведения

О проведении служебной проверки

Служебное расследование — это мероприятие, которое проводится, если на предприятии произошел какой-то инцидент: например, несчастный случай или хищение материальных ценностей. Рассмотрим алгоритм проведения служебного расследования и образцы документации, которую нужно подготовить в ходе работы.

Служебное расследование работодатели должны проводить в случае нарушения трудовой дисциплины и других происшествий. Например, при обнаружении недостачи или утечки информации, составляющей коммерческую тайну.

Такое мероприятие необходимо для выявления виновных лиц и применения к ним мер дисциплинарного взыскания, а также удержания с них причиненных фирме убытков.

Скорее всего, специальной комиссии придется расследовать факты уклонения работников от медицинского освидетельствования, сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, а также отказа от заключения договора о полной материальной ответственности сотрудника, если это предусмотрено его основной трудовой функцией.

Если размер провинности малозначителен, например, при пропуске сдачи внутренней отчетности, проводить расследование не обязательно.

Достаточно просто взять с лица, чья вина очевидна и так, письменное объяснение и далее действовать по закону.

А вот если ситуация сложилась неоднозначная или организации нанесен значительный ущерб, без создания комиссии и проведения служебного расследования не обойтись.

Ситуации, в которых служебное расследование необходимо

Ниже приведен основной перечень возможных проступков, за которые сотрудник несет личную ответственность:

  • прогул или неявка на рабочее место;
  • явка на работу в нетрезвом виде, под действием наркотиков;
  • нанесение серьезного материального ущерба;
  • превышение полномочий.

Теперь рассмотрим алгоритм проведения служебного расследования. Процедура должна начинаться с фиксации факта нарушения.

Шаг 1. Фиксация нарушения

Унифицированного документа, который необходимо составить при обнаружении факта, дающего основание для проведения служебного расследования, нет. На практике обычно такой факт фиксируется служебной запиской лица, которое его обнаружило. Этот документ составляется от имени работника в адрес его непосредственного начальника или руководителя организации. В такой записке нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество и должность работника, обнаружившего факт нарушения;
  • обстоятельства, при которых было совершено или выявлено нарушение;
  • дату и время события.

При получении информации о противоправных действиях работника от третьих лиц или даже непосредственно из правоохранительных органов оформлять докладную записку необязательно.

Кроме того, если причиной для начала служебного расследования послужила утрата товарно-материальных ценностей или денежных средств, выявленная по результатам инвентаризации, к записке необходимо приложить соответствующий акт.

На основании именно этих документов работодатель создает комиссию с целью установить виновного.

Шаг 2. Создание комиссии и ее задачи

Целесообразность всех необходимых в рамках мероприятия мер, а также степень вины лица, поступки которого стали предметом разбирательства, определяет специально созданная комиссия.

Комиссия формируется приказом по предприятию из компетентных и не заинтересованных в исходе разбирательства сотрудников. Если в организации есть специальные службы, например безопасности или внутреннего аудита, то их представители составят большинство такой комиссии. В их отсутствие такие функции на себя берет кадровая служба.

В состав комиссии, как правило должны входить три человека. В приказе должны быть указаны фамилии и должности членов комиссии, цель и дата ее создания, срок ее действия (он может быть и не ограничен определенным случаем), а также полномочия, которыми она наделена. Обычно в задачи такой комиссии входит следующее.

  1. Установление обстоятельств произошедшего, в том числе времени, места и способа.
  2. Выявление имущества, которому нанесен или мог быть нанесен ущерб.
  3. Обследование мест происшествия (при необходимости).
  4. Определение стоимости нанесенного (или возможного) ущерба по расследуемому факту.
  5. Установление лиц, непосредственно виновных в совершении деяния.
  6. Сбор доказательств вины этих лиц и установление ее степени по каждому из них (если виновников несколько).
  7. Определение причин и условий, способствующих совершению проступка.
  8. Сбор и хранение документальных материалов расследования.

В компетенцию комиссии входит право требования объяснений от всех работников, подозреваемых в проступке.

Комиссия может быть создана даже в том случае, если предприятию пока не нанесено прямого ущерба, но действия работника могли привести к подобным последствиям. Комиссия может быть постоянно действующей и возобновляющей свою работу в случае необходимости.

С приказом по организации о создании комиссии необходимо ознакомить под подпись всех ее членов. Выглядеть образец приказа о проведении служебного расследования (образец) должен примерно так:

Шаг 3. Сбор информации и доказательств

Порядок проведения служебного расследования в трудовом законодательстве прямо не определен, поэтому в каждой организации его нужно регламентировать правилами внутреннего распорядка и внутренними нормативными актами (приказами, инструкциями, положениями). То есть комиссия может получить право опрашивать сотрудников и изучать любые документы учета, если так решит руководство предприятия.

Хотя такое мероприятие и является сугубо внутренним делом каждой организации и принимать участие в нем могут исключительно ее работники и руководство, к нему в помощь можно привлекать сторонних специалистов, если это необходимо для выяснения фактов, связанных и с происшествием.

Например, для определения степени опьянения и тяжести ошибки, допущенной работником при проведении исчислений по смете. Обычно это нужно в том случае, когда квалификации специалистов самой компании не хватает для того, чтобы сделать профессиональные выводы. В этом случае издается отдельный приказ по предприятию.

Экспертами по договору могут выступать:

  • аудиторы;
  • оценщики;
  • медицинские работники;
  • инженеры;
  • юристы;
  • другие специалисты.

Кроме того, в рамках расследования можно направлять запросы в государственные органы и сторонние организации. Они обязаны предоставить необходимую информацию, если она не является тайной.

Все собранные материалы должны быть приобщены к делу в качестве доказательств так же, как и акты, справки и докладные записки, которые составляют члены комиссии в ходе расследования.

Ведь любой образец служебного расследования в отношении работника, особенно если дело касается недостачи, может рассматриваться как вопрос передачи данных по расследованию в правоохранительные органы.

Шаг 4. Получение объяснений работника

До окончания служебного расследования и издания приказа о применении дисциплинарного взыскания к виновным лицам у работников обязательно нужно запросить пояснение. Это предусмотрено нормами ст. 193 ТК РФ и подтверждено позицией Верховного суда РФ (п. 47 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.

03.2004 № 2). Форма такого объяснения может быть произвольной, так как не регламентирована трудовым законодательством. Запросить объяснительную лучше письменно. Это особенно необходимо, если ситуация имеет конфликтный характер и шансы получить объяснение невелики.

Требование необходимо вручить работнику под подпись. При его отказе от подписи составляется соответствующий акт.

Однако если работник откажется от дачи пояснений на основании статьи 51 Конституции РФ, которая гласит, что человек не обязан свидетельствовать в отношении себя или своих близких, прямо в тексте объяснительной, такой акт можно не составлять.

На оформление объяснительной у работника есть 2 рабочих дня с момента получения требования. Если объяснение так и не предоставлено, необходимо составить еще один акт — об отказе от дачи пояснений.

Его должны подписать председатель комиссии и несколько ее членов (минимум 2 человека).

После окончания расследования сама объяснительная записка или документ, свидетельствующий о том, что объяснение у сотрудника было запрошено, могут служить основанием для применения мер дисциплинарного воздействия к виновным лицам, вплоть до увольнения.

Шаг 5. Заседание комиссии, рассмотрение обстоятельств

После того как комиссия соберет и обобщит всю информацию, она должна провести заседание. На нем уполномоченные лица сообщат:

  • имело ли место нарушение (причинение ущерба) и в чем оно заключалось;
  • обстоятельства, время и место происшествия;
  • последствия нарушения и сумму причиненного ущерба;
  • причины проступка;
  • степень вины каждого из обвиняемых в происшествии;
  • смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.

Шаг 6. Создание акта о проведении служебного расследования

Результаты работы комиссии должны быть отражены в специальном акте, подводящем итоги расследования. В частности, из этого документа должно быть понятно:

  • виновные действия, совершенные работником;
  • обстоятельства совершения таких действий;
  • вид и сумма причиненного ущерба;
  • степень вины сотрудника;
  • возможная мера наказания для виновного лица;
  • предложения по недопущению подобных ситуаций в дальнейшем.

Акт должны подписать все члены комиссии. Если кто-то из членов комиссии имеет особое мнение о случившемся, он не может отказаться от подписания акта. Однако он имеет право составить отдельный документ с изложением своей позиции и приложить его к материалам.

Если для того, чтобы установить объем и сумму нанесенного материального ущерба, была проведена инвентаризация, ее опись следует приложить к документам служебного расследования. Документы сторонних учреждений и организаций, имеющие отношение к делу (судебные решения, акты проверки протоколы и т. п.), также можно приложить к акту и сослаться на них в тексте.

Образец заключения служебного расследования должен выглядеть так:

Работника, в отношении которого проводилось служебное расследование, нужно ознакомить со всеми результатами в отношении него самого под подпись. Если расследование проводилось в отношении нескольких лиц, их нужно знакомить с материалами по отдельности, учитывая охрану персональных данных.

Сроки служебного расследования

Сроки проведения служебного расследования по Трудовому кодексу (статья 193 ТК РФ) не должен превышать 1 месяц с обнаружения события, которое послужило его причиной. Обычно срок прописывается в самом приказе. Следует учесть, что существует срок давности привлечения работника к ответственности, в который не входит:

  • время болезни работника;
  • время пребывания работника в отпуске;
  • время, необходимое на учет мнения профсоюза или иного представительного органа работников.

По совокупности привлечь виновного к дисциплинарной ответственности можно не позднее чем через шесть месяцев (а по делам, связанным с коррупционными проявлениями, — три года). По истечении этого срока привлечь к ответственности уже не получится.

По результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки такой срок составляет не более двух лет со дня совершения или обнаружения проступка.

В эти сроки не входит период производства по уголовному делу (если оно было открыто).

Образец приказа о назначении комиссии

Источник: https://ppt.ru/forms/ot/sluj-rassledovanie

Приказ о проведении служебной проверки

О проведении служебной проверки

В ходе исполнения должностных обязанностей работники несут ответственность за вверенное имущество и оборудование. Если в результате чрезвычайных происшествий была обнаружена потеря или порча имущества компании, руководство инициирует служебную проверку.

Причины для проведения служебной проверки

цель мероприятия – изучение обстоятельств происшедшего и поиск виновных лиц. По результатам определяется степень ответственности сотрудника:

  • проступок дисциплинарного характера;
  • правонарушение;
  • преступление.

От этого будет зависеть применяемая в его отношении мера наказания.

Вам может быть интересно: Как составить приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности

Назначение внутренней проверки регламентировано статьями 192-195 ТК РФ. Инициировать ее можно по таким причинам:

  • нанесение ущерба финансовым активам организации;
  • потеря или порча материальных и имущественных ценностей в рабочее время;
  • халатное исполнение или неисполнение должностных обязательств;
  • нарушение трудовой дисциплины и техники безопасности;
  • рассекречивание информации, являющейся коммерческой тайной.

Согласно нормам трудового права (ст. 247 ТК), работодатель провинившегося сотрудника обязан провести внутренний аудит в целях установления вины гражданина и определения суммы возмещения причиненного вреда.

Под размером ущерба понимают стоимость поврежденного оборудования, рабочего места и других физических объектов. Потенциальная прибыль, утерянная в результате остановки производства из-за нарушения, не классифицируется как нанесенный ущерб.

Порядок проведения проверки

Работа комиссии по расследованию деталей и обстоятельств произошедшего нарушения оформляется документально:

  • Члены комиссии утверждаются распоряжением руководителя. Она может состоять из сотрудников предприятия, но не запрещается привлекать представителей сторонних аудиторских организаций.
  • Назначается ответственный за ведение документации о ходе проверки.
  • Издается приказ о служебном расследовании. С его содержанием обязательно знакомят всех упомянутых лиц: состав комиссии, работник, ведущий документацию, провинившийся сотрудник, представитель профсоюза (при его наличии на предприятии).
  • Директор или ответственное за аудит лицо запрашивает письменное объяснение работника о произошедшем нарушении.

ВАЖНО! Если виновный в нарушении отказался предоставлять докладную записку, составляется соответствующий акт в присутствии двух свидетелей.

После документального оформления экспертная комиссия приступает к работе. По ее результатам собирается заседание, где объявляют:

  • причину нарушения;
  • размер ущерба в денежном эквиваленте;
  • перечень лиц, несущих ответственность за порчу или утрату имущества.

По окончании заседания составляется акт проверки, в котором выносится решение о наказании провинившемуся сотруднику.

ВНИМАНИЕ! Перед утверждением выбранной меры наказания и суммы взыскания ущерба директору необходимо обратиться в профсоюз за одобрением. Без учета мнения этого органа работник сможет обжаловать вынесенное наказание в трудовой инспекции и признать его недействительным.

Если же в организации профсоюза нет, руководитель может сразу издавать акт.

Правила составления приказа

В Трудовом кодексе нет унифицированной формы приказа о назначении внутренней проверки. Можно составить его в свободной форме или использовать внутренний бланк предприятия.

В содержание включается:

  • Полное наименование предприятия с указанием его формы.
  • Сведения о произошедшем нарушении: краткое описание, Ф. И. О. и должность работника, дата инцидента.
  • Перечень лиц, входящих в состав комиссии, их должности, Ф. И. О., цели и задачи для каждого.
  • Ф. И. О. и должность ответственного за контроль исполнения приказа.
  • Реквизиты документа, выступившего основанием для издания приказа: регистрационный номер и дата составления.
  • Дата написания приказа и его вступления в силу (если они отличаются).
  • Подписи всех фигурирующих в распоряжении лиц и руководителя.

ВНИМАНИЕ! Документ может составляться как в письменной, так и в печатной форме, но все подписи ставятся собственноручно.

Образец приказа о проведении служебной проверки

Источник

Источник: https://zen.yandex.ru/media/urist/prikaz-o-provedenii-slujebnoi-proverki-5c0cb89e23d41400ab9259ea

Служебное расследование: что такое, сроки расследования, порядок проведения, образец акта

О проведении служебной проверки

Последнее обновление: 01.03.2020

Работа предприятий и организаций предполагает ситуации, при которых необходимо проверить действия того или иного сотрудника.

Подобные мероприятия не всегда приводят к негативным последствиям, но выяснение обстоятельств нарушений и ошибок работников все же необходимо.

Именно в такие моменты возникает необходимость провести служебное расследование, которое позволит доказать либо опровергнуть вину конкретного сотрудника.

Что это такое

Согласно Трудовому кодексу РФ, служебное расследование как самостоятельное правовое понятие не определяется. Практика позволяет обозначить такое явление, как совокупность мероприятий, направленных на выявление причин нарушений со стороны сотрудников, вины и ответственности за таковые. Подробная регламентация осуществляется правилами дисциплинарного производства.

Обратите внимание! Служебные проверки осуществляются внутри предприятия. Привлечение государственных органов проводится в исключительных случаях.

Служебное расследование в организации обычно проводится собственными силами, без привлечения помощи извне

Несмотря на то, что законом не предусмотрено определение рассматриваемого понятия, ТК РФ в некоторых статьях обязывает работодателя обеспечить проведение расследования.

Законодатель дает возможность самостоятельно регламентировать процесс проверки, но не позволяет исключать таковую из деятельности предприятия.

Соблюдение указанных правил влияет на справедливость применяемых дисциплинарных мер, в том числе увольнения.

Случаи проведения

Если на предприятии выявляются проблемы, которые мешают нормальному порядку работы, то обязательно требуется проведение проверочных мероприятий для выявления причин нарушений, определения виновного человека и оценки последствий.

Перечень ситуаций, когда проводятся подобные проверочные мероприятия, можно определить условно. На практике это происходит в следующих случаях:

  • недостачи, выявленные по итогу инвентаризации;
  • поступление жалобы со стороны работника или клиента;
  • нарушение сотрудником положений трудового договора, правил внутреннего распорядка, должностной инструкции;
  • нарушение правил, предусмотренных локальными актами, например, техники пожарной безопасности;
  • разглашение коммерческой тайны;
  • причинение предприятию материального ущерба;
  • взятка, независимо, зафиксировано получение или дача таковой.

Представленный перечень неисчерпывающий. Причиной расследования могут стать и другие нарушения со стороны работников.

Служебное расследование призвано выяснить все обстоятельства ЧП или нарушения

При определении оснований проверки нужно учесть характер таковых.

Когда нарушение несерьезное и влечет дисциплинарное взыскание, расследование будет необходимо только при отсутствии признания вины со стороны сотрудника.

Если же речь идет об ущербе, то проверка обязательна, чтобы оценить размер такого и принудить работника к возмещению. Кроме того, некоторые последствия нарушений могут повлечь ответственность по УК РФ.

Возбуждение служебного расследования

Инициатором проведения служебного расследования в отношении конкретного работника выступает руководить организации или предприятия. Если это крупная компания, то процесс координируется ответственным за это сотрудником. Однако без подписи руководства проведение проверки не допускается.

Выявление основания для такого решения не всегда осуществляется руководством. Информация может поступить из различных источников. Чаще это жалобы работников или наступление последствий нарушения, которые нельзя скрыть. Таким образом, работодатель, узнав о проблеме, обязан отреагировать и назначить проверочные мероприятия.

Организация процедуры

Чтобы начать мероприятия по проверке выявленных нарушений, нужно установить их характер. Процесс организации расследования будет различаться при дисциплинарном проступке и нанесении предприятию материального ущерба.

Статья 192 ТК РФ определяет, как правильно провести такое служебное расследование, если был установлен дисциплинарный проступок. Организация мероприятий будет предполагать следующее:

  • Получение объяснений со стороны работника. Фиксировать информацию нужно письменно. Если же лицо откажется написать объяснительную записку, то об отказе составляется акт.
  • Вынесение решения о дисциплинарном взыскании. Здесь учитывается объяснение сотрудника, мнение непосредственного руководителя, а также иные сведения, подтверждающие факт нарушения.

При этом нужно учитывать характер проблемы, причины появления таковой и обстоятельства, при которых работник нарушил те или иные правила трудового распорядка.

Обязательно нужно получить объяснения и аргументацию сотрудника о случившемся

Когда выявляется материальный ущерб, как результат неправомерных действий виновного лица, то алгоритм действий будет следующим:

  • Формирование комиссии. Туда входит не менее трех человек. При этом рассматривать вопрос может любой из сотрудников организации, за исключением лиц, прямо или косвенно касающихся нарушения.
  • Выявление и исследование обстоятельств. Определение вины работника и причин, по которым была допущена ошибка.
  • Принятие решение. По итогу расследования выносится акт.

То есть на этапе организации проверки руководство предприятия должно получить сведения о проблеме и обстоятельствах возникновения таковой, чтобы в дальнейшем можно было провести проверку и вынести решение.

Обратите внимание! Независимо от характера нарушений, требует документальное подтверждение таковых. В противном случае решение комиссии можно оспорить в суде.

Порядок проведения

После завершения этапа организации проверки, когда нарушение выявлено так же, как и виновник произошедшего, нужно переходить к непосредственному рассмотрению вопроса и принятию решения.

Рассматриваемая процедура предполагает несколько обязательных этапов, к которым относят следующее:

  • Созыв комиссии. Об этом руководитель должен вынести приказ. По закону любой из сотрудников может входить в состав комиссии. Однако важно определить причастность иных лиц к выявленному нарушению. Даже если проверка проводится в отношении одного работника, могут быть лица, так или иначе повлиявшие на рассматриваемые обстоятельства. Когда дела касаются ущерба, то в комиссию всегда включают бухгалтера. Кроме того, участие руководителя обязательно.
  • Рассмотрение материалов проверки по существу. Прежде чем переходить к практической части, руководитель должен был подготовить сведения о нарушениях. Доказательства, объяснения, характеристики – все это повлияет на вердикт комиссии.
  • Принятие решение. Формируется таковое посредством составления акта, где прописывается ход расследования и заключение. Обозначается мера воздействия на сотрудника, если выявлен ущерб, то способ покрытия такового. Заверяется акт подписями членов комиссии и печатью руководителя.

В комиссию должны входить только незаинтересованные сотрудники – только так расследование будет объективным

Обратите внимание! Документы должны быть правильно оформлены. Иначе даже при наличии доказательств вины работник сможет опротестовать несоответствующий требованиям акт.

Кто осуществляет проверку

Как было указано выше, служебное расследование проводится специальной комиссией. Состав таковой определяется руководителем. Однако нередко на предприятиях опираются на характер нарушения.

Это позволяет полноценно рассмотреть вопрос и справедливо оценить ситуации.

Например, когда работник причиняет компании материальный ущерб, то для проверки привлекается бухгалтер, а если речь идет о технике безопасности, то ответственный за таковую по приказу руководства.

Кроме того, на практике часто к проверке привлекают сотрудника службы безопасности. Это позволяет получить характеристику сотрудника, оценить действия такового с точки зрения защиты предприятия и так далее. При этом формируются такие правила практикой, в кодексе нет подробной регламентации того, кто именно должен быть членом комиссии.

Также следует сказать о том, что некоторые проступки условно предполагают комиссию. Речь идет о дисциплинарных нарушениях. Руководитель самостоятельно принимает решение, подтверждая таковое актом и приказом. Законодательством такой порядок не запрещен.

Сроки

Конкретный срок проведения служебного расследования по ТК РФ не предусмотрен. Законодатель не ограничивает в этом работодателя, однако, устанавливает ряд правил.

Согласно ст. 193 ТК РФ предусмотрены следующие оговорки относительно сроков служебных проверок:

  • Применить дисциплинарное взыскание к сотруднику можно не позднее одного месяца с момента выявления нарушений. Можно сделать вывод, что расследование не должно выходить за указанные временные рамки.
  • Сотрудник обязан дать объяснение по поводу проступка не позднее двух дней с момента предъявления претензии со стороны работодателя. Отказ фиксируется документально.

В ТК РФ срок проведения служебного расследования прямо не прописан

Обратите внимание! Месячный период применения дисциплинарного взыскания не засчитывается в период временной нетрудоспособности так же, как и время для предоставления работодателю объяснений.

Итоги служебного расследования

Результат рассмотрения проступка работника является внутренним решением предприятия. Это важный момент, поскольку в этом случае никаких юридических последствий для сотрудника как для гражданина не наступает.

Решается судьба работника, но не более того. Только при передаче материалов государственным органам, если причинен тяжкий вред в результате проступка, человек может быть подвержен более серьезным мерам воздействия.

По итогу комиссия, проводящая расследования, может уволить сотрудника, вынести предупреждение или выговор. Это общий перечень взысканий по закону. Кроме того, может быть принято решение о продлении служебного расследования, хоть Трудовой кодекс РФ на этот счет никаких правил и не устанавливает.

Ответственность

Говоря о мерах ответственности, которые ожидают работника в случае вынесения комиссией соответствующего решения, их характер зависит от вида проступка. Последствия могут быть несерьезными, в виде выговора или предупреждения, а также приводящими к уголовной ответственности.

С позиции трудового законодательства к сотруднику, нарушившему дисциплинарный порядок, могут быть применимы предупреждение, выговор и увольнение. Расторжение трудового договора допустимо не с первого проступка, за исключением некоторых случаев, например, прогула.

Еще один виде ответственности – материальная. Здесь предполагается взыскание ущерба, который причинил сотрудник. Порядок определяется также согласно ТК РФ (ст. 248) и предусматривает взыскание с работника суммы, не превышающей его среднемесячный заработок. Если ущерб крупный, то возможно удержание денег в несколько этапов.

Как правило, к провинившемуся применяют только меры дисциплинарной ответственности

При наличии тяжкого вреда возможно привлечение ответственного лица к уголовному наказанию. Например, причинение вреда здоровью человеку ввиду несоблюдения техники безопасности.  Однако в таких ситуациях решение принимает государственный орган.

Обжалование результатов

Оспаривание решений комиссии не регламентируется трудовым законодательством в рамках служебного расследования. Только локальный акт может устанавливать возможность обжалования. Однако предусмотрено оспаривание решений, принятых работодателем. Сюда относят не сам результат проверка, а именно заключительный акт, а решение в виде мер воздействия.

Например, по результатам расследования было принято решение уволить сотрудника. Тот с этим не согласен. Работник обращается в уполномоченный орган с заявлением и доказательствами того, что сам факт увольнения был допущен незаконно. Основание – необоснованное решение комиссии, отсутствие доказательств и так далее.

Обратите внимание! Сотрудники, которым необходимо обжаловать решение работодателя, могут обращаться в Трудовую инспекцию или суд.

Результат служебной проверки можно обжаловать

Составление акта служебной проверки

Процедура составления заключительного акта по итогам расследования предполагает соблюдение ряда правил. Требуется следовать структуре документа, а также указать в содержании все обстоятельства, рассмотренные комиссией с отсылкой на доказательства.

В документ включается три обязательные части. Относят к ним следующее:

  • Вступление. Здесь указывает дата, место проведение проверки. Описывается состав комиссии по фамилиям и должностям, привлеченных лиц. Также раскрывается факт нарушения, кратко излагаются его обстоятельства, указывается виновное в проступке лицо.
  • Описание. В этой части необходимо изложить обстоятельства проступка подробно. Указываются даты, время, имена сотрудников, которые находились рядом или пострадали. Описывается характер ущерба, если таковой установлен, и так далее. Здесь также дается характеристика работника, отмечаются его прежние успехи или ошибки на работе.
  • Результат. После описания всех событий фиксируется решение комиссии с отсылкой на изученные локальные и законодательные акты.

Завершается документ подписями членов комиссии с указанием их фамилия, а также печатью предприятия.

Обратите внимание! Сотрудник, в отношении которого проводилось расследование, обязательно должен ознакомиться с актом. Подтверждается это подписью работника.

Образец

Законодателем не установлен единый образец актом служебного расследования. Документ утверждается на конкретном предприятии руководством. Ниже представлен один из образцов, применяемых на практике работодателями.

Образец акта служебной проверки

«Образец акта служебной проверки»

Таким образом, служебное расследование предполагает проведение последовательных мероприятий, направленных на выявление нарушителя, установление его вины и причин проступка. Решение по ходу проверки может несущественно затронуть сотрудника, а может лишить его работы.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/sluzhebnoe-rassledovanie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.