Обустройство двора многоквартирного дома

Содержание

Программа по благоустройству многоквартирных дворов в 2019 и 2020 годах

Обустройство двора многоквартирного дома

Состояние российских городов уже долгие годы оставляет желать лучшего. Дворы превращаются в стихийные парковки, зеленые насаждения уничтожаются, а пешеходная инфраструктура приходит в упадок.

Но не все так плохо – уже третий год в стране продолжается реализация приоритетного проекта по формированию комфортной городской среды, а принять участие в нем могут жители практически всех многоквартирных домов.

Первой серьезной попыткой переломить ситуацию в плане благоустройства российских городов стала разработка в 2016 году приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Основной принцип проекта – государство на федеральном уровне выделяет деньги, а в регионах и городах жители сами решают, на какие объекты благоустройства их направить.

Реализация проекта началась 17 ноября 2016 года, а рассчитан он на 5 лет – до 2022 года. Для финансирования работ по проекту выделяют на каждый год 20 миллиардов рублей из федерального бюджета, еще 7,5 миллиардов будут направляться из региональных бюджетов.

На практике удается освоить даже большие суммы – в 2017 году на проект потратили 25,6 миллиардов рублей из федерального бюджета и 16,7 миллиардов – из региональных бюджетов.

На 2019 год вместо 20 миллиардов федеральный бюджет выделит на проект вдвое большую сумму – 40 миллиардов.

Финансирование проекта осуществляется в разных соотношениях – для некоторых субъектов РФ федеральный и региональный бюджеты выделяют суммы поровну, в других – проект оплачивается полностью «федеральными» деньгами.

Основные особенности проекта такие:

  • на благоустройство дворовых территорий выделяется 2/3 суммы, а на другие общественные пространства (парки, скверы, зоны отдыха) – 1/3 от суммы;
  • решать, куда направить деньги, могут только сами жители. Для этого в городах местные власти должны организовать ание за приоритетные проекты благоустройства;
  • программа благоустройства касается городов и поселков с населением больше 1000 жителей. Но благоустроить общественные пространства по проекту можно и в сельской местности, с определенными ограничениями;
  • есть возможность софинансирования работ со стороны жителей – за дополнительные элементы благоустройства, которые не входят в проект.

Проект по благоустройству активно реализуется в стране – только за 2017 год было отремонтировано около 19 000 российских дворов.

Какое благоустройство ожидает двор

За счет федерального финансирования в рамках программы можно получить только определенный «набор» благоустройства:

  • ремонт (чаще всего – асфальтировка) внутридворовых дорог и проездов. Если парковка является частью проезда – ее обустройство тоже будет профинансировано;
  • ремонт и обустройство тротуаров;
  • установка малых форм – скамеек, фонарей и урн;
  • ремонт подъездов (той части, которая относится к двору).

Эти элементы благоустройства гарантируются на федеральном уровне. Другими словами, подрядчик не «забудет» заасфальтировать внутридворовой проезд или установить и подключить фонари.

Однако дворы обычно нуждаются и в других элементах благоустройства. Как правило, жильцам не хватает парковочных мест, детских площадок и зеленых насаждений. Эти элементы везде финансируются по-разному, в зависимости от местного законодательства.

Отдельные регионы и города просят оплатить определенную часть стоимости дополнительного благоустройства – от 1 до 20%. Деньги могут взять, например, из собираемых управляющей компанией сумм на текущий ремонт дома. Например, в Свердловской области это 5%, а в Челябинской – только 3%.

Другие же населенные пункты полностью оплачивают и дополнительные элементы благоустройства. В подобной ситуации все нужно согласовывать с местными органами власти.

Важно, что после 9 февраля 2019 года софинансирование со стороны собственников не может быть в меньшем размере, чем 20% от стоимости выполнения работ по дополнительным элементам благоустройства. Это касается только тех проектов, которые будут согласованы после этой даты.

Общий порядок участия в проекте для собственников квартир устанавливают местные органы власти. Однако общие правила все же есть. Например, муниципалитеты отдают приоритет дворам в наиболее «плачевном» состоянии – с разбитыми проездами и отсутствием другого благоустройства.

При принятии решения о включении или не включении двора в программу благоустройства на плановый год местные власти учитывают также другие критерии – уровень оплаты жителей за услуги ЖКХ (если они не платят, то и беречь объект благоустройства после ремонта не станут), а также дату постройки дома – в российских реалиях нередки случаи, когда ремонта во дворе не было вообще.

Наконец, есть перечень критериев, при которых администрация вообще не включит двор в программу благоустройства на год:

  • среди домов, которые прилегают к двору, есть аварийные – подлежащие сносу в ближайшие годы;
  • аналогично – если прилегают новостройки, которые находятся на гарантии застройщика – как правило, срок гарантии составляет около 5 лет;
  • в планах на ближайший год есть проведение ремонта коммуникаций во дворе – нет смысла укладывать асфальт, если через несколько месяцев его разрушат при ремонте водопровода;
  • за бюджетные средства двор уже отремонтировали (либо подрядчик сделал свою работу некачественно, либо жители успели все испортить снова).

Так как условий для участия в программе благоустройства дворов достаточно много, специалисты рекомендуют узнавать в местной администрации – положено ли двору благоустройство. Возможно, на плановый год все деньги по программе уже распределены на другие дворы, тогда придется ждать следующего года.

Что нужно сделать, чтобы двор благоустроили

Жители большинства российских многоквартирных домов (за исключением тех, которые приведены выше) могут организовать участие своей дворовой территории в проекте по формированию комфортной городской среды.

Для этого нужно пройти ряд этапов. Эти этапы регламентированы правилами проекта, поэтому «обойти» их не выйдет – чтобы добиться своего, нужно четко им следовать.

1 этап – определиться с тем, что двор нуждается в благоустройстве, а в текущую программу еще включен. Проверить это можно на сайте местной администрации. Нередки случаи, когда другие жители дома уже сделали всю работу, но не смогли донести эту информацию для всех.

Списки дворовых территорий, которые будут отремонтированы в текущем году, размещаются на сайтах администраций муниципальных образований. Следует открыть на сайте раздел «Формирование комфортной городской среды», там должна быть информация о планах на текущий год.

Кроме того, на сайте администрации обычно можно проать за общественные зоны, которые будут благоустроены – парки, скверы, улицы и т.д.

2 этап. Если в списке на благоустройство дом не найден, то нужно создать инициативную группу жильцов дома (и других домов, которые имеют общий двор). Именно инициативная группа организует всю работу – созывает собрание жильцов, составляет план работ, общается с администрацией.

Проще всего решить вопрос с инициативной группой жителям домов, в которых организовано ТСЖ, тогда в группу можно включить председателя, бухгалтера и других участников товарищества.

Работа по включению двора в план благоустройства потребует затрат времени, поэтому те, кто работает с утра до ночи без выходных, вряд ли смогут чем-то помочь.

3 этап – разработка схемы благоустройства. Хоть это кажется чем-то сложным, на самом деле – все весьма просто. Нужно определиться, чего не хватает двору, и составить схему.

Необязательно иметь навыки черчения, схему можно нарисовать прямо на карте двора, взятой с сайта спутниковых снимков (Яндекс, Google, Bing и других сервисов). В схеме нужно отразить:

  • как расположены дома относительно двора;
  • место, которое будет отдано под внутридворовые проезды, тротуары и парковки;
  • расположение объектов благоустройства – фонарей, скамеек, урн, детской площадки;
  • схема озеленения – где разместить деревья, газон, цветы;
  • расположение остальных объектов.

Все нужно предварительно обмерить и указать размеры на схеме. Указать нужно цвета, материалы и другие параметры. Например, тротуары можно сделать из плитки, а можно закатать в асфальт – у каждого варианта есть сторонники и противники.

4 этап – проведение общего собрания жильцов. Собирать нужно жителей домов, к которым относится дом. На собрании жильцов согласовывается план благоустройства, утверждается размер софинансирования (если оно предполагается местными нормативными актами), инициативная группа договаривается о сборе подписей.

Этот этап достаточно сложный – не все жители согласятся с предложенным проектом, а также с тем, что во дворе несколько месяцев будут идти работы по благоустройству. Автомобилисты будут против того, чтобы запрещать парковку на газоне. Есть и отдельная категория жильцов – которые не согласны вообще ни с какими инициативами.

Для принятия плана благоустройства нужно добиться, чтобы 2/3 жильцов проали за участие двора в программе. Решение жильцов оформляется соответствующим протоколом.

Протокол можно составить по шаблонам, которые предлагают загрузить на сайте местной администрации.

В протоколе указываются адрес дома, председатель собрания, план благоустройства, софинансирование работ, а также ответственный за проект.

Для тех, кто на собрание не явился, есть поквартирное ание за участие в проекте. Инициаторы обходят все квартиры и просят заполнить бюллетень (шаблон тоже должен быть на сайте администрации).

В бюллетене нужно указать паспортные данные, ответить на вопросы собрания и поставить свою подпись. Сделать это может только собственник квартиры.

5 этап – подача заявки в местную администрацию. Шаблон заявки тоже должен быть на сайте администрации . К заявке прилагаются все имеющиеся к этому моменту документы:

  • план благоустройства (схема, составленная инициативной группой);
  • копия протокола общего собрания жильцов;
  • бюллетени, заполненные при поквартирном ании.

Далее в администрации муниципального образования создают специальную комиссию – она рассматривает заявки и выбирает, какие дворы будут отремонтированы в плановом году. Если бюджет на благоустройство у города небольшой, а заявок много – то в план включат самые нуждающиеся в ремонте дворы, а остальные перенесут на последующие годы.

Если заявку примут, то работники администрации свяжутся с председателем инициативной группы и сообщат ему о решении.

6 этап – согласование окончательного дизайн-проекта. В отличие от схемы благоустройства, дизайн-проект выполняется на более профессиональном уровне. Он представляет собой подробную схему благоустройства со всеми деталями.

Тот, кого выбрали ответственным за проект, должен будет согласовать дизайн-проект с администрацией. Нужно следить, чтобы из него не «исчезли» важные элементы вроде скамеек или детской площадки.

7 этап – непосредственно проведение работ по благоустройству. Тут ответственный за проект должен контролировать работу подрядчика. О любых отклонениях от утвержденного проекта нужно срочно сообщать в администрацию.

После окончания работ представитель жильцов принимает выполненные работы в составе группы сотрудников администрации. Если работа выполнена с нарушениями, то акт сдачи не подписывают до их исправления.

8 этап – обеспечить сохранность благоустройства. Дважды на один и тот же двор деньги по программе не выделят. Скорее всего, их не выделят в течение десятилетия и по другим программам. Поэтому жильцы должны сохранять то, что получили – не допускать случаев вандализма по отношению ко двору, иногда выходить на субботники и не выбрасывать мусор мимо урны.

Какие могут возникнуть проблемы

Проблемы с реализацией проекта могут возникнуть на любом этапе. Так, из-за ограниченного финансирования в некоторых городах и регионах под действие проекта попадают далеко не все дворы. Так как приоритет отдается самым нуждающимся дворам, относительно сохранившиеся будут ждать своей очереди еще долго.

Недостатком являются и сжатые сроки, это вызвано бюрократией: программа благоустройства дворов утверждается до 1 апреля каждого года, а дизайн-проект согласовывается до 1 июля. Закончить же работы по благоустройству подрядчик обязан до конца года – и на это остается менее 6 месяцев. Поэтому пик работ приходится на конец года, что отражается на их качестве.

Нарекания у экспертов есть на типовые дизайн-проекты благоустройства дворов. Сводится весь ремонт, как правило, к «заливке» большей части двора асфальтом и установке стандартных лавочек, фонарей и детских площадок. В итоге отремонтированные дворы достаточно сильно похожи друг на друга. Хотя для многих даже такое благоустройство – огромный шаг вперед.

В большинстве случаев нарекания есть на качество проводимых работ. Строители без предупреждения отклоняются от плана – переносят места расположения некоторых элементов, вместо плитки заливают тротуары асфальтом, «забывают» про озеленение. О тротуарах некоторые подрядчики тоже не вспоминают.

При согласовании плана с жильцами будет сложно учесть интересы всех – если пенсионерам нужны лавочки и деревья, то молодым родителям – детские площадки, а автомобилистам – места для парковки. Дворы не бесконечны, поэтому нужно искать компромиссное решение.

На сайте проекта есть справочник лучших практик благоустройства – в нем можно найти ответы на многие вопросы и в итоге найти решение, которое понравится всем.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/kak-dobitsya-blagoustrojstva-dvora-za-schet-gosudarstva

Как управляющей организации и жителям дома реализовать проект по благоустройству двора

Обустройство двора многоквартирного дома

Благоустройство придомовой территории относится к компетенции общего собрания собственников, а содержание её в надлежащем состоянии – обязанность управляющей домом организации. Читайте о том, как УО совместно с жителями дома может реализовать интересный проект по благоустройству двора.

Кто принимает решение о благоустройстве придомовой территории

Придомовая территория МКД с элементами благоустройства входит в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, если земельный участок под МКД поставлен на кадастровый учёт (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). В таком случае организация, заключившая договор управления с собственниками, отвечает за надлежащее содержание участка и находящихся на нём объектов.

Решение о благоустройстве земельного участка, установке на нём новых объектов: детской или спортивной площадки, элементов озеленения, парковки – принимается на общем собрании собственников помещений в доме (п. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Бремя содержания таких объектов лежит на собственниках. Стоимость их содержания включается в перечень работ и услуг по договору управления, также – в размер платы за жилое помещение, выставляемой УО жителям дома. Подобные изменения условий договора управления утверждаются собственниками на ОСС.УО и благоустройство дворовой территории

С чего начать подготовку к благоустройству двора

Под благоустройством двора понимается перечень различных мероприятий: озеленение, зонирование, асфальтирование, установка детских и спортивных площадок, уличной мебели, ограждений, покрытий, малых архитектурных объектов, организация парковки, освещения. Жители могут решить сделать что-то одно или разработать целый проект по изменению облика придомовой территории.

Чаще жители дома выступают с предложением установить детскую площадку или организовать парковку. Так же они имеют право реализовать в своём дворе целый проект с приминением арт-дизайна и правил зонирования. Но инициаторы изменений не всегда понимают, что нужно сделать, чтобы получить для этого поддержку других жителей дома, с чего начать.

В этом помогут рекомендации методического пособия по развитию дворов в малых городах, разработанного участниками проекта «Создай свой город».

Согласно пособию, первым шагом к реализации плана по изменению двора многоквартирного дома является как раз создание инициативной группы жителей.

Чаще всего эта группа возникает без участия УО или ТСЖ, и именно она предлагает благоустроить территорию.Кто отвечает за содержание и благоустройство придомовой территории

Зачем проводить собрание инициативной группы

Но идею должны поддержать собственники помещений на общем собрании. Поэтому до того, как провести такое собрание, инициативная группа совместно со специалистами УО должны проработать свои предложения, собрать информацию.

Это важно по нескольким причинам:

  1. Инициативные жители дома при этом подтвердят желание участвовать в благоустройстве двора, смогут чётко определить запрос на изменения: что, по их мнению, нужно поменять, какие есть идеи, на чём сделать акцент.

  2. Выносить вопрос о благоустройстве двора на обсуждение с широким кругом жителей, в том числе на общем собрании собственников, нужно только после появления у инициаторов конкретных предложений, чётких вопросов. Люди не любят, когда их отрывают от дел для обсуждения абстрактных идей.

  3. Заранее необходимо определить возможные источники финансирования работ: из средств на текущий или капитальный ремонт, за счёт целевых взносов жителей дома, за счёт участия в муниципальных и федеральных целевых программах.

На заседаниях инициативной группы в обязательном порядке должны присутствовать представители УО. Они помогут жителям дома разобраться в законодательстве, которое регулирует благоустройство дворов, подготовить информацию и документы для ОСС.Земельный участок в составе общего имущества МКД

Что нужно донести до жителей МКД на первой встрече по благоустройству двора

Авторы методического пособия подчёркивают, что для успешного проекта по благоустройству двора важно активное участие жителей дома в разработке идеи. Это нужно и для того, чтобы обеспечить поддержку планов на общем собрании собственников.

УО и инициативная группа могут сначала провести неофициальное собрание: рассказать жителям дома о своих предложениях, собрать идеи и вопросы, понять, чего хотят соседи и хотят ли вообще благоустраивать территорию.

На таком собрании следует:

  • представить конкретные предложения по благоустройству, их примерную стоимость, сроки реализации, подкрепить слова примерами уже реализованных в стране проектов;
  • донести до жителей дома информацию о том, что все новые объекты на придомовой территории будет необходимо внести в состав общего имущества МКД и нести бремя их содержания будут сами собственники в составе платы за жилое помещение;
  • предложить жителям дома внести свои предложения, указав, кому, как и в какой срок их можно направить;
  • рассказать о возможных источниках финансирования работ.

Таким образом, УО и группа инициаторов получат понимание, поддерживают ли их другие жители дома и какие именно вопросы необходимо вынести на общее собрание собственников, которое проводится в соответствии со ст. ст. 45–46 ЖК РФ.

В методическом пособии отмечается, что инициаторы проекта должны быть готовы к тому, что часть соседей негативно отреагирует на предложение. Их задача – найти поддержку у большинства собственников.Возникновение права собственности на земельный участок под МКД

Как подготовить техническое задание по благоустройству двора

Важный этап подготовки проекта – составление технического задания, в котором жители дома должны изложить требования к запланированным работам по благоустройству двора и их результату. В задание включаются технические характеристики будущих объектов, стиль, размещение на территории и т.д. На основании техзадания разрабатывается готовый проект и план-график проведения работ.

Для создания технического задания согласно пожеланиям и возможностям жителей дома инициаторам необходимо пройти этап исследования:

  1. Решить вопрос с постановкой земельного участка под домом на кадастровый учёт, если ранее это не было сделано, и включением его в состав общего имущества дома.

    Здесь важна помощь УО.

  2. Узнать возможности жителей дома, их вклад в реализацию планов по преображению двора: непосредственное участие в работах по благоустройству, экспертиза, помощь материалами, скидками в магазинах и др.

    Возможно, жители смогут сделать большую часть работ своими силами и с небольшим бюджетом.

  3. Изучить НПА, выяснить, что разрешено делать на территории, а что нет; узнать порядок согласования с органом МСУ проектов благоустройства.

  4. Изучить действующие на территории муниципалитета программы по благоустройству дворов и возможность получения по ним гранта.

Для прояснения этих важных вопросов, возможно, понадобится несколько встреч с жителями и активная помощь специалистов управляющей организации, например, юристов. Также можно создать группы в мессенджерах или социальных сетях, что позволит быстрее решать возникшие вопросы и делиться информацией.

Когда все вопросы проработаны, информация доведена до собственников, и они поддержали идею, то она должна лечь в основу технического задания.

Как отмечают авторы методических указаний, разработка технического задания может стать одним из самых долгих этапов в реализации проекта: задание может несколько раз обсуждаться и изменяться жителями дома.

Когда начинается срок кадастрового учёта и регистрации права

Какие вопросы нужно вынести на общее собрание собственников

Итак, техническое задание для составления проекта по благоустройству двора готово, с ним согласны жители. Теперь важно утвердить его на общем собрании собственников помещений. На собрании следует утвердить:

  1. Техническое задание для разработки проекта.

  2. Бюджет и план-график работ.
  3. Источник финансирования, при необходимости – согласовать подачу заявки на дополнительное финансирование в рамках муниципальной или федеральной программы.

  4. Выбранного для проведения работ подрядчика и условия договора, если это предусмотрено планом реализации проекта.

Решение по вопросам повестки принимается в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ. Возможно, с первого раза утвердить все представленные предложения не получится, тогда следует учесть замечания собственников, внести в документы изменения и снова провести ОСС.

На основе утверждённого технического задания готовится архитектурный проект, который согласовывает орган местного самоуправления, проверив на соответствие законодательным актам, регулирующим благоустройство территории муниципалитета.Как оформить земельный участок под многоквартирным домом

На что УО и собственникам обратить внимание при реализации проекта и после него

Когда все формальности соблюдены, можно приступать непосредственно к реализации проекта. В зависимости от принятого решения благоустройство может быть выполнено полностью силами жителей дома и сотрудников УО или с привлечением сторонней компании.

Во втором случае договор на оказание услуг должен быть утверждён на ОСС. Подписать его от имени собственников может управляющая домом организация, если она наделена такими полномочиями.

На всех этапах лидеры проекта должны контролировать ход работ и проверять их на соответствие проекту и качество. Принимать готовый двор и поставленные объекты следует комиссии с участием собственников и представителей УО. При желании двор можно торжественно открыть, собрав на праздник жителей МКД, а если проект был оригинальным или масштабным – представителей муниципалитета и прессы.

Последним этапом в работе станет проведение нового ОСС, на котором собственники должны включить новые объекты в состав общего имущества дома и утвердить новый размер платы за содержание и ремонт (ч.

7 ст. 156 ЖК РФ). В стоимость услуг УО будет включена цена работ по обслуживанию, ремонту объектов, а при необходимости – охране и уборке.

Минстрой РФ о некоторых особенностях проведения общих собраний

Как подготовить и реализовать проект благоустройства двора

Резюмируем рекомендации, изложенные в методическом пособии. Для успешного благоустройства придомовой территории, УО и жителям дома необходимо:

  1. Создать инициативную группу и обсудить идеи.
  2. Собрать необходимую информацию о земельном участке, программах по благоустройству, требованиях закона к таким проектам, порядке их согласования.

  3. Довести собранные материалы до сведения всех жителей дома, собрать их предложения, доработать предложения и определить источник финансирования.
  4. Подготовить техническое задание, план-график, смету.
  5. Провести ОСС и утвердить важные вопросы реализации проекта.
  6. Разработать проект и согласовать его с собственниками и органом МСУ.

  7. Реализовать проект и принять выполненные работы.

При подготовке и реализации проекта по благоустройству может потребоваться несколько общих собраний собственников. Их следует провести в соответствии с требованиями жилищного законодательства. В таком случае принятые на ОСС положительные решения будут обязательны для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).

Источник: https://roskvartal.ru/soderzhanie-mkd/9738-kak-uo-i-zhitelyam-doma-realizovat-proekt-po-blagoustroystvu-dvora

Правила благоустройства придомовых территорий, дворов многоквартирных домов

Обустройство двора многоквартирного дома

Забота о благоустройстве придомовой территории многоквартирных домов лежит на плечах собственника.

Этот момент является наиболее спорным и неясным для большинства граждан.

Кто является собственником, где границы территории, какие работы должны производиться — вопросов много и все они вполне актуальны, касаются каждого жильца дома, ежемесячно вносящего плату за содержание и уход.

Придомовая территория многоквартирного дома

Придомовая территория представляет собой участок земли, на котором находится многоквартирный дом, а также примыкающие к нему элементы инфраструктуры.

Участок, имеющий статус придомовой территории, принадлежит собственникам помещений этого дома, являясь общей долевой собственностью.

Об этом свидетельствует ст.16 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса», а также первая часть 36 статьи Жилищного кодекса России

Приказ Минстроя РФ от 26.08.1998 №59 «Об утверждении Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах» содержит указания по расчету размеров придомовой территории.

Величина участка определяется органами местного самоуправления в соответствии с градостроительными нормативами и пропорционально общей площади жилых помещений.

В состав участка входят:

  1. Гаражи, автомобильные стоянки,
  2. Детские или иные площадки, оборудованные специализированным образом,
  3. Элементы озеленения участка,
  4. Вспомогательные сооружения, осуществляющие участие в функционировании дома (пожарные объекты, трансформаторные будки и т.п.). (ПП № 491 от 13.08.06).

Границы земельного участка определяются соответствующими кадастровыми картами или, если здание не находится на кадастровом учете, муниципальному образованию или иному гражданско-правовому образованию.

Для того, чтобы решить вопрос с определением границ участка, заинтересованные лица должны инициировать процедуру постановки придомовой территории на кадастровый учет.

Отсутствие кадастрового паспорта препятствием для приватизации не является. В ходе постановки будут определены границы территории.

Кроме этого, необходимо правильно понимать, что означает понятие «общая долевая собственность».

ОДС это совместное владение определенным объектом недвижимости, но не дающее права отдельным гражданам отделить свою часть и пользоваться ей единолично.

Эта территория не подлежит отчуждению от самого дома, на ней нельзя построить торговую точку или использовать участок как-то иначе в собственных интересах.

Для того, чтобы иметь гарантированную возможность пользоваться благоустроенной придомовой территорией, производить на ней соответствующие работы, необходимо приватизировать этот участок.

Это могут сделать как владельцы квартир, так и управляющие компании, ТСЖ и прочие объединения или организации.

Кто занимается благоустройством?

Благоустройство придомовых территорий — предмет заботы собственников.

При этом, владельцы квартир самостоятельно не убирают территорию, не вывозят мусор, не занимаются оборудованием детских площадок и т. п.

Это делают работники управляющих компаний, ответственных за обслуживание данного участка.

Таким образом, непосредственные работы производятся управляющими компаниями, а оплачиваются они владельцами квартир в доме.

О том, что входит в обязанности управляющей компании в сфере ЖКХ по содержанию и ремонту МКД, читайте в статье.

Если управление домом производит ТСЖ, то к обслуживанию могут быть привлечены специально нанятые люди, не являющиеся сотрудниками управляющих компаний.

Такой вариант возможен, но он достаточно сложен в организационном плане, поэтому в большинстве случаев предпочтение отдается обслуживанию управляющими компаниями.

Если территория не оформлена в общедолевую собственность, то забота о благоустройстве ложится на плечи муниципального образования. В данном случае ни ТСЖ ни иное объединение собственников квартир не несут обязанность заботиться о чужом участке.

Нередко случаются злоупотребления, когда местные власти вменяют в обязанность собственников обслуживать территорию, не принадлежащую им.

Получить необходимую информацию можно, в том числе, на сайте Росреестра.

Если территория не соответствует предъявляемым требованиям и нуждается в благоустройстве, можно организовать общее собрание жильцов, обсудить проблему и подать заявление в местную администрацию или управляющую компанию.

Образец заявления имеется в администрации, но подать его можно только если в регионе действует программа благоустройства дворов многоквартирных домов. Заявление в УК составляется в произвольно выбранной форме.

Источник: https://domosite.ru/nedvizhimost/chto-vhodit-v-blagoustroystvo-pridomovyih-territoriy-mnogokvartirnyih-domov

Благоустройство придомовой территории многоквартирного дома

Обустройство двора многоквартирного дома

Каждый многоквартирный дом имеет закрепленную за ним прилегающую территорию, которая находится в совместном ведении всех жильцов, обязанных обеспечить ее содержание в надлежащем состоянии.

Подробнее о том, что такое придомовая территория, как определить ее границы и ответственных за ее содержание — читайте далее.

Понятие придомовой территории

Законодательством РФ определено, что к общему имуществу в многоквартирном жилом доме относятся участок земли, на котором он располагается, включая элементы благоустройства и озеленения, и иные объекты по обслуживанию и эксплуатации дома (гаражи, внутридворовые автостоянки, спортивные и детские площадки в пределах границ указанного участка).

Каждая часть прилегающей к дому территории, является составной частью всей домовой территории в целом, предполагая тот факт, что никакая ее часть не может передаваться или продаваться жильцу в единоличное пользование.

Разрешается передача территории собственникам недвижимости, но исключительно на безвозмездной основе.

К придомовой территории многоквартирного дома можно отнести следующие объекты:

  • сам участок земли, на котором расположено строение;
  • элементы озеленения (включая деревья, клумбы, газоны, кустарники, цветы и иные композиции ландшафтного дизайна);
  • спортивные и детские сооружения и площадки;
  • трансформаторные подстанции;
  • парковки и коллективные автостоянки;
  • пожарные проезды;
  • иные объекты, необходимые для комфортных условий проживания жильцов.

На основании этих данных управляющими компаниями производится расчет затрат, связанных с благоустройством и уборкой участка. В ситуации, когда необходимые документы не оформлены или оформлены неверно, содержание придомовых территорий берет на себя администрация муниципального образования.

Границы

Градостроительный кодекс РФ устанавливает, что межевание границ придомовой территории многоквартирных домов проводится до получения разрешительной документации на возведение многоквартирного дома застройщиком.

Поэтому логично, что необходимость в установлении границ участка земли может возникнуть, только в ситуации, когда застройщик нарушает нормы законодательства.

В случае строительства дома раньше 2005 года или неуточнения границ придомовой территории перед процедурой приватизации жилья необходимо провести межевание участка.

Российское законодательство устанавливает ограничения, что участки земли под уже возведенные многоквартирные дома формируются только на основании проекта межевания квартала.

Если такого проекта нет, то жильцы имеют несколько вариантов в таком случае:

  1. дождаться от административных органов муниципального образования добровольной процедуры межевания земельных участков под многоквартирные дома;
  2. обратиться в органы власти с заявлением о необходимости формировании границ участка.

Первый способ, безусловно, является более предпочтительным, так как ожидание действий от администрации может занять довольно длительное время.

Важно уточнить, что действующее нормативные акты не содержат параметры ограничения сроков создания проекта межевания (планировки) квартала. Поэтому для ускорения процедуры собственники могут профинансировать необходимые мероприятия.

Преимущества и недостатки оформления придомовой территории в собственность

К плюсам оформления прилегающей к многоквартирному дому территории в собственность жильцов можно отнести:

  • защита и избавление от фактов незаконного строительства (жилых домов, магазинов и других объектов);
  • возможность получения прибыли с дальнейшим ее расходованием на необходимые меры благоустройства двора и ремонт;
  • бесплатная приватизация земельного участка.

Жильцы многоквартирных домов имеют право использовать прилегающую территорию по своему усмотрению. К примеру, можно оборудовать платную стоянку или парковку, а с владельцев автомобилей можно получать стабильный доход. Также можно разрешить возведение магазина, киоска, парикмахерской и других заведений во дворе и распоряжаться всем вместе получаемой арендной платой.

Минус:

  • ремонт и содержание территории (включая дороги и внутридворовые проезды) теперь осуществляется за счет жильцов.

Пока дороги и придомовая территория находится в собственности муниципальных властей, их ремонтом занимаются они, а их ремонт, к слову, обходится очень не дешево.

Комплекс работ по благоустройству придомовой территории

Перечень работ по благоустройству предусматривается в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, установленных в Постановлении Госкомитета РФ по строительству и ЖКХ № 170:

  • вывоз и уборка на территории снега, мусора, отвод талых вод;
  • уборка подземных паркингов (при наличии) и мест общего пользования;
  • установка мусорных контейнеров для отходов бытового и пищевого назначения;
  • озеленение территории, включая посадку цветов, декоративных растений, газонов и уход за ними, уборку листвы, скошенной травы и т. д.;
  • возведение, монтаж и ремонт детских, спортивных площадок, а также мест для отдыха граждан;
    покраска, облицовка, очистка скамеек, ограждений и т. д.;
  • обеспечение необходимого уровня безопасности жильцов (например, посыпание песком тротуаров в период гололедицы, удаление сосулек).

Обозначенный перечень не является исчерпывающим, так как мероприятия по благоустройству придомовой территории планируются и утверждаются собственниками квартир на общем собрании.

Уборка

Правилами и нормами эксплуатации жилого фонда устанавливается, что площадки и проезды между многоквартирными домами убираются управляющими компаниями.

Дороги внутри кварталов убирают специализированные организации. По очередности первостепенной является уборка тротуаров и пешеходных дорожек, а затем дорог.

Озеленение

Озеленение прилегающей территории позволит придать ей гармоничный и более ухоженный вид. При этом данные расходы целиком оплачиваются собственниками.

Поэтому, зачастую озеленением придомовой территории занимаются сами жители на добровольных началах. Исключением является санитарная очистка территории и спиливание аварийных деревьев, которые осуществляется за счет муниципальных властей.

Ограждение

В своем большинстве вопрос необходимости ограждения прилегающей к дому территории является очень болезненным в отношении принятия решения.

И законодательством не запрещается ограждать участок около дома, но не стоит забывать о следующих ограничениях:

  • запрещено закрывать доступ к работе компании, обслуживающей инженерные коммуникации;
  • должен быть обеспечен свободный проезд для пожарной и скорой помощи, беспрепятственный проход и проезд жителям соседних домов;
  • выезд и въезд должны регулироваться и быть доступными в любое время суток.

Если загородить территорию без получения каких-либо разрешений или с допущением нарушений, то скорее всего по решению соответствующих органов такое ограждение может быть снесено в силу своей незаконности.

Парковка

Решением собрания жильцов можно установить ограничение на парковку чужих автомобилей на своей придомовой территории.

Такое ограничение не касается транспорта аварийных и экстренных служб.

При организации парковки на земельном участке около дома необходимо четко соблюдать нормы в отношении защитных и санитарных — расстояние от места парковки автомобилей до фасадов и стен домов должно быть больше 10 м (для небольшой парковки до 10-ти машино-мест). Если же паркинг планируется значительно больше, то и требования к нему будут намного серьезнее.

В процессе содержания и благоустройства прилегающей к дому территории могут возникать разнообразные вопросы: от необходимости контроля за качеством предоставляемых услуг управляющей компанией до замены или ремонта изношенных элементов детских площадок, сдачи в аренду части территории и другое.

Решение всех обозначенных и иных вопросов принимается большинством на общем собрании владельцев жилых помещений, в противном случае принятое решение может быть признано незаконным и оспорено.

Управление придомовой территорией дома жильцы могут доверить ТСЖ, управляющей компании или же заниматься им самостоятельно (в лице домового комитета).

Вопросы благоустройства придомовой территории многоквартирных домов решаются собственниками квартир самостоятельно. Поэтому в их интересах обеспечение эффективного управления всеми процессами, связанными с облагораживанием земельного участка, содержанием и ремонтов всех расположенных на нем объектов, а также грамотное распределение финансовых средств и жесткий контроль над их расходованием.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/prava/obsluzhivanije/blagoustrojstvo-pridomovoj-territorii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.