Обязан ли работодатель организовывать проведение медицинских осмотров

Обязанности работодателя, связанные с медицинскими осмотрами

Обязан ли работодатель организовывать проведение медицинских осмотров

Обязанности, возложенные на работодателя статьей 212 Трудового кодекса РФ в связи с прохождением работниками медицинских осмотров, прямо корреспондируют с их правами, а именно:

1) работодатель обязан обеспечить проведение предварительных, периодических, внеочередных медицинских осмотров за свой счет;

2) работодатель должен сохранить за работником на время прохождения им осмотра:

– место работы (должность);

– средний заработок.

Однако есть еще ряд действий, которые работодатель должен выполнить в силу требований Трудового кодекса РФ. Частью второй статьи 212 Кодекса установлено, что работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований).

Как именно должен действовать работодатель в этом случае определяется в статье 76 ТК РФ: работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр; работник отстраняется от работы (не допускается к работе) на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.

Направление работников (группы) на периодический медицинский осмотр по общему правилу оформляется приказом (распоряжением) работодателя.

В приказе (распоряжении) приводится список направляемых на осмотр работников и указывается срок прохождения медицинского осмотра.

Фактически – это первый приказ (распоряжение) о недопущении работников к работе на время прохождения медосмотра. Зачем он нужен, поясним далее.

Как правило, еще при заключении договоров с медицинскими организациями стороны (работодатель и медицинская организация) определяют сроки, необходимые для проведения медицинского осмотра, а также порядок информирования работодателя о явке работников на медосмотр.

Если по истечении установленных сроков работодателю не представлены медицинские итоговые акты или же не внесены записи в личные медицинские книжки, а из сведений, представленных медицинской организацией, следует, что работник не явился на осмотр, работодатель принимает решение либо об отстранении работника от работы либо об учете указанного дня как прогула, если работник не представит документов, подтверждающих наличие уважительных причин, воспрепятствовавших его явке в медицинскую организацию.

Для оформления отстранения причина непрохождения медицинского осмотра имеет важное значение.

Так, если работник в установленные приказом (распоряжением) о направлении на медицинский осмотр сроки не явился на медицинский осмотр в связи с временной нетрудоспособностью, срок прохождения медицинского осмотра продлевается (при этом, как правило, приказ (распоряжение) об отстранении от работы не издается).

Если работник не по своей вине не может пройти медицинский осмотр в установленные сроки (например, по причине временной нетрудоспособности одного из врачей), работодатель может продлить действие первого приказа (распоряжения) о направлении на медосмотр, а может издать приказ (распоряжение) об отстранении от работы, при этом обязательно указав причину непрохождения работником медицинского осмотра. Если же работник отказывается от прохождения медицинского осмотра или не имеет уважительных причин, то издается приказ (распоряжение) об отстранении от работы (при этом из него должно следовать, по какой причине работник не прошел медицинский осмотр), а также начинается процедура проверки для решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Для начала остановимся на приказе (распоряжении) о направлении работников на медицинский осмотр. Его издание нельзя назвать обязательным в том случае, если направление на медицинский осмотр осуществляется по всем правилам (с выдачей бланка направления на руки работнику) и при наличии утвержденного графика медицинских осмотров (речь идет о плановых периодических осмотрах).

С момента выдачи направления на медицинский осмотр и до момента, указанного в графике проведения медицинского осмотра или согласованного с медицинской организацией, работник должен выполнять свою обязанность.

Именно эти документы впоследствии рассматриваются в качестве распоряжения работодателя о прохождении работником медицинского осмотра, а также служат основанием для учета времени, затраченного на осмотр.

Если же требования по оформлению направлений и составлению графика не выполнены в полной мере, то приказ (распоряжение) о направлении работников на медицинский осмотр необходим работодателю, во-первых, для того, чтобы иметь подтверждение о выполнении своей обязанности об обеспечении прохождения работниками медицинских осмотров и недопущении работников к работе на время прохождения осмотра, а во-вторых, для отсчета времени прохождения осмотра. Приказ (распоряжение) о направлении работников на медицинский осмотр понадобится и в случае незапланированного (внеочередного) направления работников на медицинский осмотр по требованию территориального органа Роспотребнадзора или по решению органа местного самоуправления (например, в случае вспышки инфекционных заболеваний, эпидемии, пр.).

Издав приказ (распоряжение) о направлении на медицинский осмотр, работодатель имеет возможность контролировать его исполнение работником (работниками). Если по истечении установленного срока работодатель по вине работника так и не получит заключительный акт по итогам медицинского осмотра, то он обязан отстранить работника от работы и вправе применить к нему дисциплинарное взыскание.

Если работодатель не желает воспользоваться своим правом на применение к работнику дисциплинарного взыскания за отказ или уклонение от прохождения медицинского осмотра, то он все равно должен формально выполнить свою обязанность по отстранению работника от работы – издать специальный приказ (распоряжение).

В приказе (распоряжении) об отстранении от работы необходимо перечислить обстоятельства, послужившие основанием для отстранения, а также документы, которые подтверждают наличие таких оснований.

Так, если работник уклоняется от прохождения медицинского осмотра, подтвердить этот факт может справка из медицинской организации, в которую был направлен работник.

Документальным основанием для отстранения работника от работы может выступать, например, докладная записка непосредственного руководителя работника или лица, ответственного за прохождение работниками организации медицинских осмотров.

Это может быть и требование (предписание) службы охраны труда организации, которой предоставлено полномочие требовать от работодателя отстранения от работы лиц, не прошедших медицинские осмотры (Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14).

Здесь необходимо отметить, что для отстранения принципиальное значение имеет сам факт непрохождения медицинского осмотра в установленные сроки. Поэтому, если работодатель ограничится в приказе (распоряжении) только констатацией основания отстранения – непрохождением медицинского осмотра – его обязанность, предусмотренная статьей 76 Трудового кодекса РФ, будет считаться выполненной.

Указание в приказе (распоряжении) срока, на который отстраняется работник, с одной стороны, приведет к увеличению документооборота (если и по его прошествии работник не пройдет медицинский осмотр, придется издавать новый приказ), с другой стороны, – он даст работодателю возможность все-таки привлечь работника к дисциплинарной ответственности. Чаще всего в приказах (распоряжениях) об отстранении от работы срок отстранения определяется не конкретной датой, а наступлением определенного события – прохождением медицинского осмотра. Хотя это, по сути, правильно (поскольку в соответствии с частью второй статьи 76 Трудового кодекса РФ работник отстраняется от работы на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы), рекомендуем работодателям не ограничиваться формулировкой в приказе (распоряжении) “до прохождения медицинского осмотра”, а ввести дополнительные уточнения (определить конкретный срок, в течение которого работник должен пройти медицинский осмотр).

Поскольку приказ (распоряжение) об отстранении издается по факту непрохождения работником медосмотра, работодателю должно быть известно, по чьей вине – лично его, работника или медицинской организации – не пройден медосмотр.

Вина работодателя в том, что работник вовремя не прошел медицинский осмотр может заключаться в несвоевременной выдаче работнику направления на медосмотр; работник не был освобожден от исполнения своей трудовой функции или же медицинской организации не были своевременно перечислены денежные средства за осмотр.

Наконец, в том, что работник своевременно не прошел медицинский осмотр, может быть виновна и медицинская организация – в связи с отсутствием одного из профильных врачей, введением карантина, пр.

В этом случае в соответствии с частью третьей статьи 76 Трудового кодекса РФ работнику производится оплата за все время отстранения от работы как за простой, то есть в соответствии со статьей 157 Кодекса.

Названная статья различает порядок оплаты простоя, произошедшего по вине работодателя, от простоя, произошедшего по причинам, не зависящим от работодателя и работника: в первом случае время простоя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника; во втором – не менее 2/3 тарифной ставки (оклада).

Если работник не прошел медицинский осмотр по вине медицинской организации, работодатель вправе привлечь это учреждение к ответственности и тем самым компенсировать затраты на оплату работнику времени отстранения.

Если же работник не прошел медицинский осмотр по своей вине, то в соответствии с частью третьей статьи 76 Трудового кодекса РФ в период отстранения от работы заработная плата ему не начисляется.

Эти крайне принципиальные моменты по выплатам работнику за время отстранения должны найти отражение в приказе (распоряжении) об отстранении – бухгалтерии необходимо иметь документальное основание для приостановления начисления заработной платы или же для начисления ее по правилам статьи 157 Трудового кодекса РФ.

В приказе (распоряжении) об отстранении можно решить вопросы о переводе или перемещении на должности (рабочие места) отстраненных других работников (на время отсутствия первых). При этом крайне важно, чтобы эти работники имели право на выполнение обязанностей или работ отстраненных.

Приказ об отстранении от работы в связи с непрохождением медицинского осмотра может быть составлен по следующему образцу:

ЗАО “Авангард”

ПРИКАЗ

06.03.2006 N 420-к

Москва

Об отстранении от работы

В связи с непрохождением периодического медицинского осмотра работников секции “Мясные деликатесы” по вине службы охраны труда в сроки, установленные графиком проведения медицинских осмотров в 2006 году, приказываю:

Источник: https://hr-portal.ru/article/obyazannosti-rabotodatelya-svyazannye-s-medicinskimi-osmotrami

Обязанности по проведению медицинских осмотров

Обязан ли работодатель организовывать проведение медицинских осмотров

Работодатель обязан:

  1. Определять и утверждать контингенты и поименные списки лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям).
  2. Направлять утвержденный список контингента в 10-дневный срок со дня утверждения в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя (территориальное управление Роспотребнадзора).
  3. Заключать с медицинской организацией, имеющей лицензию, договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований).
  4. Направлять поименные списки лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, в медицинскую организацию за два месяца до начала осмотра.
  5. Не позднее чем за 10 дней до начала проведения медосмотров ознакомить работников с календарным планом проведения медосмотров.
  6. Своевременно направлять работников на периодические медицинские осмотры, а также на внеочередные медицинские осмотры, при наличии медицинских рекомендаций.
  7. Выдавать направления на проведение медицинских осмотров.
  8. Организовать учет выданных направлений на проведение медицинских осмотров.
  9. Хранить в его личном деле работника медицинское заключение о состоянии его здоровья.
  10. исключать контакт работников с вредными и (или) опасными условиями труда, если это противопоказано по состоянию здоровья.
  11. Обеспечивать недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований).
  12. Разрабатывать план мероприятий по оздоровлению условий труда работников на основании рекомендаций заключительного акта по результатам периодического медицинскою осмотра.

Медицинское учреждение обязано:

  1. В 10-дневный срок с момента получения от работодателя поименного списка, но не позднее чем за 14 дней до согласованной с работодателем датой начала проведения периодического осмотра, составить и утвердить календарный план проведения периодического медосмотра.
  2. Согласовать календарный план проведения периодического медицинского осмотра с работодателем.
  3. Утвердить состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, членами комиссии – специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии.
  4. Определить на основании действующих нормативных правовых актов виды и объемы необходимых исследований с учетом специфики действующих производственных факторов и медицинских противопоказаний к осуществлению или продолжению работы.
  5. На основании результатов осмотра в установленном порядке определить принадлежность работника к одной из диспансерных групп в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с последующим оформлением в медицинской карте и паспорте здоровья рекомендаций по профилактике заболеваний, в том числе профессиональных заболеваний, а при наличии медицинских показаний – по дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации.
  6. В случае подозрения о наличии у работника профессионального заболевания выдать работнику направление в центр профпатологии или специализированную медицинскую организацию, имеющую право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией, а также оформить и направить в установленном порядке извещение об установлении предварительного диагноза профессионального заболевания в территориальный орган федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  7. Не позднее чем через 30 дней после завершения периодического медицинского осмотра обобщить результаты проведенных периодических осмотров работников и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и представителями работодателя, составить заключительный акт.
  8. Утвердить заключительный акт.
  9. В течение пяти рабочих дней с даты утверждения направить акт работодателю, в центр профпатологии субъекта Российской Федерации, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  10. Хранить один экземпляр заключительного акта в течение 50 лет.
  11. По окончании прохождения работником предварительного медицинского осмотра оформлять и выдавать на руки работнику медицинское заключение о состоянии здоровья.

Работник обязан:

  1. Проходить предварительные и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры, при наличии медицинских рекомендаций.
  2. Своевременно явиться на медицинский осмотр.
  3. Иметь при себе направление, паспорт (или другой документ установленного образца, удостоверяющий его личность), паспорт здоровья работника (при наличии), а также решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
  4. После проведения медицинского осмотра получить медицинское заключение и предъявить его работодателю.

Источник: https://www.protrud.com/%D0%BE%D0%B1%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E-%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2/

Медосмотры: права и обязанности работодателя

Обязан ли работодатель организовывать проведение медицинских осмотров

Трудовым кодексом на работодателя возложена обязанность по проведению медицинских осмотров работников в случаях, предусмотренных российским законодательством. Такие случаи установлены во множестве разноуровневых нормативных актов, что затрудняет выяснение вопроса о необходимости проведения медосмотра для того или иного конкретного работника.

Рассмотрим требования трудового законодательства, направленные на обеспечение здоровья работника, а также случаи, когда работодатель вправе или прямо обязан организовать и оплатить медицинские осмотры сотрудников.

Права и обязанности работодателя

Обязанность работодателя по проведению медосмотров закреплена в ст. 212 Трудового кодекса РФ.

Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, а также внеочередных медосмотров работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения указанных медосмотров.

Предварительный медосмотр осуществляется при приеме на работу, периодические — в течение трудовой деятельности работников с частотой, порядок определения которой устанавливается нормативными актами, предусматривающими обязательные периодические медосмотры для данной категории работников. Причем таким актом может быть не только сам Трудовой кодекс РФ или иной федеральный закон, но и любой подзаконный нормативный акт, содержащий нормы трудового права.

Более того, в ст. 34 Федерального закона от 30.03.

99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» сказано, что при необходимости на основании предложений органов санитарно-эпидемиологического надзора решениями региональных органов государственной власти или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.

Работодатель должен быть в курсе всех подобных требований, установленных государственными и муниципальными нормативными актами, поскольку ст.

212 ТК РФ запрещает допуск работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных, то есть предусмотренных органами государственной власти или местного самоуправления, медицинских осмотров.

Работника, не прошедшего соответствующего медосмотра и приступившего к работе, работодатель согласно ст. 76 ТК РФ должен отстранить от работы.

В период недопущения к работе и отстранения от нее заработная плата работнику не начисляется. Но если работник не прошел обязательный мед­осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

В статье 214 ТК РФ определено, что прохождение обязательного предварительного и периодических медосмотров — обязанность работника. Вместе с тем в ст.

219 ТК РФ сказано, что прохождение внеочередного медицинского осмотра в соответствии с медицинскими рекомендациями является уже правом работника, которое он может реализовывать по своему усмотрению.

Обеспечение и обязательных, и внеочередных медосмотров, а также сохранение за работником места и среднего заработка на время таких медицинских осмотров — обязанность работодателя.

За нарушение законодательства о труде и об охране труда в ст. 5.

27 Кодекса РФ об административных правонарушениях для работодателя установлена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц — от 1000 до 5000 руб., юридических — от 30 000 до 50 000 руб.

При этом вместо уплаты штрафа в отношении юридических лиц возможно административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

Обязательные медосмотры

В статье 69 ТК РФ закреплена обязанность работодателя проводить медицинский осмотр несовершеннолетних работников при заключении трудового договора. Аналогичная обязанность распространяется и на иных работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

В статье 213 ТК РФ указано, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, проходят обязательные предварительные и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры.

Работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок проведения таких осмотров определяются нормативными правовыми актами в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Для большинства профессий правила проведения обязательных медицинских осмотров утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83. Согласно подп. 3.

3 этих правил частота проведения периодических медосмотров определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации. При этом периодические мед­осмотры должны проводиться не реже одного раза в два года.

Для отдельных профессий, например для работников автомобильного транспорта, верхолазов, порядок прохождения медицинских осмотров утвержден специальными нормативными актами. А для сотрудников ведомственной охраны в самом Федеральном законе от 14.04.99 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» установлена ежегодная периодичность проведения обязательных медицинских осмотров.

Дополнительная диспансеризация

При всей схожести процедур, осуществляемых при обязательном медосмотре и дополнительной диспансеризации, правовое регулирование этих двух видов медицинских мероприятий различно.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/110038/

Кто отвечает за медосмотры в организации

Обязан ли работодатель организовывать проведение медицинских осмотров

Вопрос с кадрового форума:

«Коллеги, подскажите, как вы решаете вопрос с медосмотрами? Уже замучалась «бодаться» со специалистом по охране труда, он почему-то считает, что это моя обязанность».

Отвечает Татьяна Самородских:

Могу поделиться своим опытом.

В организации, о которой пойдёт речь, работников на медосмотры не направляли. Изредка этот вопрос поднимался, но мнения были противоречивыми, как и ответы, которые мы получали от различных инстанций, куда обращались за консультацией.

Суть была в том, что организация занималась повышением квалификации взрослых. Поэтому в одном ответе было сказано, что раз мы не работаем с несовершеннолетними, к нам требования о прохождении медосмотра не относятся.

В другом ответе, наоборот, высказывалась точка зрения, что формулировка п.

18 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.

2011 № 302н, предельно конкретизирована: «Работы в образовательных организациях всех типов и видов…», а наша организация была образовательной.

Точку в этом вялотекущем споре поставил инспектор ГИТ после проверки по жалобе работников. И хотя работники жаловались совсем на другое, проверили заодно и охрану труда и вынесли предписание устранить нарушения. Всё-таки инспектор сослался на этот самый п. 18, и перед руководителем встал вопрос организации направления работников на медосмотры.

Предстояло определить виды работ по осуществлению данного процесса и распределить их между должностными лицами.

Основным нормативным актом, которым следует руководствоваться при организации медосмотров, является вышеуказанный приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2011 № 302н.

Работа по данному направлению включает в себя:

1) выбор медицинской организации, заключение договора с ней, обеспечение оплаты, в случае непролонгации договора оформление запроса по передаче медицинских карт работников в другую медицинскую организацию;

2) формирование так называемого списка контингента работников, подвергающихся воздействию вредных производственных факторов либо выполняющих работы, входящие в Перечень работ, представление его на утверждение руководителю организации, передача в установленных сроки в территориальный орган Роспотребнадзора;

3) разработка поимённого списка работников, подвергающихся воздействию вредных производственных факторов либо выполняющих работы, входящие в Перечень работ, представление его на утверждение руководителю организации;

4) согласование с медицинской организацией календарного плана проведения периодического медосмотра, передача поимённого списка работников в медицинскую организацию в установленные сроки, ознакомление работников с календарным планом;

5) выдача направлений на предварительные и периодические медосмотры, ведение журнала учёта выдачи направлений;

6) ведение учёта прохождения работниками медосмотров, хранение заключительных актов, выданных по результатам медосмотров.

https://www.youtube.com/watch?v=D-jYMUwUbTY

Это – что нужно делать, дальше предстояло определить, кто должен это делать. Это, как вы понимаете, ключевой момент: никто не хочет брать на себя лишнюю работу. Поэтому мне предстояло изучить ряд нормативно-правовых актов, разработать вариант решения и проявить чудеса дипломатии в беседе с директором

Источник: http://nashtrud.blogspot.com/2018/06/medosmotry-v-organizatsii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.