Ограничение права пользования
Содержание
- 1 Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
- 1.1 Понятие права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута). Объекты и субъекты сервитутов
- 1.2 Основания возникновения сервитута
- 1.3 Виды и формы земельных сервитутов
- 1.4 Порядок и срок установления сервитута. Договор об установлении сервитута
- 1.5 Оценка и расчет стоимости сервитута земельного участка. Государственная регистрация сервитута земельного участка
- 1.6 Заявление в суд об установлении сервитута
- 1.7 Прекращение сервитута земельного участка
- 2 Вид и объем ограничения права пользования имуществом
- 3 Сервитут или право ограниченного пользования чужим земельным участком
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
Переход права собственности на участок не является основанием для прекращения действия публичного сервитута.
Основным среди государственных природных ресурсов является земля, которая выступает базисом для возведения жилых и производственных помещений, почвенный слой используется для выполнения сельскохозяйственных работ, а также территории необходимы для осуществления различных задач государственной важности.
Ключевым фактором, который классифицирует все земли страны, является форма собственности. Соответственно, участки могут принадлежать частным лицам, государственным или муниципальным структурам, фермерским коллективам и др.
Существует ряд территорий, которые независимо от формы собственности, использует не только законный владелец, но и жители определенных населенных пунктов и сообществ. Такое явление предусматривает составление специального документа, который законодательством регламентируется как земельный сервитут.
Понятие права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута). Объекты и субъекты сервитутов
Земельное законодательство предусматривает земельный сервитут как ограниченное право гражданина, которое предоставляется для пользования определенным имуществом – объектом сервитута. Данный документ заключается для удовлетворения потребностей граждан, которые используют данный земельный участок.
Факт перехода права собственности на участок к другому владельцу не является основанием для прекращения действия публичного сервитута.
Данный режим использования территорий выступает определенным обременением для собственника, поэтому перед заключением любых сделок в отношении конкретного участка субъекты процесса должны быть осведомлены об установке сервитута в отношении недвижимого имущества, в частности, земли.Каждый сервитут имеет свою юридическую структуру, которая состоит из следующих элементов:
- Объектом земельного сервитута может быть земельный участок, а также все природные объекты, недвижимость и коммуникации. Условием для установления права ограниченного использования земель для граждан является возможность полноценной эксплуатации недвижимости и любых объектов без использования земель;
- Субъект земельного сервитута – это законный собственник земли, а также все лица, которым участок предоставляется в пользование на пожизненный срок на основании получения наследства, а также те особы, которые приобретают права бессрочного использования земель на постоянной основе.
Законодательством также предусматриваются случаи, когда сервитут устанавливается для иных лиц по их требованию и для обеспечения их интересов.
Основания возникновения сервитута
Каждый территориальный сервитут устанавливается при обязательном условии наличия законных оснований. Основным поводом для заключения данного документа является наличие потребности в обеспечении и удовлетворении интересов государственной важности, потребностей муниципальных органов местного самоуправления, а также нужд отдельных граждан.
Конкретными основаниями для установления режима сервитута в отношении территорий являются:
- потребность свободного пешего прохода или проезда через земельный участок с помощью транспортного средства;
- необходимость в размещении в пределах территории геодезических, административных и межевых знаков, а также организация подъездов к данным объектам;
- использование водных ресурсов из расположенных на территории водных объектов и сельскохозяйственных водопоев;
- нужда осуществления кошения сена, выпаса сельскохозяйственного скота в строго ограниченном порядке, а также при условии соблюдения всех сроков;
- проведение изыскательных, археологических, исследовательских и научных работ;
- эксплуатация территорий для осуществления ремонта любых коммунальных, электрических коммуникаций, а также реконструкции объектов транспортной инфраструктуры;
- необходимость осуществления дренажных манипуляций;
- потребность прохождения сельскохозяйственных пород животных по территории участка;
- использование территории для охоты, рыболовства, а также времяпровождения в пределах прибрежной полосы.
Виды и формы земельных сервитутов
Земельное законодательство предлагает гражданам заключить любой сервитут. В зависимости от субъектов данного договора сервитуты могут быть:
- Частные сервитуты свидетельствуют о предоставлении права ограниченного использования земельного участка, который расположен непосредственно рядом с границей территории. Обеспечение интересов граждан может осуществляться без заключения частного сервитута, при условии согласия законного собственника территории;
- Публичные сервитуты принято заключать в целях удовлетворения публичных потребностей, которые включают обеспечение государственных интересов, нужд органов местного самоуправления и местного населения федеральных субъектов.
Порядок и срок установления сервитута. Договор об установлении сервитута
Сервитут устанавливается в любом порядке: в соответствии с добровольным договором, по закону, в соответствии с завещанием, а также по решению суда. Срок действия данного режима устанавливается субъектами договора, но законодательством предусматривается и бессрочный сервитут.
Договор об установлении территориального сервитута должен включать в себя следующие данные:
- данные о целях использования и месте расположения земель;
- кадастровые данные участка;
- срок действия договора;
- сумма платы за использование территории;
- ответственность сторон пользователя и собственника.
Оценка и расчет стоимости сервитута земельного участка. Государственная регистрация сервитута земельного участка
Земельный сервитут предусматривает внесение платы всеми пользователями территорий, в интересах которых был установлен соответствующий режим. Величина стоимости использования чужих земель рассчитывается с учетом суммы убытков, которые были нанесены собственнику в связи с ограничением его прав на собственный участок.
Размер всех убытков собственника земли рассчитывается исходя из следующих показателей:
- размер ущерба, который был действительно нанесен собственнику;
- сумма упущенной выгоды;
- убытки, причиненные владельцу земли в результате прекращения действия сервитута.
Каждый земельный сервитут, независимо от его разновидности, регистрируется в государственном реестре, который фиксирует права на земельные территории. Оформление сервитута возможно при наличии заявления от имени собственника земли или особы, в интересах которой будет устанавливаться сервитут.
В данное регистрационное учреждение могут обратиться граждане, которые владеют землями на правах постоянного пользования или пожизненной эксплуатации после прохождения процедуры получения наследства. Сервитут будет иметь законную силу после момента его регистрации в соответствующем реестре.
Заявление в суд об установлении сервитута
Частный или публичный сервитут на земельный участок может устанавливаться после подачи искового заявления в судебные органы. Для вынесения положительного решения, важно правильно составить заявление. Данный документ включает в себя следующие данные:
- ФИО, фактическое место проживания истца и ответчика;
- точные кадастровые и административные данные земельной территории, которая является объектом установления сервитута;
- требования истца и основания для установления сервитута;
- точный срок действия договора и размер платы за его использование;
- факт ознакомления ответчика с требованиями;
- предоставление необходимых приложений.
Прекращение сервитута земельного участка
Публичный сервитут на земельный участок в законном порядке подлежит прекращению, при условии наличия определенных оснований, среди которых:
- отказ от установления режима сервитута лица, для удовлетворения потребностей которого предусматривалось заключение сервитута;
- истечение срока действия земельного обременения;
- нарушение участником договора условий использования территорий, которые устанавливаются документацией;
- тот, кто является собственником участка и для удовлетворения интересов которого заключается договор, – одно лицо;
- наличие судебного решения о прекращении сервитута;
- неиспользование сервитута более трех лет.
Прекращение действия земельного сервитута может осуществляться в судебном порядке по инициативе любой из сторон.
Также вам будут полезны следующие статьи
Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/pravo-ogranichennogo-polzovaniya-chuzhim-zemelnym-uchastkom-servitut.html
Вид и объем ограничения права пользования имуществом
Хранитель вправе пользоваться указанным имуществом, если по свойствам имущества пользование им не ведет к уничтожению этого имущества или уменьшению его стоимости.
Судебный пристав-исполнитель, арестовывая и передавая имущество на ответственное хранение, в каждом конкретном случае обязан определить вид и объем ограничения права пользования имуществом, при этом будет целесообразно полностью запрещать эксплуатацию имущества, имеющего определенный фиксированный ресурс, выработка которого существенно сказывается на цене имущества (копировальная техника, аккумуляторы, кондиционеры, источники бесперебойного питания и т. п.), а также имущества, чья эксплуатация потенциально связана с Возможностью его уничтожения или существенного ухудшения потребительских качеств в силу риска случайной гибели (автотранспортные средства, морские и воздушные суда). В случае же передачи на хранение имущества, чья эксплуатация не будет существенно отражаться на их потребительских качествах, можно разрешать эксплуатацию данного имущества (дома, квартиры, книги, пианино и т. п.). Для обеспечения соблюдения ограничений по пользованию имуществом, определенных судебным приставом-исполнителем, он вправе опечатать арестованное имущество или проставить на нем иные отличительные знаки.
Хранитель имущества обязан принимать все меры, обеспечивающие сохранение свойств, признаков и стоимости данного имущества, а также отличительных знаков, проставленных на нем судебным приставом-исполнителем.
В случае, когда у судебного пристава-исполнителя имеются основания полагать, что перемещение арестовываемого имущества может привести к его повреждению, уменьшению стоимости, а также при отсутствии у судебного пристава-исполнителя или хранителя в силу объективных причин возможности переместить это имущество оно может быть оставлено на месте ареста вне зависимости от желания его собственника, должника или третьих лиц.
Например, при аресте недвижимого имущества ни у хранителя, ни у судебного пристава-исполнителя нет возможности куда-либо переместить данное имущество в силу его свойств, в то же время бывают ситуации, когда необходимо обеспечить сохранность и недвижимого имущества, к примеру, при аресте магазина с имеющимся в нем торговым оборудованием. В этом случае судебный пристав-исполнитель, определяя объем ограничения в праве пользования имуществом, запрещает должнику его использование и передает имущество на ответственное хранение без перемещения, но с фактическим изъятием имущества из владения должника. При этом для соблюдения ограничений хранителю предоставляется право осуществлять любые законные действия, необходимые для обеспечения сохранности арестованного имущества (выставление круглосуточной охраны и т. п.).
На практике возможны случаи, когда должник ограничивается в праве пользования имуществом, оно передается на ответственное хранение другому лицу, но остается в фактическом владении у должника.
Такие ситуации возможны, к примеру, когда арестованное имущество (например, отдельное здание или часть помещений в большом здании) расположено на территории или в здании, принадлежащем должнику.
Арестовывая и передавая помещения на ответственное хранение в данном случае, судебный пристав-исполнитель преследует две цели – не дать должнику возможности распорядиться имуществом (продать, обменять, сдать в аренду, подарить и т.п.) и обеспечить сохранность имущества в смысле недопущения ухудшения его потребительских качеств, порчи неотделимых улучшений и т.п.
Хранитель, принимая имущество на хранение, обязан обеспечить полную реализацию этих целей.
Судебный пристав-исполнитель должен создать хранителю условия, необходимые для реализации возложенных на него задач, для чего он выдает собственнику арестованного имущества, должнику или третьим лицам постановление об установлении режима беспрепятственного доступа хранителя к арестованному и переданному ему на хранение имуществу, в котором устанавливаются основные условия такого режима. В случае нарушения собственником арестованного имущества, должником или третьими лицами требований постановления судебного пристава-исполнителя они несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В зависимости от конкретной ситуации данные действия можно рассматривать как воспрепятствование исполнению судебного акта и квалифицировать по ст. 315 УК или, в случае если данные действия сопряжены с растратой, отчуждением, сокрытием или незаконной передачей данного имущества, по ст. 312 Ук. В других случаях ответственность будет наступать по правилам ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Доступ судебного пристава-исполнителя и других лиц к арестованному имуществу возможен только в присутствии хранителя. В случае его отсутствия доступ к имуществу разрешается при участии старшего судебного пристава и двух понятых.
3. Процессуальное оформление передачи имущества на хранение
Согласно п. 5 Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества, в целях централизованного учета арестованного и изъятого имущества и контроля над его реализацией в каждом подразделении судебных приставов ведется журнал арестованного и изъятого имущества.Форма указанного журнала и порядок его ведения, а также формы акта об аресте имущества, постановления об установлении режима беспрепятственного доступа хранителя к арестованному и переданному ему на хранение имуществу, размер вознаграждения за хранение имущества устанавливаются Министерством юстиции Российской Федерации.
Из всего названного пока Министерством юстиции Российской Федерации разработана в качестве при мерной только форма акта описи и ареста имущества. Однако данное обстоятельство не снимает с судебных приставов-исполнителей обязанностей вести журнал учета.
Форму данного журнала возможно разработать и самостоятельно, Предполагается, что он должен содержать следующие сведения: номер исполнительного производства, наименование и адрес должника, наименование и адрес взыскателя, вид исполнительного документа, его номер и дату выдачи, сумму взыскания, дату наложения ареста, состав арестованного имущества, его оценку, дату передачи имущества на реализацию, дату и цену реализации арестованного имущества, дату поступления денег на депозитный счет подразделения.
Форма постановления судебного пристава-исполнителя об установлении режима беспрепятственного доступа хранителя к арестованному и переданному ему на хранение имуществутакже может быть разработана судебным приставом-исполнителем самостоятельно.
Данное постановление должно отвечать общим правилам, установленным ст. 88 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
И кроме этого содержать указание на лицо, назначаемое хранителем имущества, указание на его право предпринимать любые законные действия по обеспечению сохранности имущества, предписание должнику не чинить препятствий хранителю по осуществлению им своих функций и обеспечить ему круглосуточный доступ к имуществу, также постановление должно содержать разъяснение должнику последствий неподчинения требованиям судебного при става-исполнителя.
По своей правовой природе передача имущества на хранение означает заключение гражданско-правовой сделки в виде договора хранения который является реальным и возмездным. Следовательно, хранитель вправе получить за хранение имущества вознаграждение.
Единые ставки вознаграждения за хранение арестованного имущества или методика определения размера вознаграждения до настоящего времени не разработаны.
На наш взгляд, ставки вознаграждения за хранение арестованного имуществаследует определять исходя из средних расценок на подобные услуги, существующие в конкретной местности, либо из расчета реально понесенных хранителем затрат.
Размер вознаграждения или порядок его определения рекомендуется оговаривать в момент передачи имущества на хранение и отражать в акте описи. В акте может быть оговорен конкретный размер вознаграждения или сделана оговорка, что размер будет определен позднее.В случае спора между хранителем и судебным приставом-исполнителем для определения стоимости услуг по хранению арестованного имущества следует назначать специалиста-оценщика.
Вознаграждение за хранение арестованного имущества взыскивается и выплачивается хранителю по правилам ст. 82-84 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Вознаграждение не выплачивается в случаях, когда хранителем назначается сам должник, как физическое лицо, или член его семьи, а в случае ареста имущества юридического лица – его работник или должностное лицо.
В данных случаях никаких дополнительных обязанностей на лицо, назначенное хранителем, не возлагается, имущество остается во владении должника.
В случае отчуждения имущества хранитель может быть привлечен к уголовной и гражданско-правовой ответственности.
Источник: https://infopedia.su/8xc3a6.html
Сервитут или право ограниченного пользования чужим земельным участком
У собственников земельных участков или иной недвижимости может возникнуть необходимость в проходе, проезде через соседний участок или использовании чужого недвижимого имущества в иных целях, не препятствующих разрешенному использованию участков их владельцами по функциональному назначению. В таком случае они получают возможность требовать права ограниченного использования чужих земельных участков, а его закрепление и называется сервитутом. По своей природе он является типом обременения, а реализация должна осуществляться по правилам ст. 274 ГК РФ.
Сущность сервитута и его правовое обоснование
Справедливость и необходимость сервитута хорошо поймёт каждый владелец недвижимости, которая отделена от подъездных путей или линий электропередачи, водо- и газоснабжения другим земельным участком.
Тогда необходим сервитут, который устанавливается по соглашению между владельцами недвижимости или в силу судебного решения. Он подлежит обязательной государственной регистрации, в том же порядке, как регистрируются все права на недвижимое имущество.
Обычная устная договорённость между гражданами может рассматриваться лишь предпосылкой для образования легитимного сервитута.
Регулируется отношение сторон договорным правом точно так же, как и всякая другая сделка. Её сторонами становятся сервитуарий и собственник служащей вещи. Условия же могут быть любым, если они не противоречат закону.
К примеру, собственник служащей вещи может не заявлять никаких возражений, но требовать установления очень чёткого регламента, в котором были бы расписаны все детали. Впоследствии, если сервитуарий хоть в чём-то от него отклоняется, то и допуска не получает.
Его обращение в суд с жалобой лишь подтвердит, что закон допускает конкуренцию между различными способами защиты прав.
Завершающим фактом в юридическом составе становится акт государственной регистрации сервитута. Она происходит на основании ст. 12 ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ. Запись должна оказаться в подразделе III ЕГРН в качестве записи об ограничениях права собственности и других прав на недвижимое имущество.Соответственно, если владелец решит продать свою недвижимость, то обязан поставить покупателя в известность о том, что имеется официальное обременение, которое отражено документально и занесено в соответствующий реестр.
Если же факт обременения будет скрыт, то это автоматически станет основанием для признания сделки недействительной, со всеми вытекающими из того последствиями.
В отдельных случаях сервитут может быть установлен и тогда, когда предоставляющее участок для ограниченного целевого использования лицо не является его собственником, но он получил право использования или владения на базе каких-то соглашений.
Тогда становятся актуальными ещё и ст. ст. 275 и 276 ГК РФ. Может иметь место и монетизация, поскольку п. 5 ст.
274 ГК РФ предусматривает возможность установления владельцем участка, который предоставит его для каких-то целей, соразмерной платы за сервитут.
Если вещь получила обременение в виде сервитута, то она именуется служащей, а вещь, в пользу которой установлен сервитут, — господствующей. Само же ограниченное право следует судьбе имущества.
Если служащая вещь сменит владельца, то сервитут всё равно сохранится по правилам ст.
216 ГК РФ, которые предусматривают, что прекращения иных вещных прав на имущество при смене собственника не происходит.
Теоретически сервитут выглядит в качестве продолжения одной вещи в рамках другой. У какого-то лица имеется участок земли, но нет проезда к транспортным артериям и доступа к магистральным линиям.В таком случае он требует реализации своих прав установления сервитута, который можно представить в виде «распространения» вещи за её физические пределы. Это и называют господством над служащей вещью.
При этом владелец служащей вещи может получить некоторые неудобства, тогда это компенсируется деньгами, что происходит по договорённости сторон или решению суда.
Возможны и ситуации, когда нахождение господствующей вещи порождает потребность установления сервитута к нескольким вещам, которые перекрывают подъездные пути или создают какие-то другие препятствия.
Объектами сервитута могут быть не только земельные участки, но здания, сооружения и любая другая недвижимость. В судебной практике имеются дела даже об установлении сервитута железнодорожного полотна.
Кроме частного возможен и публичный сервитут, закреплённый в ЗК РФ.
Хотя сами попытки такого рода использовать принципиальный подход сервитута для ограничения прав владельцев недвижимости вызывает озадаченность многих правоведов.
Публичный сервитут устанавливается правилами законов и иными нормативными актами в том случае, если это необходимо для осуществления интересов государства или местного самоуправления.
К примеру, проведения различных хозяйственных работ на частных участках, обеспечения прохода через них и даже использования участка для целей рыболовства или охоты. Нравится это кому-то или нет, но ст. 23 ЗК РФ содержит положения о том, что публичный сервитут так же подлежит государственной регистрации, хотя наличие лица, в пользу которого он осуществляется, не предполагается.
Судебная практика и её обзор, подготовленный высшим судом в 2017 году
Источник: https://zen.yandex.ru/media/rulaws/servitut-ili-pravo-ogranichennogo-polzovaniia-chujim-zemelnym-uchastkom-5defb0a31ee34f00b3a45a32