Ограничение прав на земельный участок

Прекращение и ограничение права на земельный участок

Ограничение прав на земельный участок

   Полное или частичное прекращение прав на землю проводится по ряду причин. Такие действия осуществляются добровольно или принудительно.

Если владелец продает участок, то после подписания соответствующего договора, все его права и посягательства теряют законную силу. Есть ряд примеров, когда права собственности лишают принудительно.

Это решение можно оспорить с помощью нашего юриста по земельным отношениям Екатеринбурга, также на консультации узнать свой вопрос, касающийся ограничения или прекращения прав на землю.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по земельным спорам поможет при прекращении и ограничении прав на земельный участок: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните!

Основания для прекращения или ограничения прав на участок земли

   Полное прекращение права на земельный участок ввиду ненадлежащего его использования – самый распространенный вариант развития событий. Это касается объектов сельхозназначения. Подобные вопросы регулируются ЗК РФ. Статья 45 Кодекса содержит основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком:

   За соблюдением норм и правил эксплуатации земель следят соответствующие уполномоченные органы власти. Если владелец не согласен с их решением, он может подать в суд. Доказать неправомочность действий исполнительного органа власти проблематично.

Для этого нужно использовать услуги нашего земельного юриста, который специализируется на таких вопросах, особенно если дело касается проблемы изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд путем выкупа.

Если вы будете самостоятельно пытаться решить проблему, этот процесс обречен на провал.

Виды ограничений прав на землю

   Существуют различные виды ограничений прав на землю. Не всегда этот процесс связан с ненадлежащим использованием объекта. Права на собственность прекращаются, если владелец продал недвижимость. Нередко процедура запускается, когда у собственника есть долги перед банком или другими официальными структурами, когда имущество конфисковано по решению суда.

   Итак, рассмотрим некоторые виды ограничений на земельный участок, установленные действующим законом:

  1. Ограничение в пользовании участками расположенных в зонах с особыми условиями пользования территорией. В качестве примера такого ограничения можно привести санитарно-защитную зону для котельных на угле и мазуте первого класса опасности. Данная зона составляет 1 000 м.
  2. Ограничения, связанные с условиями окружающей среды. В пределах границ земельного участка может находится зона памятников природы, естественной среды обитания и пути миграции диких животных, объект культурно истерического наследия. В данном случае в качестве примера можно привести расположенный в пределах границ вашего земельного участка памятник.
  3. Земельные участки, изъятые из оборота. Среди примера таких земельных участков можно выделить участки, на которых расположены заповедники, либо же участки, на которых расположены объекты вооруженных сил РФ, кладбища.
  4. Земельные участки, ограниченные в обороте. К таким относятся земли лестного фонда, участки, предназначенные для производства ядовитых и наркотических веществ и так далее.

Порядок ограничения или прекращения прав на участок

   Законный порядок установления ограничений прав на земельные участки включает множество обязательных этапов, среди которых предварительное оповещение владельца, прохождение многочисленных комиссий для подтверждения факта ненадлежащего использования земли. Если порядок нарушается, собственник имеет возможность оспорить решение исполнительного органа и обратиться в суд.

Срок ограничения прав на участок

   Действующим земельным законодательством предусмотрена возможность установления ограничения как на определённый срок, так и бессрочно.

И в том и в другом случае стоит отметить, что в случае отчуждения земельного участка, то есть его перепродажи или же, например, дарения, установленные ограничения сохраняют свое действия.

В связи с чем, при приобретении любого земельного участка, рекомендуем Вам обращать внимание на наличие действующих ограничений, дабы избежать препятствия в полноценном пользовании участком.

   Законный порядок установления ограничений прав на земельные участки включает множество обязательных этапов, среди которых предварительное оповещение владельца, прохождение многочисленных комиссий для подтверждения факта ненадлежащего использования земли. Если порядок нарушается, собственник имеет возможность оспорить решение исполнительного органа и обратиться в суд.

Регистрация ограничения прав на земельный участок

   Любое ограничение, принятое тем или иным органом государственной власти, а также решения суда, которыми установлены ограничения прав подлежат государственной регистрации.

Государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию ограничений в Российской Федерации является Росреестр.

На основании документов и по заявлению заинтересованных лиц, Росреестров в Единый государственные реестр недвижимости вносятся сведения о государственной регистрации ограничения.

   Таким образом выявить наличие действующих ограничений достаточно просто. Для этого Вам необходимо запросит в МФЦ сведения из ЕГРН об объекте недвижимости. В соответствующей графе выписки, вы увидите наличие ограничений.

Обжалование ограничений прав на земельный участок

   Так земельное законодательство предусматривает возможность обжалования установленного ограничения. Такой обжалование производится исключительно в судебном порядке. Рассмотрим порядок обжалования ограничения на примере акта органа местного самоуправления о принятии ограничения:

  1. Ознакомление с актом, устанавливающим ограничения прав на землю.
  2. Анализ и выявление оснований для обжалования акта органа;
  3. Подготовка административного искового заявления;
  4. Подача заявления в суд. Административное исковое заявление подается в суд по месту нахождения органа гос. власти или по месту жительства/нахождения истца.
  5. Рассмотрение дела по существу;
  6. Принятие решения. В случае положительного исхода дела, суд признает незаконным тот или иной акт, которым установлены ограничения. Такое решения будет являться основанием для исключения из ЕГРН сведений об ограничениях на земельный участок.

Оспаривание сервитута на земельный участок

   Как указывалось, выше, сервитут представляет собой некоторое ограничение прав в использовании земельном участке. Среди сервитутов выделяют частные и публичные.

   К публичным относятся сервитут, которые устанавливаются законом или актом государственного органа. Направлен такой сервитут, как правило в отношении неопределённого круга лиц. Среди примера можно выделить ситуацию, когда единственный возможный проход или проезд к пляжу, проходит через Ваш земельный участок.

   Частный сервитут устанавливается по заявлению и обращению конкретного заинтересованного лица. Например, можно взять ситуацию, когда проезд к земельному участку заинтересованного лица, проходит через Ваш земельный участок. Устанавливается такой сервитут по соглашению собственников, или в судебном порядке.

   Среди основных оснований для оспаривания и как следствия прекращения действия сервитута, можно выделить следующее:

  • Отпала необходимость в ограничении права пользования участком. То есть часть земельного участка, в пользование которой было ограничено, не используется заинтересованными на то лицами. В данном случае вполне логично прекращение сервитута земельного участка.
  • В связи с установлением сервитута, земельный участок не может быть использован в соответствии с его назначением. Оспаривание проходит по правилам искового производства, путем подачи заявления в суд.
  • Возмещения убытков правообладателям земельных участков, права которых ограничены.

   Как указывалось, выше существуют различные виды ограничения прав собственников участков. Так, например, по вашему земельному участку может проходить сеть газопровода, или иных линейных объектов. Безусловно данные объекты необходимо обслуживать.

Такие действия со стороны организаций в отношении, которых ограничены ваши права, могут негативно сказаться на земельном участке. Так, например, строительная техника, обслуживающая газовую сеть или же сеть водопровода, может разворотить все насаждения, которые находятся в пределах вашего земельного участка.

В связи с чем у вас возникает право компенсации убытков, вызванных такими действиями.

Основанием для возмещения убытков, могут являться

  • Соглашение о временном занятии участка между собственником или лицом в пользу которого заключено соглашение;
  • Сервитут;
  • Акт органа государственной власти;
  • Решение суда;

   Убытки, о которых идет речь в настоящем подпункте, возмещаются из бюджетов соответствующих органов, или лицами в отношении которых были установлены ограничения.

Для определения убытков министерством экономического развития разработаны целые методические рекомендации. С их помощью Вы можете самостоятельно попробовать рассчитать их размер.

Помимо всего прочего стоит также учесть, что Вы вправе предъявить требование о взыскании упущенной выгоды, которая сформировалась в результате установления ограничений, а также компенсации расходов на восстановление земельного участка.

Помощь адвоката по земле в Екатеринбурге

   Официальное ограничение прав на земельный участок подтверждается документально. Это решение принимается в течение месяца после запуска соответствующей процедуры.

Помощь и совет нашего адвоката по земельным спорам Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» поможет Вам защитить свои права при прекращении и ограничении земельный прав: профессионально, на выгодно согласованных условиях и в срок.

   Звоните прямо сегодня и мы начнем вместе решать проблему!!!

Отзыв о работе нашего земельного юриста

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

А.В. Кацайлиди

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/prekrashhenie-i-ogranichenie-prava-na-zemelnyj-uchastok/

Прекращение права на землю: Что такое ограничение прав на земельный участок

Ограничение прав на земельный участок

Прекращение права на землю подразумевает, что собственник утрачивает любые права на данную землю.

Происходить это может по-разному, например, если лицо продало свой участок, то никаких прав больше на этот участок оно не имеет, тем не менее, зато у него появились права на предоставленные денежные средства за проданный участок земли.

Немного по-другому работает принудительное изъятие участка, по сути если оно изымается, например, для государственных нужд, то собственнику должны предоставить компенсацию или равноценный земельный участок.

В первом случае мы говорили о добровольном прекращении прав, когда это случается по решению собственника. Во втором это будет являться принудительным прекращением прав на земельный участок.

Утрата нрава собственности по объективным причинам, не зависящим от воли собственника участка, происходит, например, в случае смерти собственника либо “юридической гибели” земельного участка.

Последнее означает, что земельный участок прекращает свое юридическое существование (целевое назначение, кадастровый номер и т.д.).

В рамках земельных отношений появляются множество проблем, связанных со спорами между землевладельцами и с правильным оформлением соответствующих документов.

Зачастую обычный землевладелец может до конца и не знать об этих проблемах, так как обычные граждане не отслеживают изменения в законодательстве.

В конечном итоге это ведет к тому, что у некоторых землевладельце нет всех тех документов, которые подтверждают границы и право собственности на конкретный земельный участок.

Чтобы исправить ситуацию следует изучить новое законодательство или обратиться за юридической помощью к специалистам, занимающимся земельными вопросами. Каждые несколько лет могут изменяться составы документов, требующихся для земельных участков или их процедуры оформления.

Поэтому то что было несколько лет назад, сейчас уже может делаться совсем иначе. Именно поэтому важно при производстве каких-либо действий с земельным участком посмотреть последнюю редакцию законодательства.

Также можно обратиться за консультацией к юристу, он сможет пояснить какие изменения были введены и как изменилась ситуация с фактической точки зрения. В конечном итоге это поможет изначально понимать ситуацию и не вызовет новых проблем. Если же ситуация коснется спора по поводу земельных участков, то чаще всего данный спор дойдет до суда.

Поэтому в этом случае лучше не рисковать лишними квадратными метрами, а обратиться за помощью к специалистам, которые смогут максимально отстоять вашу точку зрения.

Как прекращается право

Земли, которые находятся в распоряжении государственных или муниципальных органов, на законных основаниях предоставляются в пользование и собственность физических и юридических лиц.

Юридические лица иностранного происхождения, граждане других стран, а также лица без какого-либо гражданства не имеют удостоверенного действующим законом права на владение собственными земельными территориями, которые находятся в пограничных пределах, а также покупать недвижимое имущество в форме земельных участков для дальнейшей фермерской или садовой деятельности.

Существует несколько различных форм прав владения участками земли, которые отличаются между собой правовой стороной вопроса. Соответственно, граждане могут получать право постоянного или безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения, а также право на частный или публичный сервитуты.

Отчуждение земельного имущества – это особая форма распоряжения недвижимостью, которая заключается в возможности реализации собственником земли своих полномочий, чтобы распоряжаться принадлежащим ему на законных основаниях имуществом. Отчуждение заключается в передаче владельцем своего имущества в законную собственность другого гражданина.

Существуют различные формы отчуждения земельных участков, которые отличаются между собой, а именно:

  • возмездное отчуждение земли, которое может реализоваться в форме купли или продажи;
  • безвозмездное отчуждение участка, например, дарение.

Помимо добровольных случаев отчуждения земельных участков, законов предусматриваются принудительные случаи отчуждения, которые осуществляются без изъявления воли собственника для проведения конфискации, осуществления реквизиции или же для использования участка при государственных или муниципальных нуждах. Земельные отношения отличается особой сложностью и повышенной ответственностью: это комплексная отрасль права, в которой смешиваются огромное количество отношений из других отраслей, а предметом отношений всегда выступает ценное имущество в виде земельных участков.

Поэтому при возникновении проблем рекомендуется обращаться за юридической помощью к специалистам, сведущим в области земельного права.

Вне зависимости от сложности проблемы первоначально лучше всего обратиться на обычную юридическую консультацию, чтобы оценить сами правоотношения и узнать суть самой проблемы.

Такие консультации невысокие по стоимости, либо вовсе бесплатны, но зато очень полезны для обычного гражданина.

После консультации будет понятно, сможете ли вы сами справиться с данной проблемой, либо лучше обратиться к помощи специалистов.

Если проблема сложная, то лучше, конечно же, не рисковать и обратиться за помощью к квалифицированным специалистам, так как земельные отношения сложны как с формальной, так и организационной точки зрения. Здесь необходимо собрать огромное количество документов, а также правильно оформить их.

Кроме того, если вы вступаете в правоотношения с другими субъектами, то важно понимать специфику земельных отношений, иначе данные отношения могут стать невыгодными для вас, несмотря на вашу уверенность в обратном.

Если же земельные отношения, в которые вы вступаете не отличаются особой сложностью, то можно попробовать разрешить проблему самостоятельно, тем не менее, если возникнет проблемная ситуация, то все же лучше найти лиц, понимающих как правильно работать в рамках земельных отношений.

В процессах по отчуждению земельных участков существуют важные особенности, которые предусматриваются гражданским законодательством. Например, земли, которые были изъяты из общего оборота, не могут на законных основаниях предоставляться для пользования частным лицам или быть основными объектами любых сделок.

Помимо этого, отчуждение земель, пригодных для осуществления сельскохозяйственных и фермерских работ, организации садоводства или огородничества, а также строительства личного жилья или подсобных построек происходит в соответствии со специализированными актами гражданского законодательства.

Что такое ограничение права на земельный участок

В соответствии с ч. 5 ст. 54 ЗК права собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов могут быть ограничены в интересах других природопользователей, а также в случаях, предусмотренных земельным законодательством.

Отношения недвижимости зачастую складываются в рамках земельных отношений, которые хоть и имеют смежную связь с гражданскими, но все отличаются своей спецификой.

Поэтому важно отличать одно от другого, и понимать эту взаимосвязь между одной отраслью права и другой.

В таком случае при вступлении в земельные правоотношения необходимо в первую очередь изучить не только гражданское законодательство, но и земельное, так как здесь предусмотрены дополнительные процедуры, свои сроки, отдельные акты, права, обязанности, общие положения и т. д. Таким образом, данный вопрос нельзя изучить однобоко, приходится комплексно осознавать права землевладельцев и других лиц.

Естественно, первоначально для этого требуется изучить общие правила Земельного Кодекса, так как без них сложно будет понять особенную часть, которая также отличается своей сложностью в понимании.

Обывателю в этом случае помогут сопутствующие информационные статьи, подобно этой, но сразу уточним, что необходимо перепроверять нормативные акты, указанные в этих статьях, так как гражданское и земельное законодательство может подлежать изменению и в конечном итоге информация со временем может устаревать.

Кроме того, отметим, что если вам необходимо решить какую-то проблему, а время на изучение не так много, то лучше вовсе обратиться за юридической помощью.

Дело в том, что в таких серьезных отношениях действовать на ощупь не рекомендуется, так как в земельных отношениях участвует как правило довольно ценное имущество, которым не стоит рисковать.

По сути ограничение прав собственников в основном заключаются в том, что закон устанавливает определенные ограничения на соответствующую деятельность.

Например, у земельного участка может быть множество различных назначений, так участок сельскохозяйственного назначения предназначен для выращивания растений, разведения скота и др.

В таком случае, например, нельзя на этом участке заниматься другой деятельностью, которое противоречила бы целевому назначению данного участка.

Виды и характер ограничений основаны на предписаниях, содержащихся в соответствующих правовых актах.

https://www.youtube.com/watch?v=nMnayBARv08

Ограничениями следует считать запреты на осуществление определенных видов деятельности и требования о воздержании от совершения определенных действий, связанных с использованием земли, которые предусмотрены законодательством, в зависимости от местоположения земельных участков и которые не применяются в отношении других земельных участков имеющих аналогичное целевое назначение.

Например, часть участка земель крестьянского хозяйства включена в состав охранной зоны государственного заповедника, а другая часть не вошла в состав такой зоны.

В этом случае в отношении использования части участка, включенной в состав охранной зоны, устанавливаются определенные ограничения.

Факт нахождения части земельного участка в составе охранной зоны является условием обязательного установления в отношении этой части участка ограничений по его использованию.

Что касается иной части земель крестьянского хозяйства, то в отношении ее законодательство таких ограничений не предусматривает.

Установление ограничений прав лиц на земельные участки представляет собой форму закрепления в законодательстве пределов осуществления субъективных прав лиц на земельные участки.

Цели ограничения прав лиц на землю заключаются в обеспечении рационального и эффективного использования земель и охраны всей окружающей среды.

Характер ограничений должен быть таким, чтобы в результате реализации субъективного права в пределах установленных ограничений не был нанесен ущерб землям, для охраны которых установлены ограничения, и иным объектам природы.

В то же время степень ограничения должна позволять пользоваться земельным участком в соответствии с его основным целевым назначением. Значение определения в законодательстве пределов реализации субъективных прав лиц на землю заключается в том, что они являются стимулирующим фактором формирования экологически обоснованного поведения.

Необходимо различать также такие понятия, как «сервитут» и «ограничение прав». этих понятий различно. Сервитут — право ограниченного пользования чужим участком земли, основанное на соглашении сторон или решении суда.

Ограничение прав имеет административный характер, оно прямо предусмотрено в законодательных или иных правовых нормативных актах.

Ограничение прав по использованию земельного участка — неотъемлемый элемент правового режима того или иного земельного участка.

В отличие от ограничения сервитут является вещным правом. За использование участка, обремененного сервитутом, может взиматься плата.

При установлении ограничений законодательство не предусматривает взимания платы в пользу лица, в интересах которого установлено такое ограничение.

В отдельных случаях допускается возмещение лицу, использующему земельный участок, убытков, причиненных установлением ограничений и различного рода запретов, препятствующих ведению определенной деятельности.

Важно! По всем вопросам о земле и земельным вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы по прекращению права на землю, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Источник: https://jur24pro.ru/sotsialnye-programmy/prekrashchenie-prava-na-zemlyu-chto-takoe-ogranichenie-prav-na-zemelnyy-uchastok-268208/

Право на компенсацию ущерба при ограничении прав собственника земельного участка. Свежий взгляд Конституционного Суда

Ограничение прав на земельный участок

 Земельный кодекс Российской Федерации в пункте 1 статьи 57 предусматривает, что возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, подлежат убытки, причиненные, в частности, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (подпункт 4), а также изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о его переводе из состава земель одной категории в другую без согласования с его правообладателем (подпункт 5). В соответствии с пунктом 5 статьи 57 порядок возмещения таких убытков устанавливается Правительством Российской Федерации.

Являясь собственником земельного участка с установленным на момент его приобретения видом разрешенного использования “для индивидуального жилищного строительства” и попавшего в границы объекта охраны (культурного наследия, ООПТ, водоохранных, санитарный и иных) возникает право на компенсацию владельцу такого земельного участка. О порядке и реализации такого права, подвергнутого анализу Конституционного суда и пойдет речь в настоящей статье.

Конституционный Суд в Постановлении от 5 марта 2020 года по делу о проверке конституционности подпунктов 4 и 5 пункта 1 и пункта 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.С.

Бутримовой установил, что вследствие принятия указанных постановлений значительно ограничено право собственности на земельные участки в зависимости от их расположения на территории и в охранной зоне объекта культурного наследия, зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоне охраняемого природного ландшафта.

Далее по тексту основные позиции Постановления КС.   В результате, вид разрешенного использования, принадлежащего собственнику земельного участка изменен на “земельные участки (территории) общего пользования”, а его кадастровая стоимость снизилась до 1 рубля.  

Посчитав, что этим собственнику земельного участка могли быть причинены убытки, подлежащие взысканию на основании оспариваемых положений, было направлено исковое заявление в Тверской районный суд города Москвы к Министерству финансов Российской Федерации.

По мнению собственника земельного участка, подпункты 4 и 5 пункта 1 и пункт 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации противоречат Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 2, 8, 19, 34, 35, 55 и 56, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они позволяют ограничивать права собственника земельного участка в результате установления зон охраны объекта культурного наследия без возмещения причиненных этим убытков.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел подпункты 4 и 5 пункта 1 и пункт 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования на их основании решается вопрос о возмещении убытков в случае ограничения прав собственника земельного участка правомерными действиями органа государственной власти или органа местного самоуправления в связи с установлением зоны охраны объекта культурного наследия.  

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях (постановления от 16 июля 2008 года № 9-П, от 31 января 2011 года № 1-П, от 31 октября 2019 года № 32-П и др.

), что конституционные гарантии охраны частной собственности законом, выражающие принцип ее неприкосновенности, а также конституционные гарантии судебной защиты распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере.

Право частной собственности не является абсолютным, его ограничения могут вводиться федеральным законом, если они необходимы для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, как это вытекает из положений статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с иными ее нормами, в частности статьями 17 (часть 3) и 19 (части 1 и 2). При этом такие ограничения должны отвечать требованиям справедливости, разумности и соразмерности. Вмешательство государства в отношения собственности не должно быть произвольным и нарушать равновесие между интересами общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно признаваемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению.

Выраженный в статье 35 Конституции Российской Федерации общепризнанный в цивилизованных государствах принцип неприкосновенности собственности, являющийся одним из основополагающих аспектов верховенства права, призван гарантировать неприкосновенность права собственности во всех его составляющих, таких как владение, пользование и распоряжение имуществом, и включает в свое нормативное содержание конституционные гарантии обеспечения собственникам и иным правообладателям возможности свободно использовать принадлежащее им имущество, стабильности отношений собственности, недопустимости произвольного лишения имущества либо несоразмерного ограничения имущественных прав.

Фундаментальные правовые начала собственности и свободы экономической деятельности, как они определены в Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, лежат в основе любого законодательного регулирования в сфере отношений собственности, включая определение оснований и порядка возникновения, изменения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, установление объема их защиты и правомерных ограничений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2004 года № 3-П и от 16 июля 2008 года № 9-П).  

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, специальным случаем ограничения права частной собственности на землю выступает принудительное отчуждение земельного участка для государственных нужд, сопровождаемое равноценной компенсацией потерь, причиненных таким изъятием (определения от 2 октября 2019 года № 2619-О, № 2620-О и др.).

Данное ограничение порождает для лица наиболее существенные последствия, поскольку в результате оно утрачивает всю совокупность правомочий, принадлежащих собственнику, ввиду прекращения его права на изымаемый участок.

  В то же время статья 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации, закрепляя недопустимость принудительного отчуждения имущества для государственных нужд без предварительного и равноценного возмещения, предполагает – во взаимосвязи с ее статьями 17, 19 (части 1 и 2), 34 и 55 (часть 3) – необходимость предоставления лицу возмещения не только в случае обусловленного государственными нуждами прекращения права частной собственности, но и при таком административно-регулятивном воздействии в публичных интересах со стороны органов власти (в частности, путем принятия подзаконного нормативного акта, ограничившего право собственности по сравнению с тем, как его содержание определено в законе), которое предусматривает умаление содержания права собственности этого лица (в том числе по сравнению с правом собственности на аналогичные объекты, принадлежащие другим лицам, на которых не распространяется действие принятого подзаконного акта), уменьшение стоимости имущества, снижение его потребительских свойств либо усечение допустимых способов его использования.

Тем самым ограничение права частной собственности, осуществленное органами власти как мера сохранения памятников истории и культуры, т.е.

в публичных интересах, и повлекшее утрату, полную или частичную, возможности владеть, пользоваться вещью и распоряжаться правом на нее, требует достижения и поддержания баланса личных и общих интересов при неукоснительном соблюдении конституционно обоснованных принципов справедливости, разумности и соразмерности.

Эффективной гарантией этого выступает установление надлежащих юридических процедур ограничения права собственности, непосредственно обеспечивающих такой баланс.  

Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации конституционных гарантий защиты права собственности закрепляет в качестве одного из принципов земельного законодательства необходимость сочетания интересов общества и законных интересов граждан, когда регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении каждому гарантий на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1).  

Развивая приведенное положение, данный Кодекс в статье 57, также направленной на обеспечение баланса частных и публичных интересов, предусматривает механизм возмещения убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости.

Статья же 571, введенная в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ и определяющая особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, является по своему содержанию частным случаем нормы, закрепленной в статье 57 данного Кодекса, что подтверждается и переходными положениями к этому Федеральному закону: если причиненный вред не был возмещен до указанной в нем даты в рамках статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в ранее действовавшей редакции, такой вред должен возмещаться в соответствии со статьями 57 и 571 данного Кодекса в редакции этого Федерального закона с учетом особенностей, им предусмотренных.   Федеральный законодатель определил в пункте 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации случаи возмещения убытков в полном объеме, включая упущенную выгоду, отнеся к таковым, помимо прочего, ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (подпункт 4), а также изменение целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о его переводе из состава земель одной категории в другую без согласования с его правообладателем (подпункт 5).

Положения этой статьи, призваны, как того требует Конституция Российской Федерации, гарантировать соблюдение баланса частных и публичных интересов, в том числе при снижении потребительских свойств земельного участка или его рыночной стоимости по причине ограничения прав собственников.

На Правительство Российской Федерации возложены обязанности по установлению порядка, в котором соответствующее возмещение должно осуществляться.

Правительство Российской Федерации приняло постановление от 7 мая 2003 года № 262 “Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц”.  

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/04/16/pravo_na_kompensaciyu_uscherba_pri_ogranichenii_prav_sobstvennika_zemelnogo_uchastka_svezhij_vzglyad

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.