Ограничения использования земельного участка

Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства

Ограничения использования земельного участка

Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, находящихся в зоне Ж-1 и расположенных в границах зон с особыми условиями использования территории, устанавливаются в соответствии со статьями 37-45 настоящих Правил.

Статья 32.2. Зона застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами

(Ж-2)

Выделяется для размещения для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих малоэтажных многоквартирных жилых домов с минимально разрешенным набором услуг повседневного пользования.

Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:

1. Малоэтажные многоквартирные жилые дома не выше 3 этажей.

2. Блокированная жилая застройка: без приквартирных участков.

3. Общежития.

4. Образование и просвещение: детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы.

5. Клубы.

6. Здравоохранение: пункты первой медицинской помощи.

7. Обеспечение внутреннего правопорядка: опорные пункты охраны общественного порядка.

Условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства:

1. Для индивидуального жилищного строительства.

2. Магазины: отдельно стоящие объекты торговли, временные объекты торговли.

3. Общественное питание: отдельно стоящие объекты дневного пребывания.

4. Бытовое обслуживание: отдельно стоящие объекты, рассчитанные на малый поток посетителей (на 4 раб. места), в том числемастерские мелкого ремонта, ателье, парикмахерские.

5. Гостиничное обслуживание: мини-гостиницы, гостевые дома, мотели.

6. Здравоохранение: аптеки.

7. Социальное обслуживание: отделения связи.

8. Ветеринарное обслуживание: ветлечебницы, без постоянного содержания животных.

9. Спорт: спортивные площадки, бассейны.

10. Водозаборные скважины.

11. Водоочистные сооружения.

12. Водопроводные насосные станции.

13. Административные здания.

14. КНС, распределительные подстанции, газораспределительные подстанции, котельные небольшой мощности.

15. Рынки при условии обеспечения санитарно-защитной зоны до территории жилых домов.

16. Религиозное использование: культовые здания, часовни. 

Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:

1. Коммунальное обслуживание.

2. Отдых (рекреация): детские игровые площадки, площадки для отдыха, открытые спортивно-физкультурные сооружения, иное благоустройство территории.

3. Обеспечение внутреннего правопорядка: размещение объектов пожарной охраны – источников пожаротушения (гидрантов, резервуаров, противопожарных водоемов).

4. Обслуживание автотранспорта: гостевые стоянки объектов общественного назначения.

5. Территории общего пользования: размещение объектов улично-дорожной сети, скверов, малых архитектурных форм благоустройства.

Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

1. Минимальные размеры земельных участков:

а) объектов общественного питания на 50 посадочных мест – 125 кв. м. Данный размер земельного участка установлен с учетом размещения на нем гостевой стоянки посетителей, хозяйственной зоны, зоны подхода посетителей от улиц и дорог населенного пункта.

б) объектов розничной торговли:

торговой площадью 100 кв. м – 800 кв. м;

торговой площадью 250 кв. м – 2000 кв.м;

торговой площадью 300 кв.м – 2100 кв. м;

торговой площадью 400 кв.м – 2800 кв. м.

Данные размеры земельного участка установлены с учетом размещения на нем гостевой стоянки посетителей, хозяйственной зоны, зоны подхода посетителей от улиц и дорог населенного пункта.

в) для иных объектов капитального строительства, предусмотренных
к размещению в данной территориальной зоне – не устанавливаются.

2. Максимальные размеры земельных участков – не устанавливаются.

3. Минимальные отступы от границ земельных участков:

а) красных линий до линий регулирования застройки (до линий застройки) – 4 м;

б) от иных границ земельных участков – не устанавливается.

4. Максимальная этажность зданий – 3 надземных этажа;

5. Максимальная высота зданий – 20 метров в коньке кровли.

6. Максимальная площадь помещений, встроенных в малоэтажные многоквартирные жилые дома:

а) объектов общественного питания – из расчёта до 50 посадочных мест;

б) объектов розничной торговли – до 150 м2 торговой площади.

7. Максимальная площадь объектов розничной торговли – до 400 м2 торговой площади.

8. Минимальный процент озелененной территории жилого квартала (микрорайона) – 30%;

9. Коэффициент плотности застройки – 0,4;

10. Максимальный процент застройки в границах земельного участка, в том числе с хозяйственными постройками:

– индивидуальных жилых домов – 20%;

– жилых домов блокированной застройки – 30%;

– многоквартирных жилых домов – 40%;

– иных объектов капитального строительства – 20%.

11. Между длинными сторонами жилых зданий следует принимать расстояния (бытовые разрывы): для жилых зданий высотой 2-3 этажа – не менее 18 м; между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат – не менее 10 м.

В условиях реконструкции и в других сложных градостроительных условиях указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности и противопожарных требований, а также обеспечении непросматриваемости жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно.

Требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» на территории многоквартирной застройки согласно СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»:

а)    Отводимый под строительство жилого здания земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений;

б)При озеленении придомовой территории жилых зданий необходимо учитывать, что расстояние от стен жилых домов до оси стволов деревьев с кроной диаметром до 5 м должно составлять не менее 5 м. Для деревьев большего размера расстояние должно быть более 5 м, для кустарников – 1,5 м. Высота кустарников не должна превышать нижнего края оконного проема помещений первого этажа;

в)По внутридворовым проездам придомовой территории не должно быть транзитного движения транспорта. К площадкам мусоросборников необходимо предусматривать подъезд для специального транспорта;

г)  Расстояния между жилыми, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать в соответствии с гигиеническими требованиями к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий;

д)На земельных участках должны быть предусмотрены подъезды и проходы к каждому зданию. Места для размещения стоянок или гаражей для автомобилей, должны соответствовать гигиеническим требованиям к санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов;

е)  На придомовых территориях запрещается производить мойку автомашин, слив топлива и масел, регулировать звуковые сигналы, тормоза и двигатели;

ж) На территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок общественных организаций;

12.На территории жилой застройки должно быть предусмотрено размещение площадок, размеры которых и расстояния от них до жилых и общественных зданий принимать не менее:

Площадки Удельные размеры площадок, кв.м на чел Расстояния от площадок до окон жилых и общественных зданий, м
Для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста  0,7 12
Для отдыха взрослого населения 0,1 10
Для занятий физкультурой 2,0 10-40
Для хозяйственных целей и выгула собак 0,3 20 (для хозяйственных целей) 40 (для выгула собак)
Примечания:1. Расстояния от площадок для занятий физкультурой устанавливаются в зависимости от их шумовых характеристик; расстояния от площадок для сушки белья не нормируются; расстояния от площадок для мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых следует принимать не менее 20 м, а от площадок для хозяйственных целей до наиболее удаленного входа в жилое здание – не более 100 м.2. Допускается уменьшать, но не более чем на 50% удельные размеры площадок для занятий физкультурой при формировании единого физкультурно-оздоровительного комплекса микрорайона для школьников и населения.

13. Размещение объектов и помещений общественного назначения, предназначенных для обслуживания населения, должно осуществляться на земельных участках, примыкающих к улицам населенного пункта.

14. Минимальные расстояния до красных линий от стен зданий дошкольных и общеобразовательных учреждений в населенных пунктах городского типа – 25 метров, в сельских населенных пунктах – 10 м.

15. В соответствии с законодательством и нормами строительного проектирования обеспечивается устройство пандусов для доступа маломобильных групп населения в помещения общественного назначения, а также на тротуарах в местах их примыкания к полотну дорог и проездов.

Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 759;

Источник: https://studopedia.net/2_41653_ogranicheniya-ispolzovaniya-zemelnih-uchastkov-i-ob-ektov-kapitalnogo-stroitelstva.html

Ограничения в использовании земель. Право земельного сервитута

Ограничения использования земельного участка

При разработке проекта отвода и вообще проектов землеустройства и проектов организации землеустройства часто возникают ситуации, когда надо устанавливать ограничения по использованию.

Ограничения предусматриваются в объеме, предусмотренным законом или договором.

Согласно классификатору, могут быть установлены следующие ограничения:

1)  правовые

2)  экологические

3)  агротехнические

4)  специальные

Ограничения могут быть обусловлены особым правовым режимом территории, требованиями экологической защиты земель, сохранением плодородия почв и охраны окружающей среды.

К землям с особыми условиями использования на территории, которых устанавливаются ограничения, относятся:

1) охранные зоны;

2) зоны санитарной охраны;

3) санитарно-защитные зоны;

4) зоны особого режима использования земель.

Охранные зоны – это такие зоны с особыми условиями использования земельных участков, которые создаются вокруг особо ценных экологических объектов, историко-ландшафтных и историко-культурных заповедников, вокруг объектов культурного наследия, вокруг гидрометеостанций и других объектов.

Цель таких охранных зон – обеспечение защиты объектов и предупреждения негативного влияния на них в результате человеческой деятельности. В случаях необходимости охранные зоны могут устраиваться на территориях, примыкающих к участкам национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, памятников природы, ботанических садов, парки-памятники садово-паркового искусства и т. д.

Размеры охранных зон определяются согласно их целевому назначению на основе специального обследования ландшафтов и хозяйственной деятельности на примыкающей территории.

Режимы охранных зон территории и объектов природно-заповедного фонда определяются и с учетом характера хозяйственной деятельности на близлежащих территориях и на основе оценки его влияния на окружающую среду.

В охранных зонах не допускается строительство промышленных и других объектов; развитие хозяйственной деятельности, которая приводит к отрицательному влиянию на территорию (на основе экологической экспертизы).

Решение утверждается гос. органами об установлении этих режимов.

Правовая база для установления таких зон: Постановление Кабмина Украины, законы Украины (о транспорте, о водоохране, природных ресурсах) и другие нормативно-технические документы, которые утверждаются в соответствующем законодательном порядке.

В охранных зонах и объектах экологического значения – объекты реперной сети – наиболее строгий режим (станции, посты, пункты наблюдения за водным режимом).

Запрещается в таких зонах:

– строительство и размещение любых зданий и сооружений;

– стоянок автомобильного и водного транспорта и др. механизмов;

– сооружение оросительных и осушительных систем;

– выполнение горных, взрывных, монтажных и других работ, вызывающих нарушение почвы;

– добыча полезных ископаемых;

– высаживание деревьев и кустарников;

– свалки мусора;

– расположение кладбища;

– бросать якоря;

– дноуглубительные и землечерпательные работы;

– выделять участки для вылова рыбы.

Охранные зоны железных дорог. Для обеспечения сохранения прочности и стойкости сооружений, сохранности устройств и других объектов ж/д транспорта.

Охранные зоны автодорог. Запрещается:

– строительство жилых домов и хозяйственных сооружений;

– сливать отработанные смазочные масла на землю или дорожное покрытие;

(ограничение в зависимости от категории дороги и колеблется от 100 до 35м от края проезжей части)

– мыть транспортные средства;

– портить оснащенные места стоянок, повреждать зеленые насаждения.

https://www.youtube.com/watch?v=nMnayBARv08

Охранные зоны вдоль электрических сетей устанавливаются вдоль воздушных ЛЭП в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных условными вертикальными плоскостями по обе стороны от крайних проводов на расстоянии от 2 до 40м в зависимости от напряжения ЛЭП. Для трансформаторных подстанций охранная зона устанавливается по периметру. Вдоль подземных и подводных кабелей – 1м или более.

Запрещаются любые действия, приводящие к нарушению нормального функционирования ЛЭП (по правилам охраны электросетей).

Зоны санитарной охраны создаются для санитарно-эпидемиологической защиты уязвимых экологических или рекреационных объектов. Основанием для определения таких зон является закон о питьевой воде и водоснабжении. Зоны санитарной охраны централизованного водоснабжения делятся на 3 пояса особого режима, они входят в состав водоохранных зон.

Первый – пояс сурового режима (территория размещения водозабора, площадка водопроводных сооружений или водопроводный канал). Второй и третий – пояс ограничений и наблюдений (включает территорию, отведенную для обеспечения охраны объектов центрального питьевого водоснабжения, хозяйственная и другая деятельность ограничивается).

Такое же подразделение имеют зоны курортов.

Санитарно-защитные зоны создаются с целью обособления территории жилой застройки от экологически опасных объектов. Такие зоны предназначены для минимизации следствий действия этих объектов. Создаются вокруг объектов, являющихся источниками выделения вредных веществ, запахов, повышенного уровня шума, вибрации, электромагнитных полей и излучений и т. п.

Важной особенностью таких объектов является то, что в их границах запрещается строительство жилых объектов и объектов, связанных с постоянным проживанием там людей.

Если вследствие нарушения установленных границ и режима зоны возникает необходимость в отселении жителей, такие вопросы решаются органами исполнительной власти и местного самоуправления и финансируются из бюджетных средств.

Зоны особого режима использования. Этот режим распространяется на земли, предоставленные для потребности обороны государства.

В их состав входят земли под военными объектами, также пограничная полоса и контролируемый пограничный район. Режимы использования определены постановлением Кабмина «О пограничном режиме».

С/х районирование в пограничной полосе (и др.) проводится в соответствии с согласованием с погранвойсками.

Право земельного сервитута

Статья 98. права земельного сервитута

1. Право земельного сервитута – это право собственника или землепользователя земельного участка на ограниченное платное или бесплатное пользование чужим земельным участком (участками).

2. Земельные сервитуты могут быть постоянными и срочными.

3. Установление земельного сервитута не ведет к лишению собственника земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, прав владения, пользования и распоряжения им.

4. Земельный сервитут осуществляется способом, наименее обременительным для собственника земельного участка, относительно которого он установлен.

Статья 99. Виды права земельного сервитута

Собственники или землепользователи земельных участков могут требовать установления следующих земельных сервитутов: а) право прохода и проезда на велосипеде; б) право проезда на транспортном средстве по имеющейся дороге; в) право прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, других линейных коммуникаций; г) право прокладывать на свой земельный участок водопровод из чужого природного водоема или через чужой земельный участок; ґ) право отвода воды со своего земельного участка на соседний или через соседний земельный участок; д) право забора воды из природного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прохода к природному водоему; е) право поить свой скот из природного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прогона скота к природному водоему; є) право прогона скота по имеющейся дороге; ж) право установления строительных лесов и складирования строительных материалов с целью ремонта строений и сооружений; з) др. земельные сервитуты.

С одной стороны, право земельного сервитута расширяет право лица, у которого появляется возможность использовать чужой участок, с другой – ограничивает право собственника (пользователя).

Постоянный сервитут обеспечивает их владельцам возможность непрерывного использования земельного участка, на котором установлен сервитут (право провести водопровод).

Непостоянный сервитут – не могут осуществляться непрерывно (право прохода, проезда, прогона скота). Но юридически этим правом можно воспользоваться в любое время.

Сервитут бывает сельский (дорожные, водные и прочие) и городской (право установления строительных лесов, право складирования материала с целью ремонта зданий и сооружений, право прохода и проезда, запрета строительства определенных сооружений и др.).

Ограничения в использовании земель. Право земельного сервитута. – 3.0 5 7 votes

Источник: http://kadastrua.ru/stati/897-ogranicheniya-v-ispolzovanii-zemel-pravo-zemelnogo-servituta.html

Вид разрешенного использования земельного участка как ограничение права

Ограничения использования земельного участка

Грунтов, Д. В. Вид разрешенного использования земельного участка как ограничение права / Д. В. Грунтов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.6 (110.6). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27567/ (дата обращения: 29.10.2020).



В статье предпринята попытка анализа действующего законодательства, предусматривающего виды разрешенного использования земельных участков. Аргументируются выводы о необходимости совершенствования действующего градостроительного законодательства в части детализации понятия «вид разрешенного использования земельного участка».

Ключевые слова: земельный участок, вид разрешенного использования, ограничение права, градостроительное законодательство.

Включение земельных участков в гражданский оборот предопределило необходимость определения правового режима земельного участка не только как объекта природы, но и объекта гражданских прав, то есть вещи, которая свободно может переходить от одного лица к другому, и использоваться собственником только лишь на его усмотрение без каких-либо ограничений [6, c. 2].

При этом зачастую в пользу данного подхода трактуется и статья 35 Конституции Российской Федерации, в которой содержатся положения о неприкосновенности частной собственности [5].

Однако такой подход в корне неверен, так как земельный участок является очень специфическим видом материальных ресурсов, к использованию и охране которого необходимо предъявлять особые и зачастую весьма высокие требования.

Соответственно, российское законодательство в данной сфере предусматривает, что приобретение прав на земельные участки различными субъектами сопровождается возложением на них определенных обязанностей. Поэтому вполне логичным является то обстоятельство, что «… в процессе выполнения этих обязанностей возникают ограничения на реализацию любого права на землю [6, c. 3]».

Ограничения прав на земельные участки, которые предусматриваются действующим законодательством, весьма разнообразны.

Однако представляется, что характеристика разрешенного использования, как основного ограничения, устанавливаемого земельным законодательством, является актуальным и своевременным в условиях необходимости обеспечения согласованного применения норм земельного, гражданского и градостроительного законодательства.

Длительное время единая классификация видов использования земельных участков отсутствовала, что приводило к серьезным различиям в их установлении в разных субъектах Российской Федерации. Только в 2014 году вышел Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков [7]».

Понятие «разрешенного использование земельного участка» вводилось постепенно, раскрываясь во множестве различных нормативно-правовых актов, на протяжении 1991–1998 года, в частности, в законах субъектов Российской Федерации. В юридической литературе, начиная с середины 90-х гг.

прошлого столетия, делались попытки дать его научное определение [9]. Так, Г. С. Башмаков, З. С. Беляева и И. А.

Иконицкая понимают под разрешенным использованием земельного участка его совокупное целевое назначение, а также требования к его использованию, которые вытекают из территориального планирования и зонирования и из установленных для него ограничений и обременений. Схожую дефиницию дает и Е. А.

Сухова: «Разрешенное использование представляет собой результат отнесения участка к соответствующей категории земель, территориального зонирования, установления ограничений и сервитутов, если таковые предусмотрены законодательством [9]».

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка значительно влияет не только на возможные варианты его использования, но и на затраты его правообладателей, связанные как с непосредственной эксплуатацией участка и расположенных на нем зданий, строений и сооружений, так и с осуществлением деятельности по строительству, реконструкции либо перепрофилированию текущей хозяйственной деятельности [6, с. 2].

Градостроительный регламент определяет виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации [1]), а также предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (статья 38 ГрК РФ). Вместе с этим, ГрК РФ не содержит ни определения понятия «вид разрешенного использования», ни систематизированной классификации «видов разрешенного использования», ни правил формирования «вида разрешенного использования», ни отсылок к другим федеральным правовым актам, которые регулировали бы эти вопросы.

Источник: https://moluch.ru/archive/110/27567/

Общие и специальные ограничения при использовании земли

Ограничения использования земельного участка

Сервитут и право ограниченного пользования, чужим земельным участком — синонимы. Сервитуты предусматривались еще в римском праве как права на чужую вещь и имели несколько разновидностей. Современное российкое гражданское право рассматривает сервитут как право одного лица пользоваться в установленном объеме недвижимым имуществом другого лица.

В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества, в том числе земельного участка, вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Такого рода сервитут Земельный кодекс называет частным сервитутом.

Он может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника земельного участка, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Земельный кодекс ввел также понятие публичного сервитута, который представляет собой отношения, которые прежде рассматривались чаще как установленные законодательством ограничения прав на землю.

Публичный сервитут устанавливается в интересах не отдельного собственника земельного участка, а для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, в случаях, когда не требуется изъятия земельного участка.

Публичные сервитута могут устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона скота через земельный участок;

7) сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких участков в пределах земель лесного фонда;

8) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерациии или органа местного самоуправления.

Так, Основными положениями Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.

, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. № 1535 (п. 4.

10), установлены публичные сервитута для продаваемых застроенных земельных участков, в соответствии с которыми собственники указанных земельных участков обязаны обеспечить:

а) безвозмездное и беспрепятственное использование объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которые существовали на момент передачи земельного участка в собственность;

б) возможность размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

в) возможность доступа на участок соответствующих муниципальных служб для ремонта объектов инфраструктуры. Изменение указанных и введение новых публичных сервитутов может осуществляться лишь федеральным законом или принятыми в соответствии с федеральным законом нормативно-правовыми актами.

В других нормативных актах указывается только на возможность установления того или иного публичного сервитута, как, например, в Федеральном законе «О гидрометеорологической службе» от 19 июля 1998 г. №113-ФЗ (п. 4 ст.

13): «На земельные участки, через которые осуществляется проход или проезд к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть, могут быть установлены сервитута в порядке, определенном законодательством Российской Федерации».

В этом случае для установления сервитута необходимо издание нормативного акта соответствующим субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут, определяются и права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута (п. 2 ст. 41 ЗК РФ).

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. Частный сервитут может быть установлен в интересах не только собственника земельного участка, но и лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или пользования.

Обременение земельного участка сервитутом, как гласит п. 2 ст. 274 ГК РФ, не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Причем осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен (п. 5 ст. 23 ЗК РФ).

И публичный, и частный сервитут может быть срочным или постоянным, т. е. устанавливаться на определенный срок либо без указания определенного срока.

Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. Требование соразмерной платы возможно и при установлении публичного сервитута, но только в том случае, если оно привело к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

В случае недостижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, также могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

И на публичные, и на частные сервитуты распространяется норма ст. 275 ГК РФ о том, что сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками земельного участка, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Как и все другие права на землю, сервитуты подлежат государственной регистрации. В соответствии со ст.

27 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный организацией по учету соответствующего объекта недвижимости план, на котором отмечена сфера действия сервитута. Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление плана земельного участка не требуется.

Источник: https://studopedia.su/2_38440_obshchie-i-spetsialnie-ogranicheniya-pri-ispolzovanii-zemli.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.