Объекты приватизации

Содержание

Приватизация государственного и муниципального имущества

Объекты приватизации
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Приватизация государственного и муниципального имущества

Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Такой термин, как «приватизация» хорошо известен всем россиянам и плотно вошел в лексикон практически каждого гражданина нашей страны. Данный процесс начался в 1990 году и продолжается до сих пор, хотя и в более скромных объемах.

Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.

Понятие и функции приватизации

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель.

Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Приоритет законодательства о приватизации

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии.

В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации.

Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы.

Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Начало отечественной приватизации

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/privatizaciya-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-imushhestva.html

Всё, что нужно знать о приватизации жилья — Справочник Недвижимости

Объекты приватизации

Сначала власти устанавливали сроки, когда можно было получить «свою» квартиру в собственность бесплатно.

Но не все успевали это сделать, и сроки много раз переносились, а в 2016 году бесплатную приватизацию жилья сделали бессрочной. По данным Минстроя России, в 2019 году приватизированы около 80% квартир в России.

Оставшийся жилой фонд, принадлежащий государству, продолжает постепенно переходить в собственность россиян.

Рассказываем обо всех нюансах приватизации квартир, о которых нужно знать.

Что такое приватизация жилья

Приватизация — это бесплатная передача квартир, которыми владеет государство или власти города, в собственность людям, живущим в этих квартирах на законных основаниях. Как правило, таким основанием является договор социального найма. По нему человек может жить в квартире, но не вправе её продать или передать кому-то другому.

Передачей квартир по приватизации занимаются органы местного самоуправления. Например, в Москве это окружные структуры Департамента городского имущества.

Как получить жилье по договору социального найма

Государство даёт квартиры тем, кто, как оно считает, в них нуждается, а самостоятельно купить жильё или улучшить свои условия проживания не может. С такими гражданами заключается договор социального найма муниципальной квартиры.

Приватизация квартиры через договор соцнайма — распространённый способ стать собственником недвижимости в РФ для тех, кто не может её купить. Но жильё от государства получить непросто — нужно «постоять» в очереди. Получить квартиру по соцнайму могут те, кто встал на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.

Те, кто сделал это после 1 марта 2005 года, тоже вправе претендовать на жильё, но они должны быть признаны малоимущими. Хотя в очереди стоять придётся и тем, и другим.

Чтобы встать на жилищный учёт, нужно доказать, что семья малоимущая, то есть на каждого её члена приходится меньше прожиточного минимума (на самом деле условий больше, но это основное).

Необходимо собрать бумаги, подтверждающие положение семьи, и обратиться в органы местного самоуправления.

В Москве это Департамент городского имущества (подача заявки возможна через любой столичный МФЦ «Мои документы»).

Жильё, полученное по договору соцнайма, можно сразу же приватизировать. 

Кто может приватизировать квартиру

Участвовать в приватизации имеет право каждый россиянин, но только один раз в жизни. Исключение — те, кто в первый раз участвовал в приватизации будучи несовершеннолетним. За такими людьми сохраняется право приватизировать жилье ещё раз после того, как им исполнится 18 лет.

Более того, как уточняет руководитель юридической службы компании «ИНКОМ-Недвижимость» Светлана Краснова, дети включаются в число собственников при приватизации в обязательном порядке, а неучастие ребёнка в приватизации возможно только с разрешения органов опеки и попечительства, хотя на практике такие случаи почти не встречаются.

То есть несовершеннолетний сначала участвует в приватизации квартиры в долях с родителями, а после достижения совершеннолетия может воспользоваться своим правом ещё раз, если на тот момент будет зарегистрирован в другом неприватизированном жилье. Например, если он получит её как очередник или пропишется по месту жительства супруга или супруги.

Право на приватизацию квартиры есть у всех, кто в ней зарегистрирован (прописан). Чтобы приватизировать жильё, необходимо согласие на это всех зарегистрированных в ней.

«Для оформления приватизации квартиры имеет значение не факт проживания, а именно факт постоянной регистрации в квартире», — отмечает специалист департамента контроля качества национальной юридической службы «Амулекс» Ирина Забарская.

Можно ли отказаться от участия в приватизации

Да, и это распространённая практика. Нередко жильцы дают своё согласие на приватизацию, но от личного участия в ней отказываются. В этом случае квартира становится собственностью остальных жильцов, но «отказник» сохраняет право на пожизненное проживание в квартире. Выселить его нельзя ни при каких условиях, даже после продажи квартиры он сохранит право жить в ней.

«Причины, по которым граждане не хотят участвовать в приватизации, разные, — отмечает Светлана Краснова из „ИНКОМ-Недвижимости“.

— Например, пожилые родители могут отказаться от приватизации, чтобы собственниками квартиры стали их дети, и в дальнейшем избежать затрат на оформление наследства или споров между наследниками.

Кто-то отказался от приватизации, чтобы не платить налоги на имущество, которыми облагается любая собственность».

Какие квартиры нельзя приватизировать

Приватизировать можно жилые помещения, которые предоставлены гражданам на условиях социального найма и в которых они оформили постоянную регистрацию. Это отдельные квартиры или комнаты в коммуналках, полученные как во времена СССР, так и позже.

Но не всякое государственное жильё можно оформить в собственность, даже если люди там прописаны.

Нельзя приватизировать недвижимость, находящуюся в аварийном состоянии, помещения в общежитиях, в домах закрытых военных городков, служебные квартиры (кроме жилфонда совхозов и приравненных к ним сельскохозяйственных предприятий).

Нельзя также сделать частной собственностью жильё, которое находится в сельской местности и относится к стационарным учреждениям социальной защиты населения (домам-интернатам). Тем, кто хочет приватизировать квартиру, заранее нужно выяснить, не относится ли она к одной из этих категорий.

Кроме того, государство в некоторых случаях не разрешает приватизировать жильё, чтобы защитить интересы проживающих или сохранить здания.

«В запретный перечень можно включить жилые помещения, предоставляемые сиротам при достижении ими совершеннолетия, — добавляет Ирина Збарская из НЮС „Амулекс“. — Чтобы защитить сирот от мошенников, их жильё в течение пяти лет имеет статус специализированного жилого фонда, который запрещено приватизировать.

Есть ещё квартиры в домах, которые относятся к памятникам архитектуры.

Прямого запрета на их приватизацию нет, и в некоторых случаях получается оформить на них права собственности, но часто в этом праве отказывают, ссылаясь на особую историческую и культурную ценность здания, которое является культурным достоянием всех жителей города».

Как узнать, приватизирована ли квартира

Узнать, приватизировано ли жильё, может кто угодно. Самый простой  и быстрый способ это выяснить — посмотреть квитанцию на оплату коммунальных услуг, где указан тип жилья. Но этот способ не самый надёжный. Может оказаться, что информацию ещё не успели обновить.

Лучше всего запросить в Росреестре или многофункциональном центре «Мои документы» выписку из ЕГРН.

Если квартира находится в частной собственности, то в графе «Правообладатель» будут указаны фамилия, имя и отчество собственника, а если в муниципальной — город (например, Москва).

Если приватизация была проведена до 1998 года, юристы советуют обратиться в территориальное БТИ, которое тоже владеет необходимыми сведениями.

Как приватизировать квартиру: инструкция и список документов

Начать нужно с получения согласия всех лиц, имеющих право приватизировать данное жилье. Имеются в виду все зарегистрированные в квартире граждане, включая несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет (от имени детей младшего возраста согласие дают родители или опекуны). Согласие должно быть дано в письменной форме и заверено у нотариуса.

«Все жильцы обязаны присутствовать в регистрационном органе при подаче собранных документов, — уточняет Ирина Збарская. — Если кто-то из них не может прийти по уважительной причине, его заявление о согласии оформить права собственности на квартиру должно быть заверено у нотариуса, а кроме этого, должны быть поданы документы, подтверждающие эту уважительную причину».

Уважительной причиной может быть госпитализация, нахождение на лечении в другом городе, длительная командировка.

При участии в приватизации нескольких человек жильё передаётся либо в долевую, либо в совместную собственность.

При долевой схеме каждый будет владеть не конкретной комнатой или количеством метров в квартире, а долей в праве собственности, которой он сможет распоряжаться по своему усмотрению с некоторыми ограничениями. Размер долей определяют сами участники приватизации.

При совместном владении доли не выделяются (права на жильё считаются равными), пользоваться и распоряжаться объектом владельцы могут только по взаимному согласию.

Если все согласия получены и число будущих собственников определено, то следующий шаг — собрать документы для приватизации квартиры. Вот список:

  •  паспорта всех участников приватизации (включая несовершеннолетних от 14 до 18 лет);
  • письменное и нотариально заверенное согласие на приватизацию всех зарегистрированных в квартире лиц (можно составить самостоятельно либо попросить форму у нотариуса);
  • заявление о приватизации (его можно оформить при обращении в МФЦ «Мои документы»);
  •  договор соцнайма на приватизируемую квартиру;
  •  выписка из домовой книги с указанием всех зарегистрированных лиц;
  • ордер на приватизируемое жильё или копия распоряжения о предоставлении этого жилья. Ордер — это документ, по которому в советское время предоставлялось жильё. Сейчас этот документ сам по себе не имеет юридической силы, но на его основании заключается договор соцнайма. Бывают случаи, когда оказывается, что договор соцнайма  не оформлен, и старый советский ордер — единственное доказательство прав жильцов на проживание в квартире. Если эта бумага в семье не сохранилась, нужно получить архивную справку о его выдаче в органах местного самоуправления;
  •   документ о неиспользованном ранее праве на приватизацию (справка о неучастии в приватизации, которую выдают муниципальные власти, в Москве — департамент жилищной политики).

Пакет документов можно подать лично в МФЦ «Мои документы». В Москве легко это сделать онлайн — через официальный сайт правительства Москвы. Новый собственник получит квартиру по договору передачи, нотариального удостоверения он не требует, пошлину платить не надо. Процесс приватизации займёт 46 дней.

После оформления бумаг нужно зарегистрировать право нового владельца на квартиру. Сделать это можно также в регистрационной палате, на сайте «Госуслуги», в МФЦ «Мои документы» или отделении Росреестра.

Может ли приватизировать квартиру кто-то один, если там постоянно проживают несколько человек

Да, это тоже распространённая практика. По словам Светланы Красновой, нередко так поступают, если семья намеревается продавать квартиру.

  По договорённости между всеми членами семьи она может быть оформлена в собственность одного из них, чтобы уменьшить количество участников сделки и минимизировать расходы на её оформление (при долевой собственности на квартиру сделка купли-продажи подлежит обязательному нотариальному удостоверению). Но без согласия всех проживающих квартиру нельзя приватизировать даже по суду.

Какие могут возникнуть проблемы при приватизации

Случается, что человек не может подтвердить, что он раньше не участвовал в приватизации.

«Человеку необходимо подтвердить, что ранее он не участвовал в приватизации тех жилых помещений, в которых проживал и был зарегистрирован, — поясняет ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Аванесов.

— Следовательно, если в течение срока действия законодательства о приватизации (с 11 июля 1991 года) гражданин в какой-то период не был нигде зарегистрирован, возникает проблема в доказывании неучастия в приватизации. В этих случаях решение вопроса возможно в судебном порядке».

Ещё одной проблемой, с которой можно столкнуться, является отсутствие в жилищных органах ордера, на основании которого жилое помещение ранее было предоставлено человеку и без которого с ним не заключат договор социального найма. В этом случае также придётся доказывать свои права в суде.

Что изменится после приватизации жилья

После приватизации бывший квартиросъёмщик становится полноправным собственником жилья. Он может продать его, подарить, завещать, разделить на доли, сдать. Владельца нельзя выселить и снять с регистрации в его квартире.

Но владение подразумевает и несколько бОльшую ответственность за имущество и вовлечённость в управление им. Например, собственнику раз в год придётся платить налог на имущество (недвижимость), который составляет от 0,1% кадастровой стоимости квартиры (для объектов стоимостью до 10 млн руб.).

Кроме того, владелец должен ежемесячно платить взносы на капитальный ремонт дома (например, в Москве они составляют 17 руб. с 1 кв. м). А ещё участвовать в содержании общедомового имущества: платить за смену домофона в подъезде, услуги консьержа, совместно с другими собственниками принимать решения, касающиеся мест общего пользования в доме.

Ранее все эти заботы брало на себя, будучи собственником, государство.

Авторы: команда Яндекс.Недвижимости. Иллюстратор: Катя Симачёва

Источник: https://realty.yandex.ru/spravochnik/vse-chto-nuzhno-znat-o-privatizatsii-zhilya

Понятие приватизации, ее объекты, участники приватизационного процесса

Объекты приватизации

Статья 217 Гражданского Кодекса Российской Федерации определяет приватизацию как передачу в собственность гражданам или юридическим лицам имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по правилам, предусмотренным законами о приватизации государственного или муниципального имущества.

А в соответствии с Законом РФ “О приватизации жилищного фонда в РФ”: “Приватизация жилья – бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан, забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений”.

На основании этих двух определений можно сделать вывод, что граждане, приватизировавшие жилые помещения, становятся их собственниками, а значит владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, вправе продавать, завещать, сдавать в аренду эти помещения, то есть совершать любые действия, которые не противоречат законодательству.

В соответствии с Законом РФ “О приватизации жилищного фонда в РФ” право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору найма или аренды в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Осуществление права собственности на жилое помещение не должно нарушать прав и охраняемых действующим законодательством интересов других лиц.

Однако, граждане, проживающие по договору аренды в домах общественного жилищного фонда, правом на бесплатную приватизацию жилья на основании Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” не обладают, т.к. собственником жилья в данном случае является не государство, а юридическое или физическое лицо.

Объекты приватизации

С точки зрения закона о приватизации, объектом могут быть жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда находящиеся в пользовании граждан на условиях социального найма.

В свою очередь, в соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ под жилым помещением понимается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, например, противопожарным, градостроительным и техническим).

Множество жилых помещений формируют такое понятие, как “жилищный фонд”. Жилищный фонд отличается от иных строений и помещений своим основным предназначением – а именно, возможностью проживания в них.

В строениях смешанного типа, в которых наряду с жилыми имеются и нежилые помещения (административные, лечебные, коммунально-бытовые и т.п.), к жилищному фонду относятся только собственно жилые помещения.

Жилищный фонд обычно представлен множеством жилых домов. А в соответствии со ст. 16 ЖК РФ жилыми домами признаются индивидуально-определенные здания, которые состоящее из комнат и иных помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Следовательно, жилым домом признается постройка (строение), предназначенная для проживания людей и отвечающая соответствующим строительным, техническим, противопожарным, санитарно-гигиеническим и другим нормам.

Это понятие имеет достаточно узкий смысл, но в широком смысле оно может включать в себя и земельный участок, на котором находится жилой дом, другие подсобные и хозяйственные помещения, многолетние зеленые насаждения и т.д.

Анализ норм, изложенных в гл. 17 “Право собственности и другие вещные права на землю” и в других главах ГК РФ, позволяет судить о том, что вместе с правом собственности на жилой дом собственник всегда обладает определенными правами на земельный участок и некоторое другое имущество, обслуживающее жилой дом. При этом объем прав на земельный участок может быть различным.

В обоснование сказанного можно привести конструкцию, предложенную ГК РФ в ст. 552, где регламентируются отношения, связанные с земельным участком при продаже находящейся на нем недвижимости.

Если брать во внимание то, что жилое помещение относится к недвижимости, следует, что права на ту часть земельного участка, которая занята этим жилищем и необходима для ее использования передаются одновременно с передачей права собственности на жилой дом.

К особой разновидности жилого дома ЖК РФ относит и многоквартирный дом. Хотя в этом кодексе и нет определения и критериев понятия “многоквартирный дом”, он все же является жилым домом и к нему применимо общее определение жилого дома, установленное в ст. 16 ЖК РФ.

Многоквартирный дом, как и индивидуальное жилое строение, да и вообще жилой дом, состоит: а) из жилых помещений; б) из нежилых помещений; в) из помещений, предназначенных для обслуживания жилых и нежилых помещений и доступа к ним (вспомогательные помещения), тесно связанных с ними предназначением и следующих юридической судьбе жилых и нежилых помещений. Жилые и нежилые помещения могут находиться в частной собственности любых субъектов права собственности независимо от ее формы, однако вспомогательные помещения могут быть только в общей долевой собственности этих субъектов.

Жилой дом, а равно и многоквартирный, может быть разделен части: на квартиры и комнаты. Следовательно, именно они служат непосредственно жилищем для граждан.

С теоретической точки зрения, квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования и состоящее из одной или нескольких комнат, а также других вспомогательных помещений, которые служат для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в данном помещении.

На практике же квартирой считается предназначенная и используемая для проживания отдельная жилая площадь, которая имеет отдельный выход на улицу (во двор, на лестничную клетку или в общий коридор) и отдельную кухню. В качестве признаков квартиры называется также отсутствие в ее пределах других подобный ей по функциям квартир.

Комната – это часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Она обособленна постоянными стенами. По своему предназначению комнаты бывают разных типов:

* жилые (спальни, гостиные и др.);

* вспомогательные (коридоры, кухня, ванная комната, туалет, кладовые).

Жилой комнатой считается обособленная постоянными стенами часть помещения, предназначенная и используемая для жилья.

Площадь жилой комнаты или жилых комнат квартиры является площадью основного (главного) назначения.

Такое деление имеет важное значение для всех возможных последующих операций с этим типом недвижимости, так как согласно ст.ст. 16 и 60 ЖК РФ и ст.

673 ГК РФ предметом договора найма жилого помещения может быть лишь изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, в том числе одна или несколько комнат.

Не могут быть самостоятельным предметом договора найма часть комнаты или комната, связанная с другой комнатой общим входом (смежные комнаты), подсобные помещения.

До начала 90-х гг. XX в. объектами права собственности не могли выступать комнаты в квартирах, т.к. они могли являться только объектами договора найма жилого помещения.

Во время переходного периода законодательными актами того времени были введены некоторые отступления от этого правила.

И в конечном итоге, Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики” предоставил нанимателям, проживающим в коммунальной квартире, при освобождении соседних комнат наряду с другими возможностями право приобретать освободившуюся комнату по договору купли-продажи.

Хотя комната по своей сути не может полностью удовлетворять все потребности человека в необходимых жилищно-бытовых условиях, в виду сложной социально-экономической ситуации того времени, законодатель не мог иначе решить жилищную проблему. Поэтому во второй части ГК РФ он определил комнату как самостоятельный объект гражданского оборота, относящийся к жилым помещениям.

Внутри жилого помещения принято выделять:

· полезную (общую) площадь: жилая площадь + площадь вспомогательная и подсобная

· собственно жилая площадь, которая включает только площадь жилых комнат, в том числе площадь спальных и столовых комнат, комнат для игр, учебы и отдыха, а также площадь утепленных веранд, оборудованных для проживания. Такое деление указано в ч.5 ст.15 ЖК РФ.

В целом, все жилые помещения (строения) можно разделить на следующие группы:

– помещения (строения) квартирного типа. В таких жилых помещениях вся или преобладающая часть площади занята квартирами;

– строения типа общежития;

– строения дачного типа, приспособленные для постоянного, круглогодичного проживания (летние дачи к ним не относятся), однако по нашему мнению, в состав жилищного фонда они могут быть включены только в случае придания указанным строениям юридического статуса жилого дома;

– помещения казарменного типа для размещения отдельных категорий военнослужащих. Однако, требования к ним и порядок использования таких помещений в ЖК РФ не закреплен, а определяется Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами.

Жилые помещения должны использоваться только по прямому назначению, поэтому, в соответствии с договором социально найма размещение в жилых помещениях промышленных производств не допускается. Иное использование может повлечь расторжение договора социального найма в силу ч. 4 ст.

83 ЖК РФ. Указанное положение ЖК РФ сообщается с ч. 1 п. 3 ст. 288 ГК РФ, запрещающей размещение промышленных производств в жилых домах в целом, то есть, как в жилых, так и в нежилых помещениях, которые могут находиться в таком доме.

Проблема понятия “промышленное производство” заключается в отсутствии четкого определения, в том числе в жилищном законодательстве.

В иных нормативных правовых актах также не существует определений данного понятия, что на практике приводит к возникновению сложностей при отнесении какого-либо вида деятельности к “промышленному производству”.

Таким образом, общим условием возникновения и реализации права на приватизацию жилого помещения является в соответствии со ст. ст. 2, 11 Закона о приватизации принадлежность жилого помещения к государственному или муниципальному жилищному фонду и использование его гражданами на условиях социального найма.

Иначе говоря, в соответствии со смыслом жилищного законодательства приватизации могут подлежать только те жилые помещения, которые не относятся к категории специализированных жилых помещений, то есть не предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с наймодателем, а также в связи с прохождением службы либо обучения (гл.

9 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года №188-ФЗ – далее ЖК РФ).

Участники приватизационного процесса

Согласно Закону РФ “О приватизации жилищного фонда в РФ”, в приватизационном процессе участвуют, с одной стороны, уполномоченные собственники указанных жилых помещений и граждане Российской Федерации – с другой.

Рассмотрим каждую категорию поподробнее. В соответствии со ст.6 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в РФ” к уполномоченным собственникам жилых помещений относятся:

· органы государственной власти;

· органы местного самоуправления;

· государственные или муниципальные унитарные предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения;

· государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

К категории граждан Российской Федерации, имеющей право на приватизацию жилищного фонда согласно ст.2 Закона относятся:

· совершеннолетние граждане РФ, проживающие в жилых помещениях на условиях социального найма. В данном случае приватизация осуществляется с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

· несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет. Они имеют право на подачу заявления о приватизации жилого помещения только с согласия родителей или усыновителей, а так же иных законных представителей и органов опеки и попечительства.

· несовершеннолетние граждане в возрасте до 14 лет. Здесь процесс приватизации начинается с подачи за явления о приватизации жилых помещений, которое подается родителями, усыновителями или опекунами с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов.

Так кратко можно охарактеризовать основных участников приватизационного процесса с точки зрения Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в РФ”. Подробнее все особенности правоотношений возникающих между ними в условиях процесса приватизации будут рассмотрены в главе второй и третьей данной курсовой работы.

Источник: https://studbooks.net/951714/pravo/ponyatie_privatizatsii_obekty_uchastniki_privatizatsionnogo_protsessa

Какие объекты подлежат приватизации

Объекты приватизации

17.07.2018

Приватизация объектов недвижимости – возмездное отчуждение имущества, которое принадлежит РФ, ее субъектам и местным органам власти. Получателями этого имущества выступают граждане и организации. Процесс ает преобразование собственности государства или имущества, которым владеет местный орган, в частную.

Что собой представляют объекты приватизации

Объекты приватизации – имущество государства и муниципалитета, по отношению к которому допускается приватизация согласно закону.

Определены следующие группы объектов:

  • приватизировать которые запрещено;
  • закрепляемые в государственной собственности до момента, пока не будет принято решение о приостановлении его закрепления;
  • приватизировать которые можно согласно решению Правительства РФ;
  • решению Мингосимущества РФ;
  • которые можно приватизировать, если на то есть решение органов местного самоуправления или государственных органов субъектов РФ.

Продавцы, собственники, покупатели имущества, которое принадлежит муниципальным и государственным органам, являются субъектами приватизации.

Продавцом, согласно ст.6 Закона, является специализированное учреждение и назначенные представители от имени Правительства Российской Федерации, которые:

  • управляют переданными объектами до момента, пока они не будут проданы;
  • совершают их продажу;
  • ведут учет акций хозяйственных обществ, являющихся собственностью РФ, которые подлежат эт;
  • принимают, перечисляют финансы, поступившие от приватизации федеральных объектов;
  • ведут отчетность об их движении (статистическую и бухгалтерскую).

К покупателям относятся граждане и юридические лица. Исключение – муниципальные и государственные учреждения, МУП, также организации с долей имущества РФ в уставном капитале более 25%.

Виды приватизации

По степени возможности ой процедуры выделяют:

  • объекты, которые можно приватизировать;
  • приватизация которых недопустима;
  • имеющие ограничение на нее;
  • переходящие во владение субъектам этой процедуры с особенностями.

По содержанию:

  • имущественные комплексы, имеющие унитарную форму организации и принадлежащие государству;
  • акции АО, сформировавшиеся в приватизационном процессе;
  • другие виды собственности (здания, земельные наделы, сооружения);
  • объекты незавершенного строительства;
  • земля, принадлежащая государственным предприятиям.

По форме собственности:

  • относящиеся к собственности государства;
  • объекты муниципальной собственности.

По способу проведения:

  • приватизируемые по общим правилам;
  • приватизируемые с некоторыми особенностями.

Возможные объекты приватизации

В законе прописаны объекты, приватизировать которые невозможно. Таковыми считаются:

  • служебное жилье;
  • квартира в военном городке;
  • аварийное, ветхое жилье;
  • общежития;
  • объекты культурного наследия;
  • участки земли (не касается земли, находящейся в режиме постоянного пользования).

Не распространяется эта процедура на леса, воды, охран государством. Также касается это земель общего пользования, которые могут понадобиться для государственных нужд, другие земельные наделы, неотчуждаемые согласно законодательству. Не может быть приватизировано имущество муниципалитета, государства, если на то есть решение суда.

Первоначально законом о приватизации было установлено, что к объектам  относятся государственные учреждения и их структурные подразделения (участки, цеха).

А также:

  • патенты;
  • сооружения;
  • здания;
  • оборудование;
  • доли и паи государства;
  • активы предприятия;
  • другие объединения.

В 1997-2000 гг. в законодательство были внесены изменения, по которому список объектов был обобщен фразой – государственное и муниципальное имущество.

Допустимо приватизировать следующее:

  • жилые помещения (комната в общежитии, квартира, частный дом, кооперативное жилье). Правом этого процесса пользуются граждане и юридические лица;
  • участки земли (дачные и садовые земли, пашни, придомовая территория). Процесс разрешен для юридических лиц;
  • объекты государственного резервного фонда. Здесь субъектами выступают государственные органы и муниципалитеты;
  • природные ресурсы (отдельные виды);
  • хозяйственные постройки и гаражи;
  • культурные и религиозные объекты;
  • унитарные и муниципальные предприятия.

Государственное имущество

Имущество государства может находиться в ведении федеральных органов власти и местных. Различие , относящегося к собственности государства и муниципалитета, имеет немалое значение.

Правом распоряжения им обладает федеральный орган.

Субъектами права являются граждане РФ и государственные органы. Объектами права являются все виды имущества.

Основанием для приобретения прав является:

  • Передача  из федеральной собственности.
  • Разграничение собственности на земельные участки.
  • Положения Гражданского кодекса.
  • Федеральные законы.

Субъекты приватизации свободно могут пользоваться имуществом, если это не нарушает законодательство.

Муниципальное имущество

Если оно передается в ведение муниципалитета, собственником будет местная администрация.

Субъектами права в данном случае будут только граждане определенного муниципального образования, местные органы власти. Объектом права является имущество, принадлежащее муниципалитету, федеральная собственность будет исключением.

Основания для приобретения прав:

  • Федеральные законы, а также локальные акты местных органов власти.
  • Передача имущества, принадлежащего государству, в распоряжение местным властям.
  • Положения Гражданского кодекса.
  • Установление правового режима земли.

Местные власти ограничены в правах распоряжаться имуществом. Ограничения установлены государственными органами.

Способы приватизации

В частное владение муниципальное и государственное имущество может быть передано несколькими путями. Имеет значение его тип и характер процесса.

Можно выделить несколько способов этого процесса:

  • переход имущества собранию акционеров;
  • при условии отсутствия акций оно может перейти в собственность ООО;
  • продажа части акций на торгах;
  • аукцион имущества, принадлежащего государственным и местным органам;
  • биржевые торги;
  • перепродажа акций в случае управления предприятием третьими лицами по доверенности;
  • вклады в АО для стратегического развития.

Особенности

Объектам приватизации присущи некоторые черты:

  • Передача имущества в частное владение может затрагивать интересы людей, работающих на предприятии.

Подобная ситуация требует определенного регулирования. Законом о приватизации, конкретно ст. 14 п.

5, запрещено сокращать работников предприятия до момента, пока не будет утвержден план приватизации и не будет зафиксирована государственная регистрация унитарного предприятия.

Установлены социальные гарантии (ст.17 Закона) относительно работников предприятия, которое продается иному собственнику.

  • Перед началом приватизации объект должен быть включен в прогнозный план.

После этого компетентным органом будут определены условия приватизации объекта.

  • В некоторых случаях приватизация является процедурой возмездной.
  • Работа по направлению продажи государственной собственности.

Иными словами, право продавца принадлежит специалным учреждениям, действующим от имени государства.

  • Отчуждаются объекты недвижимости, входящие в казну федерального управления или местного.

Закрепленное за унитарными предприятиями, работающими в режиме хозяйственного ведения или оперативного управления, имущество не может входить в понятие «казна». Это означает то, что унитарные предприятия свободно могут распоряжаться им, используя для этого свое наименование.

https://www.youtube.com/watch?v=Y6VnrdGRpn4

Существуют отдельные случаи, при которых унитарные предприятия обязаны спрашивать мнение собственника.

ГУП, согласно ГК РФ, считается субъектом права. Но также данное юридическое лицо может  и объектом права.

Законодательная база

Чем регулируется приватизация:

  • ФЗ № 178 «О приватизации…» от 21.12.2001 г. – описаны вопросы, относящиеся  приватизации имущества государства и местных властей, порядка проведения процедуры, стоимости и возможных подводных камней процедуры;

Источник: https://privatizacia.info/obekty/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.