Объектами приватизации могут быть земельные участки

Содержание

Приватизация земельных участков гражданами

Объектами приватизации могут быть земельные участки

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Приватизация земельных участков под зданиями, строениями и сооружениями

Объектами приватизации могут быть земельные участки

В соответствии со статьей 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Это означает, что никто, кроме собственника объекта недвижимости не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.

Вместе с тем необходимо понимать, что исключительный характер права на приватизацию земельного участка не означает безусловную обязанность администрации передать земельный участок в собственность заявителя.

Статьей 28 ЗК РФ установлено, что отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не допускается, за исключением случаев:— изъятия земельных участков из оборота;— установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

— резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Таким образом, статья 36 ЗК РФ не допускает возможности предоставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, несобственнику этого объекта.

Поэтому, например, земельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения нескольких собственников, не может быть предоставлен в единоличную собственность только одного из собственников таких объектов недвижимости.

По смыслу статьи 36 ЗК РФ при наличии на одном земельном участке объектов недвижимости нескольких собственников, каждый из них имеет право ставить вопрос о выделе соответствующей части земельного участка в самостоятельный участок и о приобретении его в собственность независимо от других лиц, если первоначальный участок делим, образуемые земельные участки превышают минимально допустимые пределы и к ним будет обеспечен доступ от участков общего пользования, в том числе путем установления сервитута.

В то же время статья 36 ЗК РФ не запрещает нескольким собственникам объектов недвижимости, расположенных на одном, делимом, но не разделенном ими земельном участке, приобрести этот участок в общую долевую собственность. Собственники зданий, строений, сооружений могут совместно реализовать право на выкуп земельных участков, если эти участки ими не разделены или неделимы.

В этом случае доли определяются по договоренности собственников.

При возникновении спора о размере долей они устанавливаются судом пропорционально гипотетическим площадям земельных участков, необходимых на момент рассмотрения спора для эксплуатации расположенных на них объектов недвижимости (статья 33 ЗК РФ), а если это невозможно – пропорционально площади застройки под объектами недвижимости, а также исходя из принципов разумности и справедливости.

Установление общей долевой собственности не препятствует каждому из собственников объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, заявить требование о разделе земельного участка или требование о выделе причитающейся его части в натуре.

Таким образом, сделка приватизации земельного участка, который неделим или делим, но не был до приватизации разделен между собственниками объектов недвижимости, в принципе может быть заключена ими как совместными покупателями в отношении всего земельного участка. Законодательные препятствия для этого отсутствуют.

Но если все собственники расположенных на одном земельном участке объектов недвижимости не договорились о приобретении неделимого или не разделенного ими земельного участка в общую долевую собственность, то они могут претендовать на его приобретение только в аренду, поскольку в силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ в орган, уполномоченный на распоряжение землей, необходимо обращаться всем собственникам с совместным заявлением.

Для приобретения права собственности на земельный участок граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков, с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливает Минэкономразвития России. В настоящее время в указанный перечень входят следующие документы:

1. копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;2.

копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;3. копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);4. выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП;5. выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП;6. кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него;7. копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1-6 настоящего Перечня;

8. сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

Отказ в приватизации земельного участка часто связан с тем, что заявитель не представил все необходимые документы. В то же время согласно ЗК РФ уполномоченные органы не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным выше перечнем.

Федеральный арбитражный суд Московского округа по одному из споров указал следующее: «Рассматривая данное дело, суды правильно указали, что при обращении ООО «ИнтерПро» и ООО «Предприятие «АКС» в ТУ Росимущества в Московской области вместе с заявлением о приватизации указанного земельного участка был представлен соответствующий Перечню полный комплект документов, достаточный для принятия решения о предоставлении заявителям земельного участка на праве собственности. В связи с этим у ответчика отсутствовали основания для возврата заявления о приватизации и приложенных к нему документов.».

В месячный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган должен принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.

В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка уполномоченный орган должен осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением заключить договор.

Если собственник здания, строения, сооружения обратился с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а соответствующий орган не направил заявителю проект договора купли-продажи или предложил заключить договор аренды, то собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании действий (бездействия) этого органа незаконными. В случае признания действий (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

У многих собственников зданий, строений и сооружений земельные участки под этими объектами недвижимости находятся на праве аренды. Ранее одной из причин отказа в приватизации земельного участка являлось то обстоятельство, что договор аренды участка заключен после введения в действие ЗК РФ.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г.

№ 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» было дано разъяснение, что если договор аренды земельного участка заключен собственником расположенного на нем объекта недвижимости после введения в действие ЗК РФ, то в связи с тем, что собственник недвижимости реализовал свое исключительное право приватизации или аренды путем заключения договора аренды земельного участка, он утрачивает право выкупа земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.

Между тем по ныне действующему закону собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков – до или после дня вступления в силу ЗК РФ.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в одном из постановлений по конкретному делу указал: «…всякое лицо, сделавшее первоначальный выбор в пользу аренды земельного участка либо купившее объект недвижимости с земельным участком на праве аренды, может потребовать предоставления этого земельного участка в собственность, если законодательные ограничения его приватизации отсутствуют…».

Аналогичная правовая позиция выражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, где указано следующее.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ и федеральными законами.

Если собственник строения приобрел право аренды на земельный участок, то это не исключает его права на приобретение впоследствии этого земельного участка в собственность.

Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных ЗК РФ и федеральными законами. При этом право собственника строения на выкуп земельного участка не может быть ограничено наличием договора аренды на данный земельный участок.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Источник: https://www.advokat-makoveev.ru/?p=100

Закон о приватизации земельных участков: исключительное право, особенности процедуры

Объектами приватизации могут быть земельные участки

После распада СССР граждане получили право оформления государственной земли в частное владение. Приватизация носит временный характер. Сегодня она еще доступна.

Поэтому важно успеть воспользоваться возможностью оформить надел в личную собственность. Для этого стоит знать закон о приватизации земельных участков, Земельный кодекс РФ.

Это поможет действовать юридически грамотно, отстоять личные права и интересы в случае их нарушения.

Правовое регулирование

Приватизация земли – это процесс передачи недвижимого имущества, принадлежащего государству (муниципалитету), в частную собственность. Она дает право человеку распоряжаться наделом по своему усмотрению. После приватизации гражданин может дарить, сдавать в аренду, завещать участок.

До этого его права ограничены и все действия нужно согласовывать с администрацией. Процедура перевода государственной земли во владение граждан регулируется рядом нормативно-правовых актов. Термин «приватизация» используется в Земельном кодексе России (ЗК), введенным в действие еще в 2001 году ФЗ №136.

Например, встречается данное понятие в статьях, посвященных особо охраняемым природным территориям, сельскохозяйственным угодьям.

Осуществляется данная процедура на базе ФЗ №178 «О приватизации государственного и муниципального имущества», принятого 21 декабря 2001 года.

Дополнительно могут использоваться положения Федеральных законов №217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с действующим законодательством, приватизации подлежат те участки, которые находятся в пожизненном наследовании или получены в бессрочное пользование, являются дачными или садоводческими. В доме, возведенном на таком наделе, человек имеет право прописаться.

Особенности приватизации муниципальной собственности

Существенные моменты процесса приватизации заключаются в следующем:

  • Безвозмездный характер.
  • Добровольность приватизационной процедуры.
  • Стандартная для всех регионов России форма договора.
  • Возможность приватизации жилья на одного человека или в долях на несколько лиц.
  • Вне зависимости от количества участников приватизации договор о подтверждении права владения выдается в единственном экземпляре. Каждый собственник может получить заверенную нотариусом копию документа.
  • Подлежит приватизации имущество публичных форм собственности (государственное и муниципальное).

Существуют некоторые особенности приватизации как государственной, так и муниципальной недвижимости:

  • Чаще всего приватизируется имущество муниципалитета, так как принадлежащей государственным организациям жилищный фонд крайне мал, и зачастую данные жилые объекты вообще не подлежат передаче в собственность гражданам, например, квартиры в военных городках.
  • Жилье государственного уровня вместо приватизации обычно продается по аукциону, так как оно более дорогостоящее, чем муниципальное.
  • Приватизация сельскохозяйственных земель, относящихся к муниципальному земельному фонду, происходит на основании актов, которые принимаются местной властью.

На всей территории Российской Федерации действуют единые требования и положения в области приватизации объектов недвижимости.

Когда началась и до какого года возможна приватизация земли в России?

Частная собственность на земельные участки появилась не так давно. Во времена советского союза понятия «приватизация» не существовало. Вся недвижимость принадлежала государству. Граждане имели право пользоваться наделами неограниченный срок. Но продавать землю было нельзя.

Возможность получить в личную собственность государственное недвижимое имущество у россиян появилась после распада СССР. В октябре 2001 года был введен в действие Земельный кодекс.

Этот нормативный акт был призван урегулировать земельные правоотношения. Именно в нем прописано право граждан на получение надела в частное владение.

Вопрос, до какого года можно приватизировать земельный участок, является актуальным для многих граждан.

Процесс бесплатного упрощенного перевода надела из государственной собственности в частную, в народе называется дачной амнистией.

Действие данной программы ограничено во времени. Уже несколько раз срок приватизации продлевался. Последний раз подобные изменения произошли в 2020 году. Тогда возможность оформления государственной земли в личную собственность была продлена до конца 2020 года. Вероятно, что приватизация земли будет снова пролонгирована.

Кто обладает исключительным правом?

В Земельном кодексе России приведены особенности предоставления государственного или муниципального надела в частное владение. В первом пункте статьи №39.20 данного нормативно-правового акта описано, кто имеет исключительное право на приватизацию участка.

Исключительное право есть у граждан, которые являются владельцами жилых или нежилых построек, расположенных на таком наделе. Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют физические и юридические лица.

Согласно действующему законодательству, наделы, находящиеся в муниципальной или государственной собственности, не могут быть оформлены в частное владение, если сооружения, возведенные на них, размещаются на основании сервитута.

Исключительным правом на приватизацию обладают также лица, которые пользуются земельными участками бессрочно, на правах пожизненно наследуемой собственности. Но в этом случае не предусмотрена бесплатная передача земли в частное владение. Поэтому надел придется выкупать.

Порядок приватизации земельного участка

Общий порядок действий заключается в сборе необходимых документов. Перечень определен Приказом Минэкономразвития РФ №1 от 12.01.2015 года. К ним относится:

  • Копия паспорта и ИНН.
  • Нотариально заверенная доверенность, если заявителем выступает иное лицо.
  • Согласие супруга, составленное нотариусом.
  • Справка о многодетной семье( при наличии).
  • Подтверждение инвалидности, копия пенсионной книжки( для льгот).
  • Паспорт участка с кадастровым номером.
  • Копия арендного договора.
  • Государственный акт о предоставлении земельного участка.
  • Свидетельство о праве собственности на недвижимость, расположенную на участке.

В случае платного варианта, придется добавлять справки о:

  • Нормативной стоимости.
  • Общей площади.
  • Размере земельного налога.
  • Оценочной стоимости из БТИ.

Имея полный пакет документов, требуется правильно заполнить заявление, выданное в государственном учреждении. Указать наименование исполнительного органа, свои паспортные данные, с номером телефона и места жительства. Поставить дату подачи и составить перечень прилагаемых документов.

В случае отсутствия кадастровой карты, сотрудники администрации сами направляют запрос на ее изготовление. При «дачной амнистии» определена упрощенная схема подачи. Она распространяется на участки, выделенные до 30 октября 2001 года.

Действия следует начать с предоставления в орган регистрации заявления, квитанции о уплате госпошлины. Предоставляется акт, или свидетельство, подтверждающее право владения указанной территории и кадастровый паспорт. Если нет указанных документов, достаточно наличие членской книжки товарищества, или выписки из хозяйственной книги.

Приватизация земельного участка в садоводстве

В правлении товарищества вам обязаны выдать справку о владении участком, копии общего генплана, членской книжки и протокола общего собрания о принятии в товарищество. Все копии должны быть заверены печатью.

Приватизация земельного участка под частным домом

Наличие документального права владения домом, или участком, является основанием для приватизации. К ним относится договор купли-продажи и свидетельство о собственности на дом. Оформление возможно при:

  • Дарении участка, или дома.
  • Приватизации дома.
  • Наследовании дома, или участка.
  • Приватизация доступна при смене владельцев и:
  • Прав собственности.
  • Прав пользования.
  • Субъекта пожизненного наследования.
  • Покупки земли путем ипотечного кредитования.

Вариант бесплатной приватизации предусмотрен для участков:

  • С документами на индивидуальную застройку, или для ведения подсобного хозяйства.
  • Попадающих под «дачную амнистию».
  • Со стоящим домом, на который имеется право собственности.

К категории льготников на бесплатное получение относятся:

  • Ветераны и участники ВОВ.
  • Герои СССР и РФ.
  • Многодетные семьи.
  • Дети-сироты.
  • Незащищенное население.

Если на дом имеется несколько собственников, все они вправе рассчитывать на приватизацию. Без их согласия невозможен единоличный выкуп целого участка.

Вы можете произвести отчуждение не всего участка, а отдельной части. Главным аргументом приватизации служит договор аренды, владения, пользования, распоряжение о выделении поселковым советом.

Построенный и оформленный до 1991 года дом, будет гарантией бесплатной приватизации.

Приватизация земельного участка в аренде

Арендованные у государства земельные участки подлежат приватизации при:

  • Аренде более 3-х лет.
  • Договорном сроке от 20 лет.
  • Наличии недвижимости с правом собственности.
  • Не использовании гражданских прав к другим участкам.

Отчуждение становится безвозмездным если он расположен под домостроением, купленным, подаренным, построенным до 31 октября 2001 года. При выдаче под ИЖС с постройкой до 31. 10.2001 года. Находящегося в бессрочном пользовании в дачном наделе и с жилым домом.

Приватизация каких предоставленных гражданам участков запрещена?

Не все государственные наделы можно приватизировать. В Земельном кодексе РФ приведен перечень участков, которые граждане не имеют права оформить в личную собственность.

К таким наделам принадлежат:

  • изъятые из оборота. Это территории, на которых расположены заповедники, парки. Входят в данный список также земли стратегического назначения, наделы, использующиеся для захоронения граждан и воинов. Изымаются из оборота участки, которые обладают особым значением для безопасности страны;
  • ограниченные в обороте. Это земли лесного, водного фонда, которые находятся под охраной. Также сюда относятся участки, используемые для нужд учреждений связи, транспортных организаций. Наделы, расположенные в границах закрытых административно-территориальных образований, также считаются ограниченными в обороте.

Действующим законодательством установлен ряд ситуаций, при которых землю, находящуюся в ограниченном обороте, разрешается приватизировать.

Мнение эксперта

Мария Локшина

Эксперт по семейному праву с 2010 года

Источник: https://tbti.ru/kvartira/zakonodatelstvo-o-privatizacii.html

Как приватизировать земельный участок

Объектами приватизации могут быть земельные участки

Приватизация земельных участков — это передача земли из государственной или муниципальной собственности в частные руки.

Российское законодательство предполагает, что участок, на котором расположено здание, принадлежащее гражданину, должен быть арендован или приватизирован. Не стоит путать приватизацию и приобретение в собственность — приватизация касается только участков, на которых вы уже проживаете долгое время.

В СССР земля была в собственности государства. Земля в частной собственности тогда вообще не предполагалась, а граждане пользовались своими земельными участками на правах бессрочной аренды. С распадом СССР россияне получили возможность сделать эти участки своей собственностью. Однако даже сейчас, спустя почти 30 лет, примерно пятая часть земельных участков не приватизирована.

С 2006 года приватизация земельного участка и дома, на нем стоящего, проходит отдельно. Если приватизирован только дом, владельца недвижимости могут оштрафовать.

Право на бесплатную приватизацию предоставляется только один раз. Второй и последующие случаи приватизации будут платными.

На бесплатную приватизацию земельного участка вы можете рассчитывать в следующих случаях:

Если вы — владелец дома или подсобного хозяйства, возведенного до введения в действие Земельного Кодекса в 2001 году. Эта категория охватывает все неприватизированные с советских времен участки, которыми сейчас пользуются люди.

Если вы — владелец участка, переданного вам для постройки дома в аренду или безвозмездное пользование. Участки на этих основаниях предоставляют многодетным семьям и военным.

Участок должен быть передан не более, чем на 6 лет и спустя 5 лет после передачи его в аренду его можно приватизировать.

При этом на участке кроме индивидуального жилого дома могут быть возведены любые вспомогательные строения, однако разведение домашних животных запрещено.

Если вы — владелец участка, переданного вам для ведения личного подсобного хозяйства в аренду или безвозмездное пользование. Участки на этих основаниях предоставляют многодетным семьям и военным.

Участок должен быть передан не более, чем на 6 лет и спустя 5 лет после передачи его в аренду его можно приватизировать.

На участке может быть возведен дом и строения для разведения домашних животных. Правила благоустройства поселения определяют, какое максимальное число животных должно быть на участке. Если это количество превышено, приватизация невозможна.

Платная приватизация возможна, если участок получен после 2001 года. Земли в рекреационных и промышленных зонах также не могут достаться бесплатно. Наконец, участок, полученный юридическим лицом также можно приватизировать только платно.

Какие участки нельзя приватизировать

Далеко не все земельные участки могут быть приватизированы. Согласно Земельному Кодексу, в частные руки нельзя передать изъятые из оборота земли.

Их нельзя купить, продать или обменять — они всегда числятся за государством.

Сюда относятся участки прибрежной полосы, государственные заповедники и парки, места массового захоронения, военные части, атомные электростанции и все пограничные сооружения.

Земли ограниченного оборота могут быть приватизированы, но только по особому разрешению или определенным субъектам. Это особо охраняемые территории водного и лесного фонда, участки в закрытых городах, земли, предоставленные для нужд транспортных компаний, космической промышленности или учреждений связи.

Какие документы нужны для приватизации

Полный пакет документов зависит от основания приватизации. Также различия в пакете документов будут зависеть от того, сформирован ли земельный участок. Точный список бумаг всегда лучше всего уточнять в уполномоченном органе администрации муниципального образования или территориальном управлении Росимущества.

Для приватизации нужны следующие документы:

  • Заявление установленного образца.
  • Документ, удостоверяющий личность заявителя. Обычно это паспорт, но принимается также загранпаспорт или удостоверение личности военнослужащего.
  • Документ, удостоверяющий полномочия представителя, если заявление подает не сам представитель.
  • Документ, удостоверяющий или устанавливающий право владения участком.
  • Схема расположения земельного участка, если этот земельный участок нужно еще только образовать, а проекта межевания территории нет. Проект межевания необходим для того, чтобы точно установить границы участка и получить разрешение на строительство.
  • Выписка из ЕГРН о земельном участке. (Не является обязательным документом. Власти сами могут ее сделать.)

В качестве документов, подтверждающих право владения участком, могут выступать любые документы, заключенные при оформлении земельных сделок — договоры купли-продажи, дарения или мены. Подойдет свидетельство о наследстве, бессрочном пользовании землей или праве на земельный участок. Последнее должно быть оформлено до 1998 года.

Также право владения участком смогут подтвердить решения государственных или муниципальных органов о передаче земли. Если речь идет об участке под личное подсобное хозяйство, то подойдут выписки из похозяйственной книги — учета таких хозяйств, которым занимается органы самоуправления населенного пункта.

Наконец, право владения участком подтвердят решения колхозов и совхозов о передаче участка в долевую собственность.

Собрали документы. Что делать дальше?

Дальше нужно предоставить документы вместе с заполненным заявлением о приватизации земельного участка.

В зависимости от типа приватизации, это может быть муниципальная администрация или территориальное управление Росимущества.

В территориальное управление Росимущества можно подать документы лично, через МФЦ, в электронной форме при наличии электронной подписи или отправить по почте. В муниципальную администрацию придется обращаться лично.

Решение о приватизации будет вынесено в течении 30 дней. Если схема расположения земельного участка подлежит согласованию с Рослесхозом или его местным отделением, то срок может быть увеличен до 45 дней. Ускорить процедуру невозможно.

Первая приватизация полностью бесплатна, за исключением проекта межевания земельного участка.

Стоит проект от 5000 рублей. Межеванием занимаются частные специалисты — кадастровые инженеры. Они занимаются вопросами определения границ земельного участка и подготовкой документов для постановки территории на государственный кадастровый учет.

Каждый такой специалист числится в Реестре кадастровых инженеров и, зная ФИО или номер аттестата, можно посмотреть его выполненные проекты.

Это особенно важно, учитывая, что кадастровые инженеры несут личную ответственность за ошибки в измерениях и документах.

Запомнить важную информацию

  • С 2006 года приватизация дома и участка, на котором он стоит, раздельна. Администрация поселения может штрафовать за неприватизированный участок.
  • Если вы имеете право собственности на строение, стоящее на земельном участке, то можете провести приватизацию этого земельного участка.
  • Первая приватизация полностью бесплатна. Решение о приватизации предоставляют за 30 дней, в некоторых случаях — за 45.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5df1e0bfc05c7100ad5d3dd5/kak-privatizirovat-zemelnyi-uchastok-5dfb5e02027a1500b00105b4

Приватизация земельных участков // Под ред. Н.А. Козловой, А.В. Слюсаренко, Изд-во Академии по правам человека, 2003

Объектами приватизации могут быть земельные участки
Вы здесь: / Библиотека / Сборники… / Сборник  

Приватизация земельных участков // Под ред. Н.А. Козловой, А.В. Слюсаренко, Изд-во «Академии по правам человека», 2003

ЧТО ТАКОЕПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ВИДЫЗЕМЕЛЬНЫХУЧАСТКОВ.1

КАКИЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ НЕЛЬЗЯ ПРИВАТИЗИРОВАТЬ.2

ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ.. 4

РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК.5

ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ.6

Предоставление земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйства. 7

Предоставление земельных участков в собственность граждан, обладающих ими на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. 8

Предоставление земельных участков, расположенных под зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности граждан и юридических лиц. 9

Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. 12

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. 13

Общая схема процедуры приватизации. 16

Приложение № 1. 17

Приложение № 2. 18

Приложение № 3. 22

ЧТО ТАКОЕ ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ВИДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Приватизация земельных участков – это способ приобретения в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Объектами приватизации могут быть земельные участки и части земельных участков.

Существует различная классификация земельных участков. Наиболее важными для понимания процесса приватизации земли являются 4 вида классификации.

1. По цели использования:

·для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

·для ведения личного (подсобного) хозяйства;

·для садоводства, огородничества и дачного хозяйства;

·для строительства и др.

2. По наличию у граждан прав на земельные участки:

·земельные участки, находящиеся у граждан на праве постоянного (бессрочного) пользования;

·земельные участки, находящиеся у граждан на праве пожизненного наследуемого владения.

3. По наличию на земельном участке строений:

·земельные участки, расположенные под зданиями, строениями, сооружениями, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц.

·земельные участки свободные от зданий, строений, сооружений.

4. По признаку делимости земельного участка:

·делимый участок, т.е. земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.

·неделимый участок, т.е. тот, который не может быть разделен.

 

В соответствии с Земельным Кодексом РФ существуют земли, приватизация которых запрещена или ограничена.

Не подлежат приватизации земли, изъятые из оборота. Это земли государственных заповедников и парков, земли стратегического назначения, земли занятые воинскими и гражданскими захоронениями и другие земли, имеющие особое значение для безопасности и обороноспособности государства.

В соответствии с Земельным кодексом РФ не предоставляются в частную собственность земли ограниченные в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Земли, ограниченные в обороте, это земли в пределах особо охраняемых природных территорий, земли водного и лесного фонда, земли в границах закрытых административно-территориальных образований, земли, предоставлен-ные для нужд организаций транспорта, для нужд связи и другие подобные.

Однако не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

 Так, например, в соответствии с Земельным кодексом РФ земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности и земли иного специального назначения могут находиться в собственности граждан, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Субъектами приватизации земли выступают граждане и юридические лица.

Земельный участок может быть приватизирован на следующих правах:

·единоличная собственность (один собственник земельного участка), 

·долевая собственность (каждый из сособственников имеет право собственности на долю земельного участка),

·совместная собственность (это собственность супругов и лиц, которые ведут крестьянское (фермерское) хозяйство). 

Общий порядок приватизации земельных участков

Земельным кодексом РФ установлен общий порядок приватизации земельных участков. Однако для каждого вида участка существуют особенности приватизации, о которых будет говориться далее. 

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Однако каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность земельный участок, находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или находящийся в его пожизненном наследуемом владении, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подают заявления, в котором должны быть определены:

·цель использования земельного участка, 

·его предполагаемые размеры,

·местоположение, 

·испрашиваемое право на землю. 

Также необходимо предоставить документы, удостоверяющие личность гражданина.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме земель изъятых или ограниченных в обороте.

Решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация (БТИ) на основании заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

Договор купли – продажи земельного участка заключается в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Юридические лица (в том числе, товарищества садоводов, огородников, дачников) обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 года.

РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК

Источник: http://sutyajnik.ru/rus/library/sborniki/land_privatization.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.