Обязанности органов опеки

Содержание

Как обратиться в органы опеки с жалобой: на отца и мать, на соседей, анонимно, образец жалобы

Обязанности органов опеки

На органы опеки и попечительства, согласно ст. 24 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве», возлагается обязанность защищать права детей и следить за выполнением родителями своих обязанностей.

Случается, что родители или лица, их замещающие, уклоняются от своего долга по содержанию и развитию ребенка, злоупотребляют алкоголем или наркотиками. Ребенок, оказавшийся в беде, в силу возраста не может им противостоять и даже просить помощи. В этой ситуации неравнодушные граждане могут обратиться в отдел опеки с жалобой на нерадивых родителей.

Рассмотрим, как правильно обратиться с жалобой в органы опеки.

Когда можно обратиться в органы опеки с жалобой

Закон устанавливает право граждан обращаться в органы опеки с заявлением о нарушениях прав ребенка (ст. 122 СК РФ), свидетелями которых они стали.

Обратиться с жалобой могут:

  • один из родителей;
  • родственники;
  • соседи и знакомые;
  • работники медицинских, образовательных и иных учреждений.

А также любые граждане, которые стали свидетелями нарушения детских прав.

На родителей ребенка

Для обращения с жалобой на родителей правомерными являются следующие обстоятельства:

  1. Отсутствие родительского надзора. Необходимо сообщать о фактах выявления несовершеннолетнего без опеки родителей (ст. 121 СК РФ), по причине смерти, долгого отсутствия, нежелания забрать ребенка из медицинского, учебного или иного учреждения.
  2. Неудовлетворительные условия для проживания. Неопрятный внешний облик несовершеннолетнего: отсутствие необходимой одежды, истощенный, грязный вид свидетельствующий о голодании и антисанитарии; запущенное, холодное помещение, непригодное для жизни, как причина хронических заболеваний; плохая успеваемость, пропуски уроков, бродяжничество при попустительстве родителей.
  3. Оставление в опасности. Брошенный без присмотра в доме, транспортном средстве или общественном месте ребенок оказывается в опасности из-за халатности взрослых.
  4. Жестокое обращение родителей. Выражается в грубости, издевательстве, запугивании, физической расправе с телесными травмами – угроза жизни и здоровью ребенка (ст. 77 СК РФ).
  5. Злоупотребление родительскими правами. Запреты посещать занятия, кружки, секции, общаться со сверстниками нарушает право ребенка на развитие.
  6. Преступное поведение родителей. Злоупотребление алкоголем, наркотическая зависимость отца и матери формирует у ребенка асоциальное поведение и угрожают его жизни и здоровью.

Могут быть и другие причины, главное не остаться в стороне и помочь ребенку, обратившись в орган опеки.

На жену

Обычно после развода дети остаются с матерью. Бывший муж имеет право встречаться с ребенком, участвовать в его воспитании. При сохранении между бывшими супругами добрых отношений, проблем с детьми не возникает, но если они разошлись со скандалом, то обязательно будут ущемлены права и ребенка, и его отца. Бывший муж вынужден обратиться с жалобой в отдел опеки на жену.

Причинами для обращения с жалобой на жену может быть следующее:

  1. Бывшая супруга не справляется с воспитанием ребенка: он плохо учится, прогуливает, имеет проблемы с полицией, то есть женщина одна не в силах все контролировать, но при этом не допускает или ограничивает права отца.
  2. Препятствует общению с сыном (дочерью) бывшего мужа из-за появления в ее жизни нового мужчины, которого навязывает ребенку в качестве отца.
  3. Жена ведет аморальный образ жизни: выпивает, часто уходит на вечеринки из дома, бросает ребенка одного, либо приводит пьяные компании, которые пугают его.
  4. Жестоко обращается с малышом, допускает физическое и моральное насилие, от постоянного давления ребенок плачет, нервничает, жалуется отцу.
  5. Шантажирует бывшего супруга возможностью видеться с сыном (дочерью), требуя дополнительные к алиментам средства, которые расходует не в интересах ребенка, а на свои нужды.

Орган опеки обязан рассмотреть жалобу и принять меры по защите интересов несовершеннолетнего. В самых тяжелых ситуациях в судебном порядке определяется место жительства ребенка с отцом или лишение жены родительских прав.

Как подать заявление в органы опеки

Если гражданин убежден, что в отношении несовершеннолетнего совершаются противоправные действия, то заявление в органы опеки можно подать следующим образом:

  • лично передать жалобу;
  • выслать заявление по почте;
  • пожаловаться по телефону;
  • обратиться через сайт отдела.

В особых случаях сообщить о нарушении детских прав можно через медицинское, образовательное или социальное учреждение.

Лично

Личное обращение — наиболее эффективный способ подачи жалобы. Хотя оно исключает анонимность и ставит «под удар» заявителя (в случае агрессивно настроенных родителей), зато дает возможность убедиться, что факты будут изучены и по ним примут решение.

Такая форма обращения неоценима в случаях, когда обстановка в семье становится реально опасной для ребенка. Во время личного обращения можно выйти за рамки бумажного носителя и более полно раскрыть ситуацию, чтобы добиться быстрого результата.

Родственник несовершеннолетнего может получить еще и консультацию от специалистов по вопросам изъятия ребенка из неблагополучной семьи или лишения матери и отца их статуса родителей.

Через сайт

При современной компьютеризации, можно обратиться с жалобой по интернету. Нужно авторизоваться на сайте местной администрации и заполнить форму обращения. Анонимность в этом случае сохранить не удастся, так как по закону заявления без данных заявителя: фамилии, имени, отчества, адреса, направленные по интернету, не будут приняты на всех уровнях власти.

При надлежащем оформлении, жалоба будет рассмотрена в установленные законом сроки и заявитель получит письменный ответ официальных органов.

Важно! Через сайты «Госуслуги» или МФЦ подать заявление нельзя.

Анонимно

Сотрудники отдела рассматривают не только на авторизованные, но и на анонимные заявления.

Если заявителю угрожает опасность со стороны преступных родителей, он может обратиться в органы анонимно:

  • по телефону;
  • почтовым отправлением.

Звонок по телефону – наиболее быстрый способ пожаловаться в орган опеки, когда требуется немедленное вмешательство. Гражданин может набрать горячую линию местного органа власти и рассказать о случившемся. Диспетчер передаст полученное заявление в отдел опеки. По фактам инспекторы государственного органа проведут проверку, но при этом не смогут назвать заявителя.

Телефонный звонок, с одной стороны, позволяет обеспечить анонимность и избежать неприятностей от родителей опекаемого, с другой стороны, не надежен, не дает отследить результат жалобы, так как не предусматривает обратной связи.

Можно изложить сведения в письме. Жалоба будет доставлена в опеку и рассмотрена. Но письмо идет долго и при срочности это не подходит. Также, при отсутствии адреса, заявитель не узнает исход обращения.

Письменное уведомление с указанием обратного адреса станет альтернативой личного посещения отдела опеки и гарантией ответного письма органов.

Для того, чтобы жалоба была принята и внесена в реестр нужно:

  • правильно изложить текст документа;
  • приложить документы, подтверждающие сведения;
  • указать личные данные;
  • проверить адрес организации.

Жалоба будет рассмотрена, даже если письмо составлено неверно.

Образец жалобы

Правила подачи жалобы в орган опеки:

  1. Необходимо раскрыть причины обращения: насилие в семье, оставление в опасности, безответственность родителей.
  2. Указать сведения о несовершеннолетнем: фамилию, имя, отчество, возраст, адрес.
  3. Уточнить периодичность нарушений: происходят постоянно, время то времени.

Заявитель не может требовать привлечения к ответственности. Отдел опеки только проводит проверку и изъятие несовершеннолетнего.

Образец жалобы должен содержать:

  • название организации;
  • сведения о заявителе: Ф.И.О., адрес регистрации;
  • заголовок;
  • обоснование обращения: данные о несовершеннолетнем (Ф.И.О., возраст, адрес), описание обстоятельств, фактов злоупотреблений;
  • просьба проведения обследования по месту проживания ребенка и принятия мер;
  • дата, подпись.

Скачать образец жалобы в отдел опеки

Ответственность за ложную жалобу

С помощью органов опеки, соседи или разведенные супруги сводят счеты и разрешают свои конфликты. При этом безосновательно обращаясь в отдел опеки, жалобщик сам нарушает права детей, потому что проверка опеки может навредить психике ребенка.

Законодательство не предусматривает ответственности за обращение, в котором сведения не подтвердились. Граждане, у которых была проведена напрасная проверка имеют право обратиться с заявлением на клевету. Правда, результат будет не значительный и никаких последствий закон не предусматривает.

Нужно помнить, что в следующий раз органы опеки могут не принять к сведению подтвержденные нарушения и тем самым не смогут помочь ребенку.

Законодательство призывает граждан заявлять о жестоком обращении и других нарушениях прав ребенка в органы попечительства. Неравнодушный человек может оформить свое заявление в виде письменного обращения. Если специалисты не принимают документ по причине ненадлежащего оформления, необходимо получить правовую помощь юриста.

Источник: https://glavny-yurist.ru/kak-pravilno-obratitsya-v-organy-opeki-s-zhaloboj.html

Что входит в полномочия органов опеки: защита детей и недееспособных граждан, проверка опекунов, составление заявления в органы опеки и попечительства

Обязанности органов опеки

Что входит в функции органов опеки и попечительства?

Основания для жалобы на органы опеки и попечительства: превышение полномочий

Основания для заключения органа опеки о лишении родительских прав и изъятия детей

Кто и в каких случаях может обратиться в органы попечительства

В полномочия органов опеки входит надзор за детьми в возрасте до 14 лет. Важно решение органов опеки и попечительства относительно детей от 14-летнего возраста и до совершеннолетия, а также недееспособных людей. В этой статье мы рассмотрим обязанности этого государственного учреждения сферу его деятельности.

Что входит в функции органов опеки и попечительства?

Основная обязанность этой муниципальной структуры – решение вопросов относительно назначения, реализации или прекращения снятие опеки и попечительства. Сотрудники охраняют права сирот и детей, оставшихся без родителей, и защищают интересы взрослых недееспособными гражданами.

ФЗ РФ определяет порядок работы сотрудников инстанций опеки и попечительства, в том числе:

  1. Представительство интересов граждан, которые подпадают под нуждающихся в опеке и попечительстве.
  2. Контроль поведения, условий жизни опекунов или попечителей.
  3. Защищу имущества недееспособных граждан и детей, нуждающихся или находящихся в попечении.

Важно: Все вопросы, касающиеся назначения или снятия с опекунства, обязательно подкрепляются актами и заключениями комиссии органов опеки.

Если у надзорного органа возникают вопросы или сомнения в личности попечителя, он вызывает недоверие, то комиссия вправе провести проверку (в том числе, доход, уровень жилищных условий, отзывы с работы, соседей). Основная задача – выяснить отношение опекуна к ребенку или недееспособному, престарелому гражданину.

Обязанностями сотрудников муниципального органа опеки:

  • выявление детей возрастом до 18 лет, которые остались без опеки родителей;
  • учет несовершеннолетних граждан, оставшихся без родителей;
  • представление и защита несовершеннолетних органами опеки не достигших совершеннолетия до момента передачи в специализированные учреждения или под опеку третьих лиц;
  • контроль и проверка психологического, социального и материального положения детей, после передачи опекунам или в детские дома.

Важно: Все вопросы по усыновлению, отдачи под опеку или передачи в государственные учреждения решаются обязательно с участием органов опеки. Без их согласия ребенка нельзя передать в центры или забрать на воспитание.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Основания для жалобы на органы опеки и попечительства: превышение полномочий

Работники опеки имеют четкие инструкции и подчиняются конкретным нормам Федерального закона России.

В их законные полномочия входит:

  1. Составлять и направлять обращения в судебные инстанции о признании лиц недееспособными.
  2. Отстранение от опекунства или попечительства третьих лиц.
  3. Выдача разрешения на любые финансовые операции с имуществом опекаемых лиц (например, получить разрешение органов опеки на продажу квартиры недееспособного гражданина. Это же относится, когда оформляется ипотека, органы опеки обязаны дать согласие)
  4. Участие в суде, как представителя граждан, находящихся под опекой или попечительством.
  5. Проверка условий жизни лиц, находящихся под опекой, а также потенциальных опекунов.
  6. Поиск, подготовка и регистрация граждан, желающих стать опекунами.
  7. Составление и подписание разрешений для проживания опекуна и его подопечного раздельно.
  8. Оказание юридической помощи попечителю, опекуну и их подопечным.

В случае невыполнения своих обязанностей органы опеки и попечительства несут административную или уголовную ответственность.

Поскольку превышение ими полномочий или бездействие в критических ситуациях может обернуться трагедией. Дети, вовремя не изъятые из неблагополучных семей, могут серьезно пострадать или погибнуть.

Такие случаи встречаются все чаще. Именно на уполномоченном органе лежит большая часть вины и с них будет основной спрос.

Основания для заключения органа опеки о лишении родительских прав и изъятия детей

СК России гласит, что в случае угрозы жизни и здоровью ребенка его необходимо изъять у родителей или тех лиц, которые опекают его. Задача государственной структуры – изолировать несовершеннолетнего или недееспособного гражданина из потенциально опасных условий.

Важно: в случае когда органы опеки забирают детей, они обязаны предоставить акт, предварительно составленный комиссией.

Порядок действий в случае заключение органа опеки о лишении родительских прав и изолирования ребенка от неблагополучных условий жизни:

  1. Направить уведомление в прокуратуру об изъятии несовершеннолетнего.
  2. Обеспечить ребенку временное место жительства до передачи его в государственные учреждения или опекунам.
  3. В срок 7 дней предоставить иск на лишение родительских прав органами опеки и попечительства или ограничении прав родителей в суд.

На плечи государственного органа ложится обязанность поиска нового места жительства для несовершеннолетнего. В случае отсутствия желающих взять ребенка под опеку, он будет передан в детский дом.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Кто и в каких случаях может обратиться в муниципальные органы опеки и попечительства

В государственный орган может обратиться любой гражданин, который имеет информацию о нарушении прав и условий содержания несовершеннолетних или недееспособных. Это могут быть:

  • родственники;
  • соседи;
  • школьные учителя или воспитатели детского сада;
  • случайные свидетели.

Стать свидетелем жестокого обращения, плохих условий содержания и неподобающего отношения к несовершеннолетним детям может стать каждый, но, безусловно люди контактирующие с детьми и их родственниками (опекунами), могут свидетельствовать о длительном таком обращении.

Если у соседей или родственников возникли подозрения в нарушении прав детей, они могут написать заявление в органы опеки о проверке. Также обратиться в муниципальную службу могут сами опекаемые граждане или несовершеннолетние. В таком случае пишется анонимно жалоба в органы опеки на своих попечителей или опекунов.

Любой сигнал проверяется сотрудниками государственного учреждения. Проводится выездная проверка для оценки условия жизни и содержания несовершеннолетних. Если подозрения подтвердятся, то семья будет поставлена на учёт и проверки начнутся в регулярном порядке.

Важно: Если сотрудники органов опеки усмотрят нарушение прав ребенка, то он будет немедленно изъят из семьи.

Также учителя или сотрудники дошкольного учреждения могут заметить, что с ребенком что-то не так в психологическом отношении. Он может выглядеть неопрятно, быть постоянно голодным или могут регулярно появляться следы побоев. Все это существенные основания чтобы подать исковое заявления в органы опеки.

Источник: https://www.bp-u.ru/yuridicheskiy-likbez/polnomochiya-organov-opeki/

Основные задачи и функции отдела опеки и попечительства

Обязанности органов опеки

Основные задачи отдела

1. Обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье.

2. Обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Обеспечение защиты имущественных и личных прав и интересов несовершеннолетних.

4. Обеспечение защиты имущественных и личных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

Основные функции отдела

Отдел опеки и попечительства:

1. Организует выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводит в течение трех дней со дня получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, обследование условий их жизни, устанавливает факт отсутствия родительского попечения и ведет учет таких детей.

2. Временно, до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполняет обязанности опекуна (попечителя).

3. Обеспечивает устройство ребенка в течение одного месяца со дня поступления сведений об отсутствии родительского попечения, а при невозможности передать ребенка на воспитание в семью – направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в орган исполнительной власти Челябинской области для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

4. Устанавливает опеку (попечительство) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

5. Передает детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью.

6. Осуществляет контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от форм их устройства.

7. Дает согласие на исключение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из общеобразовательного учреждения.

8. Принимает меры по защите жилищных прав, сохранности имущества  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дает предварительное разрешение на совершение сделок с жилыми помещениями и иным имуществом таких несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9. Назначает представителя для защиты прав и интересов детей в случае разногласий между родителями и детьми.

10. Обращается в суд с исками:

– о лишении родительских прав;

– об ограничении родительских прав;

– о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям;

– об устранении препятствий к общению с близкими родственниками;

– об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами.

11. Принимает участие в рассмотрении судом дел:

– о лишении родительских прав;

– об ограничении родительских прав;

– о восстановлении в родительских правах;

– о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;

– об установлении усыновления (удочерения) детей;

– об отмене усыновления (удочерения) детей;

– по защите других прав и интересов несовершеннолетних, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

12. Предоставляет суду акт обследования условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, основанное на нем заключение по существу вопроса.

13. Участвует в принудительном исполнении решений суда, связанным с отобранием ребенка у родителей (одного из них) и передачей его другому лицу.

14. Немедленно отбирает ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

15. Разрешает разногласия родителей относительно имени и фамилии ребенка при отсутствии соглашения между ними, изменения имени ребенка, а также изменения присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

16. Принимает решения о снижении брачного возраста.

17. Дает согласие на установление отцовства в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

18. Разрешает при обращении родителей (одного из них) возникшие между ними разногласия по вопросам воспитания и образования детей.

19. Получает согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

20. Оказывает гражданам необходимую помощь по вопросам опеки и попечительства, охраны прав и интересов несовершеннолетних.

21. Рассматривает документы, представленные лицами, желающими установить опеку (попечительство) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, готовит по ним заключение о возможности быть опекуном (попечителем).

22. Осуществляет постановку на учет граждан в качестве кандидатов в опекуны (попечители).

23. Назначает выплату денежных средств на содержание подопечного в порядке, размерах и на условиях, предусмотренных законодательством РФ и Челябинской области.

24. Выдает разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцатилетнего возраста в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

25. Выдает опекунам (попечителям) предварительное разрешение на расходование доходов подопечного в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

26. Определяет в необходимых случаях управляющего недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного, заключает и расторгает с ним договор о доверительном управлении этим имуществом.

27.

Выдает предварительное разрешение опекуну и управляющему недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного совершать, а попечителю – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его в наем (аренду), безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей.

28. Осуществляет контроль за деятельностью опекуна (попечителя).

29.

В случаях ненадлежащего исполнения опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей, в том числе использование им опеки (попечительства) в корыстных целях, а также оставления подопечного без надзора и необходимой помощи, отстраняет их от исполнения этих обязанностей и принимает необходимые меры для привлечения виновного гражданина к ответственности, установленной законодательством РФ.

30. Освобождает опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей.

31. Дает разъяснения по вопросам, связанным с усыновлением (удочерением) детей.

32. Принимает заявления от граждан РФ, желающих усыновить (удочерить) детей.

33. Составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить (удочерить) ребенка, для подготовки заключения о возможности быть усыновителем.

34. Готовит в течение пятнадцати рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами заключение о возможности быть усыновителем.

35. Осуществляет при положительном заключении о возможности быть усыновителем постановку граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители.

36. Представляет информацию о детях, которые могут быть усыновлены (удочерены), выдает направление на посещение ребенка по его фактическому месту нахождения.

37. Готовит заключение об обоснованности усыновления (удочерения) и о его соответствии интересам усыновляемого (удочеряемого) ребенка.

38. Содействует созданию приемных семей, осуществляет подбор граждан, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью.

39. Принимает заявления от граждан, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, обследует их условия жизни.

40. Готовит заключение об их возможности быть приемными родителями.

41. При положительном заключении подбирает ребенка, который может быть передан на воспитание в приемную семью, представляет гражданам, желающим взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о нем и выдает направление для посещения ребенка по его фактическому месту нахождения.

42. Получает согласие администрации учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на передачу ребенка на воспитание в приемную семью.

43. Заключает договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

44. Принимает от приемных родителей сведения о расходовании денежных средств, выплачиваемых на содержание приемного ребенка.

45. Расторгает в случаях, установленных законодательством РФ, договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

46. Осуществляет защиту прав и законных интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, в том числе в судах.

47. Содействует в организации медицинского освидетельствования (переосвидетельствования) интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

48. Содействует в устройстве лиц, нуждающихся в защите государства, на стационарное социальное обслуживание в государственные учреждения.

49. Принимает решение о назначении:

– лицу, признанному судом недееспособным или ограниченно дееспособным, опекуна (попечителя) с согласия последнего;

– совершеннолетнему дееспособному  лицу, которое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, попечителя (помощника).

50. Принимает решение о распоряжении имуществом и доходами лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, при определении его в психиатрическое или психоневрологическое учреждение.

51. Дает разрешение на совершение опекуном (попечителем) сделок по отчуждению имущества лица, в отношении которого установлена опека (попечительство).

52. Осуществляет надзор за деятельностью опекунов (попечителей) недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, а также попечителей (помощников).

Источник: http://kalinuszn.ru/strukturnye-podrazdeleniya/otdel-opeki-i-popechitelstva/osnovnye-zadachi-i-funkcii-otdela-opeki-i

Органы опеки и попечительства: их задачи, полномочия и обязанности

Обязанности органов опеки

Основной задачей органов опеки и попечительства является защита интересов несовершеннолетних детей, которые по каким-либо причинам остались без родительского контроля, недееспособных граждан, которые по состоянию здоровья или в силу возраста не имеют возможности обслуживать себя и защищать свои интересы самостоятельно. Органами опеки и попечительства являются специализированные организации, действующие на основании закона и в интересах недееспособных или несовершеннолетних подопечных.

Понятие органов опеки и попечительства

Опека и попечительство — разные понятия и структуры, но их часто путают или считают синонимами. Согласно нормам законодательства РФ, органами опеки и попечительства в РФ являются организации, в ведении которых находятся:

  1. Опека — это вид устройства детей, не достигших 14 лет, или лиц, признанных недееспособными судом, при котором назначаются законные опекуны (подробнее в статье: опека: что это и как ее установить?). Они являются представителями указанных лиц и совершают от их имени и в их интересах правовые действия.
  2. Попечительство — это вид устройства лиц в возрасте от 14 до 18 лет, или людей, ограниченных судом в дееспособности. При этом гражданам назначаются законные попечители, обязанные содействовать своим подопечным в осуществлении их прав, защите интересов в отношениях с третьими лицами (организациями). Попечители имеют полномочия давать согласие на заключение крупных сделок или совершение других действий.

Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства в РФ

Деятельность органов опеки и попечительства осуществляется в Российской Федерации на основании Федерального закона № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Этот закон регулирует отношения по оформлению, течению и прекращению опеки и попечительства над нуждающимися в этом людьми.

В акте четко прописаны права, обязанности, задачи и полномочия этих организаций с целью исключения нарушения прав опекаемого.

На организации, в которые помещены недееспособные граждане, возлагаются обязанности по их обеспечению и защите интересов. Отношения, возникающие в момент установления, исполнения или прекращения опеки и попечительства, регулируются Гражданским, Семейным кодексами и другими документами, принятыми на их основании и определяющими правовой статус подопечных.

Структура органов

Если в мелких населенных пунктах отсутствуют региональные структуры ООП, то органы местного самоуправления могут сами выступать в качестве органов опеки и попечительства. Функции ООП могут выполнять медицинские, образовательные и другие учреждения, в которые помещаются недееспособные граждане.

Задачи ООП

Задачи органов опеки закреплены в ст.7 ФЗРФ № 48-ФЗ. Обязанности органов опеки основаны на защите прав и интересов опекаемых, указанные структуры должны:

  • обеспечивать защиту интересов людей, нуждающихся в опеке;
  • осуществлять контроль над деятельностью лиц, являющихся опекунами и попечителями, а также организаций, в которых находятся недееспособные граждане;
  • обеспечивать сохранность имущества, которое принадлежит людям, находящимся под опекой в медицинских, образовательных или иных организациях.

При выполнении ООП своих задач должны составляться соответствующие акты, которые могут быть оспорены заинтересованным лицом в суде. Судебный процесс проходит в соответствии с нормами законодательства и требует предоставления пакета необходимых документов.

Полномочия

У органов опеки и попечительства существует множество полномочий. К основным функциям и полномочиям органов опеки относятся:

  • поиск и учет людей, нуждающихся в опеке и попечительстве;
  • обращение в суд с целью признания гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, а также для восстановления дееспособности при устранении причин ее утраты;
  • установление факта опеки или попечительства;
  • выдача разрешений на совершение сделок, связанных с имуществом подопечного;
  • заключение договоров на доверительное управление имуществом подопечных;
  • выдача разрешений на раздельное проживание опекунов и несовершеннолетних опекаемых;
  • проверка жилищных условий, в которых проживают подопечные;
  • защита прав и интересов опекаемых лиц.

После оформления той или иной формы устройства уполномоченные органы:

  • осуществляют контроль за действиями опекунов или организаций, в которых находятся опекаемые;
  • при нарушении действующего законодательства отстраняют и освобождают опекунов и попечителей от возложенных на них обязаностей;
  • оказывают помощь, связанную с защитой законных прав и интересов опекаемых.

Органы опеки выбирают семьи, желающие оформить опеку или попечительство, помогают с оформлением необходимых документов и справок. Если семья не может взять подопечного по закону, им будет отказано в проведении этой процедуры. В некоторых случаях разрешение дается с условием, если семья в указанные сроки исправит все нарушения и предоставит соответствующие доказательства.

Обязанности ООП

В случае изменения места жительства подопечного попечители обязаны уведомить об этом факте ООП и передать дело подопечного в аналогичный орган по адресу нового местонахождения. Такие действия необходимо выполнить в течение 3 дней с момента получения информации о данных изменениях. Сведения о смене места проживания подаются посредством направления извещения от опекунов или подопечного.

С момента получения дела новый отдел опеки и попечительства возлагает на себя все полномочия в отношении подопечного. ООП также исполняют поручения соц. служб и осуществляют социальную деятельность, исполняют частично функции указанных органов.

Кто контролирует деятельность органов опеки и попечительства?

Проверка деятельности органов опеки и попечительства выполняется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки — Рособрнадзором, который вправе проводить плановые и незапланированные проверки, в ходе которых устанавливаются нарушения деятельности ООП. Полученные сведения направляются в уполномоченные органы для устранения недочетов.

Куда можно обратиться с жалобой на ООП?

Кому пожаловаться на ООП, какие организации занимаются рассмотрением жалоб? Пожаловаться на противоправные действия ООП в отношении несовершеннолетних детей и недееспособных граждан можно:

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: чем занимается уполномоченный по правам ребенка в РФ?

Чтобы подать жалобу в прокуратуру, необходимо соблюдать следующие требования:

  • Данные заявителя должны быть достоверными — анонимные жалобы не принимаются.
  • Текст жалобы составляется на русском языке.
  • Текст жалобы должен содержать как можно больше сведений, в противном случае ее вернут обратно без рассмотрения;
  • Жалобу можно подать в электронном виде с прикреплением аудио- и видеозаписей (при их наличии). Если объем информации превышает допустимый, документацию можно направить почтой в адрес прокуратуры.

Предоставляемые сведения должны быть достоверными и иметь подтверждение. Составлять жалобу на ООП можно только при наличии реального факта нарушения, выявленного гражданином.

Источник: https://SemPravorf.ru/opeka/polnomochiya-organov-opeki-i-popechitelstva.html

Органы опеки и попечительства как участники института опеки и попечительства

Обязанности органов опеки


В статье рассматриваются модели формирования органов опеки и попечительства, функции органов опеки и попечительства, полномочия органов опеки и попечительства, а также проанализированы подходы к пониманию органов опеки и попечительства как участника института опеки и попечительства.

Ключевые слова: опека и попечительство, воспитание, несовершеннолетние, недееспособные, органы опеки и попечительства.

The article considers models of formation guardianship and trusteeship agencies, functions guardianship and trusteeship agencies, competency guardianship and trusteeship agencies, and also analyzes approaches to the understanding guardianship and trusteeship agencies as participants of the institution of guardianship.

Key words: guardianship, upbringing, minors, incapacitated, guardianship and trusteeship agencies.

Защита прав детей в Российской Федерации относится к числу важных проблем государственного значения. К решению данной проблемы подключаются различные государственные и общественные структуры.

Особое место среди них занимают органы опеки и попечительства в силу того, что их функции связаны с решением проблем каждого конкретного ребенк.

Острота конкретных проблем и неоднозначность возможных решений требует определения и уточнения правового статуса органов опеки и попечительства.

Определение понятия органы опеки и попечительства содержится в Гражданском кодексе РФ [2], Семейном кодексе РФ [3], Федеральном законе от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [4].

В соответствии со ст.

34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта РФ и они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Таковыми являются органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства.

Необходимо заметить, что органы опеки и попечительства вправе передать свои полномочия частично в установленном порядке образовательным организациям, медицинским организациям, организациям, оказывающим социальные услуги, или иным организациям, в т. ч.

организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В противовес этому в п. 1 ст. 121 СК РФ указано, что деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по определению и устройству детей, запрещается, что напрямую противоречит п. 4 ст.

6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

В Российской Федерации существует три модели формирования органов опеки и попечительства: государственная, смешанная, муниципальная. Государственная модель предполагает формирование органов опеки и попечительства на уровне субъектов РФ.

Смешанная модель допускает осуществление полномочий органов опеки и попечительства как на уровне субъектов, так и на местном уровне.

Муниципальная модель предполагала осуществление функций органов опеки и попечительства только органами местного самоуправления, в настоящее время данная модель не используется.

Деятельность по осуществлению опеки и попечительства отнесена к предметам совместного ведения субъектов РФ и осуществляется органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. В ч. 2 ст.

132 Конституции РФ [1] указано, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. На основании п. 3 ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 г.

№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5], местное самоуправление имеет право участия в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

В этой связи в существующей смешанной модели появляется проблема разграничения полномочий субъектов РФ и органов местного самоуправления.

М. Чакалова, Н.

Миронова указывают на государственную природу полномочий по опеке и попечительству, отмечая негативные последствия размывания границ этих полномочий и ухода от ответственности государства, а также снижению уровня государственных гарантий.

Возможна ситуация, когда одни и те же полномочия осуществляются органами местного самоуправления как переданные субъектом, так и как «вопрос, не отнесенный к вопросам местного значения, который они имеют право решать без наделения законом» [9].

Однако, имеются и сторонники осуществления полномочий органов опеки и попечительства на муниципальном уровне. Так, Е. Каюров указывает на необоснованность самого принципа передачи государственных полномочий и предлагает «сформировать достаточную финансовую базу муниципальных образований» [8].

Существует также еще один принципиальный вопрос, в настоящий момент, имеющий разные подходы в юридической литературе к его разрешению. Это вопрос, касающийся определения органов опеки и попечительства в качестве участников или субъектов возникающих правоотношений.

Существует позиция, что признание какого-либо органа субъектом или участником правоотношения осуществляется по виду последнего, является ли оно материальным или процессуальным.

Органы опеки и попечительства действительно очень часто участвуют в процессуальных отношениях, действуют в порядке, предписанном им законом.

Поэтому чаще всего органы опеки и попечительства появляются, когда есть или возможно нарушение законных прав и интересов субъектов семейных правоотношений.

Органы опеки и попечительства не являются субъектами собственно семейных правоотношений, а являются их участниками.

В данной ситуации органы опеки и попечительства не реализуют непосредственно собственные права и обязанности, а способствует реализации прав субъектов семейных правоотношений, а также наложению на них ответственности.

Существует позиция, что органы опеки и попечительства являются субъектами правоотношений, вытекающих из семейно-правовой ответственности [10].

Указанные доводы, отмечающие властный характер полномочий органов опеки и попечительства подтверждаются и судебной практикой Верховного Суда РФ.

При рассмотрении дел по спорам, связанным с воспитанием детей, к участию в деле в обязательном порядке привлекается орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, либо родителя (родителей), в отношении которого (которых) поставлен вопрос об ограничении или о лишении родительских прав, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подписанное руководителем органа опеки и попечительства (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10 [6], п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 14 ноября 2017 г. № 44 [7]).

Однако, возможна ситуация, когда органы опеки и попечительства помимо наделенных властных полномочий, осуществляют иные, тем самым становясь субъектом семейных правоотношений. Согласно ч. 1 ст. 121 СК РФ [3] защита прав и интересов детей в случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Кроме того, отношения по установлению опеки и попечительства включают в себя не только возможность появления семейных правоотношений, но и те административные акты органов опеки и попечительства, благодаря которым у несовершеннолетнего появляется опекун или попечитель. Речь идет об административных правоотношениях, в которых органы опеки и попечительства являются полноценными субъектами.

На органы опеки и попечительства как публичные субъекты возложена обязанность по контролю процесса осуществления опеки, защите прав несовершеннолетних, привлечения опекунов (попечителей) к имущественной ответственности. Указанные функции являются одновременно и правами и обязанностями органов опеки и попечительства, однако их появление связано не с частным правом и договором, а с административно-правовой природой этого органа.

В соответствии со ст.

8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» [4] к полномочиям органов опеки и попечительства относятся: выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей; установление опеки или попечительства над такими детьми; осуществление надзора и контроля за исполнением опекунами и попечителями своих обязанностей; освобождение и отстранение опекунов или попечителей в порядке, предусмотренном законом; выдача разрешения на совершение сделок с имуществом подопечного; заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных; защита интересов несовершеннолетних граждан в случае, если деятельность опекуна или попечителя противоречит интересам подопечного или он не осуществляет защиту ребенка; разрешение попечителю проживать отдельно от подопечного в случае, установленном в законе; подготовка лиц, изъявивших желание быть опекунами или попечителями; проверка условий жизни подопечных, а также надлежащего исполнения опекунами или попечителями своих обязанностей; информирование граждан о порядке и возможности назначения их опекунами или попечителями; оказание помощи опекунам и попечителям в реализации и защите прав несовершеннолетних.

Для реализации своих полномочий, связанных с вопросами установления, осуществления и прекращения опеки или попечительства, органы опеки и попечительства принимают акты (п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»), порождающие конкретные права и обязанности органов, организаций и отдельных лиц.

Таким образом, можно сделать вывод, что органы опеки и попечительства не являются субъектами собственно семейных правоотношений, а являются их участниками.

В данной ситуации органы опеки и попечительства не реализуют непосредственно собственные права и обязанности, а способствует реализации прав субъектов семейных правоотношений, а также наложению на них ответственности.

На органы опеки и попечительства как публичные субъекты возложена обязанность по контролю процесса осуществления опеки, защите прав несовершеннолетних, привлечения опекунов (попечителей) к имущественной и иным видам ответственности.

Указанные функции являются одновременно и правами и обязанностями органов опеки и попечительства, однако их появление связано не с частным правом и договором, а с административно-правовой природой этого органа.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/290/65506/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.