Ограничение права пользования земельным участком

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) – Земельное право

Ограничение права пользования земельным участком

Что такое сервитут на земельный участок простыми словами? Это ограниченное право воспользоваться чужой территорией для собственных нужд. Такое разрешение потребуется получить для проезда или прохода по чужой территории, например, для строительства недвижимости или для проведения ремонтных работ.
Важно отметить, что получить такое разрешение можно двумя способами:

  • заключив соглашение с собственником;
  • добившись разрешения через суд.

Однако в обоих случаях документ придется зарегистрировать в Едином госреестре недвижимости. В противном случае он считается ничтожным (то есть недействительным).

Ключевое условие получения сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком) — это невозможность удовлетворить нужды заявителя другим путем.

То есть земельный участок обязательно нужен для проезда или провоза чего бы то ни было и обойти его другим путем невозможно.

Например, если существует возможность обеспечить потребности заявителя иным способом, то получить официальные документы не получится.

Важно

Собственник земли, которая подлежит обременению, имеет полное право требовать платы за предоставление возможности пользоваться его землей. Для определения периодичности и размера выплат потребуется составить исковое заявление в суд общей юрисдикции.

Что такое сервитут земельного участка простым языком?

Земельный сервитут – что это такое? Простым языком, сервитут — это ограничение, урезка прав на пользование землей или недвижимостью, оформленное документально.

В чем выражается это ограничение? Предположим, у вас есть в собственности земельный участок, а некое лицо, к примеру сосед, изъявляет желание частично воспользоваться вашей землей (пройти с краюшку, вдоль забора).

По закону, это частичное и ограниченное пользование оформляется соглашением между собственником, регистрируется надлежащим образом. Результат — установление сервитута на часть земли, которая нужна для прохода.

Когда требуется сервитут

Законодательство в статье 274 Гражданского кодекса раскрывает вопрос — сервитут на земельный участок, что это такое. Оформление ограниченного разрешения требуется, когда решаются споры между собственниками соседних земель по поводу пользования общего характера.

Сервитут устанавливается на земельный участок по следующим наиболее частым причинам:

  1. Расположение на участке природного объекта, например источника ключевой воды. Объект не является собственностью владельца земли, а принадлежит государству и относится к общему пользованию, поэтому воду могут набирать все желающие. В таком случае собственник имеет право установить ограничения и потребовать право прохода к источнику за определенную плату.
  2. Строительные работы по прокладке коммуникационных труб к участку должны проводиться через соседнюю территорию. Законный правообладатель имеет право наложить обременение в форме сервитута и указать конкретное место для разрешения прокладывания труб.

ВНИМАНИЕ. Сервитут является крайним решением возникшей проблемы с земельным пользованием, когда остальные способы исчерпаны.

Данный способ ограниченного использования нельзя применять для несущественных целей. Например, к участку приходится добираться по короткой дороге, но сделать это по соседней территории намного ближе.

Оформлять разрешение для сокращения пути недопустимо.

По своей сути сервитут похож с арендой, разница только в возникновении заключения договора как вынужденной меры решения спора с обеих сторон. Это позволяет собственнику земельного надела наряду с получателем сервитута продолжать использовать обремененную часть участка.

Земельное обременение накладывается в случаях:

  • обоюдного соглашения сторон, которые желают пользоваться землей наряду с ее собственником;
  • без обоюдного соглашения в принудительном судебном порядке.

Важно

Претендовать на регистрацию сервитута может только лицо, которое не располагает возможностями реализации своих прав по эксплуатации чужой земли без специального на то разрешения.

Сервитут это …

Сервитут на земельный участок. Что это такое и какие дает ограничения? Как его применять на практике? Собственно, нет ничего в этом нового и необычного.

Разве что с появлением защищённой законами, частной собственности на землю, появились и нормы закона для защиты прав собственников в определённых условиях и при конкретных обстоятельствах.

По большому счёту такие ограничения вполне логичны, и делегировать законодательные нормы для легализации таких ограничений местной и федеральной власти, необходимо.

Используют такие несколько необычные юридические формы закрепления дополнительного обременения на право пользования достаточно часто. Но если раньше требовалось изъятие земли, выселение собственников, то сегодня во всех этих действиях, нет необходимости.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://tbti.ru/zemlya/servitut-primer.html

Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков

Ограничение права пользования земельным участком

Помимо права собственности российское законодательство предусматривает иные права на земельные участки, то есть права лиц, не являющихся собственниками (ограниченные вещные права)

Ограниченные вещные права – права владения и пользования земельными участками на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. По общему правилу такие лица не вправе распоряжаться этими участками, если иное не предусмотрено законом.

Виды ограниченных вещных прав

В ЗК прямо закреплены следующие права на землю лиц, не являющихся собственниками:

  • Аренда земельных участков
  • Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) –
  • Безвозмездное пользование земельными участками

Также на данный момент существуют еще 2 формы прав на землю лиц, не являющихся собственниками, которые не закреплены в главе IV ЗК:

  • Постоянное бессрочное пользование земельными участками
  • Право пожизненного наследуемого владения (266 ГК)

[reklama]

Аренда земельных участков – правовое регулирование аренды земельных участков осуществляется ГК РФ и ЗК РФ. Некоторые особенности аренды отдельных категорий земель и земельных участков могут устанавливаться иными ФЗ.

Основанием возникновения права аренды земельного участка является договор аренды земельного участка, заключаемый между арендодателем и арендатором.

Договор аренды земельного участка – договор, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок или его часть за плату во временное владение и (или пользвание) пользование, а арендатор обязуется уплачивать арендную плату, использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, условиями договора аренды, и законодательством.

Объект договора аренды – земельные участки, не изъятые из оборота. В договоре указываются определенные сведения о таких участках, в частности, местоположение и площадь.

Срок договора аренды – устанавливается по соглашению сторон, но в ряде случаев законом может быть установлен максимальный срок, например при аренде земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для сельскохозяйственного производства. Если срок в договоре не определен, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

Сервитут

[reklama2]

Сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком.

В настоящий момент по критерию заинтересованности субъекта, в интересах которого устанавливается сервитут различают сервитуты и публичные сервитуты.

  1. Сервитуты – устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством. Согласно нему собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка предоставления права ограниченного пользования его участком. Сервитут может использоваться для прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства линейных объектов, а также других нужд собственника, которые не могут быть обеспечены без использования сервитута.
    Сервитут сохраняется в случае перехода прав на участок, который обременен сервитутом. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Юридическим основанием установления частного сервитута является соглашение, подлежащее государственной регистрации. В случае недостижения соглашения спор разрешается судом.
  2. Публичные сервитуты – устанавливаются законом или иными НПА РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления в случаях, когда это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатом общественных слушаний. В частности, они могут быть установлены для прохода или проезда через земельный участок, размещения межевых знаков, прогона сельскохозяйственных животных, в целях охоты, рыболовства, рыбоводства и др.
    Как частный, так и публичный сервитут подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок к ним”. Сервитут вступает в силу сразу после его регистрации в ЕГРП (едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок к ним).

[reklama3]

Безвозмездное пользование земельными участками

Безвозмездное пользование земельными участками – пользование земельным участком в течении определенного срока, установленного на основании закона или договора.

В безвозмездное пользование могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся:

  1. В государственной или муниципальной собственности. В частности такие земельные участки могут быть предоставлены религиозным организациям органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям и некоторым другим субъектам. Основанием приобретения права безвозмездного срочного пользования в данном случае является административный акт органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.
  2. В собственности граждан или юридических лиц. Такие земельные участки могут быть предоставлены другим гражданам и юридическим лицам. В данном случае заключается договор. По договору безвозмездного срочного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать или передает земельный участок (его часть) в безвозмездное пользование на определенный срок другой стороне, а последняя обязуется использовать земельный участок (его часть) в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием и соблюдать законодательство, а также  вернуть земельный участок в состоянии, пригодном для дальнейшего его целевого использования.

[reklama4]

Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками

Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками. Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены в постоянное бессрочное пользование земельными участками, исключительно:

  • Органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • Государственным и муниципальным учреждениям
  • Казенным предприятиям;
  • Центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Предоставление участка осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

Лица, которым земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, но не вправе распоряжаться этими земельными участками, в том числе не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование.

https://www.youtube.com/watch?v=nMnayBARv08

Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, возникшее у граждан до введения ЗК сохраняется.

Право пожизненного наследуемого владения

[reklama5]

Право пожизненного наследуемого владения. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения в настоящее время не допускается. Но право пожизненного наследуемого владения земельным участком, приобретенное гражданином до введения в действие ЗК сохраняется.

Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения, имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.

Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.

Источник: https://okrainaruneta.ru/ogranichennye-veshhnye-prava/

Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю (ст. 44-56)

Ограничение права пользования земельным участком
Статья 44.

Основания прекращения права собственности на земельный участокПраво собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

  1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
  2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при:
    • использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными статьями 7 и 8 настоящего Кодекса;
    • использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
    • неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
    • нарушение установленного соответствующими нормами статей 95 – 100 настоящего Кодекса режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, систематическая неуплата земельного налога;
    • неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
    • изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 55 настоящего Кодекса;
    • реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 51 настоящего Кодекса.
  3. Решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, принимается судом в соответствии со статьей 54 настоящего Кодекса.

Статья 46. Основания прекращения аренды земельного участка

  1. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
  2. Кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи случаев аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае:
    • использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренными статьей 8 настоящего Кодекса;
    • использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
    • неустранения совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
    • неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
    • изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными статьей 55 настоящего Кодекса;
    • реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, установленными статьей 51 настоящего Кодекса.
  3. Прекращение аренды земельного участка по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, не допускается:
    • в период полевых сельскохозяйственных работ;
    • в иных установленных федеральными законами случаях.

Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком

  1. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:
    • по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
    • по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 45 настоящего Кодекса.
  2. Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи.
  3. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.
  4. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:
    • работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;
    • работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении;
    • работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.

    Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.

  5. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.
  6. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

Статья 48. Основания прекращения сервитута

  1. Частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
  2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

Статья 49. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд

  1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
    • выполнением международных обязательств Российской Федерации;
    • размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
    • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
    • объекты использования атомной энергии;
    • объекты обороны и безопасности;
    • объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
    • объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
    • объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
    • линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
    • объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
    • автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов; (пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ)
    • иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Источник: https://dagestan.move.ru/zemelniy_kodeks_rf_7/

Сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком

Ограничение права пользования земельным участком

Правовой центр ДВА М оказывает услуги по получению права ограниченного пользования чужим земельным участком (частного сервитута) в судебном и внесудебном порядке, а также по снятию сервитутных ограничений с земельного участка.

Также готовы представлять интересы как собственников недвижимости, так и владельцев инженерных сетей и иной инфраструктуры при установлении публичного сервитута (для прокладки коммуникаций и аналогичных целей).

Наш обширный опыт ведения проектов, в том числе, включающих установление и снятие сервитутов, поможет Вам защитить свои права с максимальной возможной эффективностью.

Осуществляем:

  • комплексную правовую экспертизу земельных отношений по вопросу обременения земельных участков частными или публичными сервитутами;
  • полное юридическое сопровождение процедуры установления сервитута (в досудебном и судебном порядке), организацию кадастровых работ и экспертиз для установления сервитута;
  • регистрацию сервитутов в Росреестре;
  • защиту прав лиц, недвижимое имущество которых обременяется сервитутом;
  • обоснование размера платы за сервитут или её оспаривание
  • представление интересов в судах и административных органах по вопросам, связанным с установлением сервитутов.

Сервитут представляет собой право пользования чужим земельным участком или, реже, иным объектом недвижимости, для обслуживания соседних участков, зданий или сооружений.

При этом объект, обременяемый сервитутом, остаётся у его владельца (собственника или арендатора), а обладатель сервитута имеет возможность использовать обременённый им объект строго для конкретной цели и в установленном условиями предоставления сервитута порядке.

Различаются частный и публичный сервитут.

Так частный сервитут устанавливается в интересах владельца конкретного участка или иного объекта недвижимости. Данный вид сервитута устанавливается либо по соглашению сторон, либо судом в порядке искового производства. Решения органов власти для установления такого сервитута не требуется.

Тогда как публичный сервитут устанавливается в пользу неопределённого круга лиц, в том числе для размещения инженерных коммуникаций иных объектов инфраструктуры. Соответственно и накладывается данный сервитут решением уполномоченного государственного или муниципального органа.

Основания установления частного сервитута

Частный сервитут устанавливается в интересах владельца смежного объекта недвижимости. Например, достаточно часто проход и проезд к конкретному земельному участку можно обеспечить только через соседний (чужой) земельный участок.

Кроме того, за счет соседнего земельного участка зачастую требуется подвести различные инженерные коммуникации (электричество, газ и др.), обеспечить водоснабжения и мелиорацию.

Существуют и иные нужды правообладателя земельного участка и иного недвижимого имущества, которые он не может обеспечить без использования соседнего земельного участка или капитального объекта (конкретный перечень нормативно не установлен).

В ряде случаев сервитуты устанавливаются с аналогичными целями в отношении помещений в нежилом здании в интересах собственников смежных помещений. Хотя чаще данный вопрос целесообразно разрешать путём признания помещений общего пользования (коридоров, лестничных клеток и т.д.) общим имуществом собственников нежилого здания.

При этом собственник недвижимости, требующий установления сервитута, должен доказать, что не имеет возможность обеспечить свои нужды без использования смежного участка. Например, для установления сервитута проезда потребуется доказать, что участок не имеет границ с землями общего пользования либо по иным причинам нельзя обеспечить заезд на него от существующей улично-дорожной сети.

Условия частного сервитута

Принципиально значимыми условиями сервитута являются:

  • зона действия сервитута (часть участка или здания, на которую он распространятся);
  • цель предоставления сервитута, возможный объём и порядок его реализации;
  • плата за сервитут;
  • распределение обязанностей и расходов по строительным и иным работам, требующимся для реализации сервитута.

Так сервитут, как правило, распространяется на часть земельного участка или здания. Причём координаты такой части вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

В том числе устанавливаются конкретные маршруты прохода и проезда, полосы для прокладки коммуникации и т.д.

Данный вопрос нередко становится предметом споров, так лицу, требующему установления сервитута, интересен наиболее удобный для него маршрут, а собственнику участка – наименее обременительный для себя.

При установлении сервитута соглашением сторон или решением суда определятся конкретный порядок его реализации. Так в случае сервитута для прохода и проезда – возможное количество транспортных средств различных категорий и т.д.

Например, при проезде через охраняемую территорию может предусматриваться возможность проезда только в рабочее время, необходимость заблаговременного оформления пропусков и т.д.

И в ряде случаев такие условия могут как сделать сервитут практически бесполезным для обладателя, так и привести к невозможности нормального использования обременяемого участка.

При необходимости для реализации сервитута строительных работ (прокладки дорог, коммуникации и т.д.

) определяется порядок и срок выполнения данных работ, распределение связанных с ними обязательств, специальный порядок внесения платы в период строительства и т.д.

Так поскольку во время строительства владельцу обременённого участка причиняются существенно большие неудобства, чем при дальнейшей реализации сервитута, в его интересах либо минимизировать срок работ, либо поучать повышенную плату в период их проведения.

Частный сервитут, как правило, является платным. При этом отсутствует единая методика расчёта платы за сервитут (за исключением государственных и муниципальных земель).

В связи с чем размер такой платы, при отсутствии соглашения сторон, определяется судом по результатам оценочной экспертизы. Либо на основании досудебного заключения оценщика, если оно не оспаривается другой стороной спора.

И в зависимости от применяемых экспертами методик оценки размер платы в схожих условиях может различаться на порядок.

При этом плата может устанавливаться как фиксированной за определённый период времени, так и в зависимости от интенсивности использования сервитута.

Отдельно может определяться распределение расходов на строительные работы, необходимые для реализации сервитута, устанавливаться особый порядок расчёта платы на период таких работ.

Частный сервитут может устанавливаться как бессрочно, на определённый срок. При этом исходя из существа задач, для которых он требуется, более характерен именно бессрочный.

В отношении участка из земель государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду, срок сервитута устанавливается не более срока аренды. Бессрочный сервитут (либо срочный сервитут до истечения его срока) может быть прекращен:

  • по соглашению собственников вещей, связанных сервитутом;
  • при отпадении обстоятельств, вызвавших необходимость установления сервитута по требованию любого из собственников вещей, связанных сервитутом;
  • если земельный участок (объект недвижимости) в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, по требованию его собственника.

Порядок установления сервитута

Сервитут подлежит регистрации в едином государственном реестре недвижимости на основании заявления сторон соглашения (при добровольном установлении) или судебного решения.

Требуется проведение кадастровых работ для определения зоны действия сервитута. Далее результат кадастровых работ (межевой план) вместе с соглашением или судебным актом предоставляется в Росреестр.

Судебные споры о сервитуте

На практике установление сервитута в отношении соседнего земельного участка (объекта недвижимости) является сложным организационно-правовым процессом.

Случаи, когда собственник соседнего земельного участка согласен обременить себя обязательством допускать передвижение или прокладку коммуникаций по своему участку, являются относительно редкими в общей массе ситуаций, когда данные меры являются необходимыми. То же самое может быть сказано о прекращении сервитутов.

При этом для установления сервитута как правило требуется провести как землеустроительную экспертизу для подтверждения законных оснований установления сервитута и определения его оптимальных границ, так и оценочной – для расчёта платы.

С учётом отсутствия единых методик и устоявшейся практики – нередко назначаются дополнительные и повторные экспертизы, что затягивает рассмотрение спора.

Правовой центр ДВА М имеет наработанные деловые связи с кадастровыми инженерами, оценщиками, экспертами-землеустроителями, что позволяет как подготовить заключения соответствующих специалистов на досудебном этапе, так и предложить наиболее компетентных кандидатов при назначении судебной экспертизы.

При наличии альтернативных вариантов установления сервитута через участки разных собственников решение о том, какой именно участок обременить сервитутом суд принимает также на основании заключения экспертизы исходя из того, какой вариант будет сочтён наименее обременительным.

Нередки случаи, когда собственники земельных участков и объектов капитального строительства злоупотребляют своим правом на установление сервитута в отношении соседних участков. В то числе – в случае конфликта между соседями требуют установления сервитута без законных оснований исключительно с целью причинить соседу вред, снизить рыночную стоимость его участка.

С другой стороны – многие собственники недвижимости возражают против обременения их объектов сервитутом даже при наличии законных оснований и за достойную плату. Как из желания недобросовестно обогатиться за счёт расположения своего участка, так и в случае конфликтных отношений с соседом по иными причинам

Таким образом, приобретение права пользования чужим земельным участком, а также защита прав в отношении недвижимого имущества, которое обременяется сервитутом, требуют квалифицированного юридического сопровождения. Особенно в случае недобросовестного поведения со стороны собственника смежного участка.

Правовой центр ДВА М оказывает услуги по защите прав в сфере земельных отношений, включая представление интересов клиентов при установлении и снятии сервитутов на земельные участки.

Мы подберем правильный и наиболее эффективный способ защиты права и добьемся положительного разрешения спора во внесудебном или судебном порядке.

Наш опыт и деловые связи позволят минимизировать затраты времени и избежать дорогостоящих ошибок.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/obshchie-voprosy-zemelnykh-otnoshenij/servitut

17. Ограничение прав собственников земельных участков

Ограничение права пользования земельным участком

В.Т. Батычко
Земельное право в вопросах и ответах
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.

Земельным законодательством предусмотрено, что граждане и юридические лица могут обладать такими правами на землю, как право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, право безвозмездного срочного пользования, и правом аренды. каждого из этих прав раскрывается в соответствующих статьях гл. III и IV ЗК РФ. В отдельных случаях данные права могут быть ограничены.

К ограничениям прав на землю можно отнести все, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения земельным участком, т.е. и ограничение оборотоспособности земельных участков, которое регулируется ст. 27 ЗК РФ, и публичные сервитуты.

Однако в комментируемой статье под ограничениями прав на землю понимаются в основном ограничения в использовании земельных участков. Перечень их, приведенный в п. 2 статьи 56 ЗК РФ, не является исчерпывающим.

Некоторые из таких ограничений предусмотрены другими статьями ЗК РФ, а также законами об охране и использовании отдельных природных ресурсов и иными федеральными законами.

Так, ЗК РФ предусмотрено установление нескольких видов зон с особыми условиями использования земель.

Например, в составе земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, энергетических, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут устанавливаться охранные, защитные, санитарные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в такие зоны, у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон (п. 3 ст. 87 ЗК РФ). Так, в соответствии со ст. 90 ЗК РФ на земельных участках в границах охранных зон объектов системы газоснабжения не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения; не разрешается препятствовать организации – собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях установил (ст. 27), что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

Из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам земельный участок может быть выделен в собственность, владение, пользование или аренду с условием совершения определенных действий, например освоения заболоченного участка, осуществления строительства дороги в определенные установленные сроки.

В ЗК РФ норм, регулирующих такие отношения, нет, но они вполне могут содержаться в иных нормативно-правовых актах. Установление упомянутых условий трудно назвать ограничениями в использовании земельных участков в собственном смысле слова, они представляют собой, скорее, дополнительные обязательства землевладельца, землепользователя, арендатора.

В законах названы только допустимые ограничения в использовании земельных участков.

Конкретные ограничения по отношению к тем или иным земельным участкам должны устанавливаться актами исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Эти акты могут быть обжалованы лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке. Тогда ограничение прав на землю устанавливается решением суда. В любом случае требуется государственная регистрация ограничений прав на землю.

Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в связи с ограничением их прав несут определенные убытки, связанные, в частности, с невозможностью осуществления в полном объеме хозяйственной деятельности. Такие убытки в соответствии со ст.

57 ЗК подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, соответствующими бюджетами или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления защитных, охранных, санитарных зон и влечет ограничение прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

Источник: http://www.aup.ru/books/m237/17.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.