Ограниченный участок территории

Что такое неразграниченная государственная собственность на землю?

Ограниченный участок территории

Большинство земель в России находится в государственном владении. Государственные земельные наделы могут находиться под юрисдикцией органов власти разного уровня, в зависимости от порядка разграничения таких наделов, а могут быть неразграниченными.

Для неразграниченных земель действует особый порядок оборота и предоставления в пользование гражданам и юридическим лицам.

Понятие и виды государственной собственности на землю

К землям, находящимся в государственной собственности, относятся такие наделы, которые не принадлежат гражданам, частным организациям или муниципальным образованиям, согласно пункту 1 ст. 16 ЗК РФ.

Все участки, находящиеся в частных руках, имеют определённые границы и зарегистрированного владельца в ЕГРП, а государственные земли могут, как иметь собственника в лице органа исполнительной власти, так и быть неразграниченными. Пункт 2 ст. 16 ЗК РФ определяет следующие виды государственной собственности:

  • Федеральные земельные участки;
  • Земли, находящиеся в собственности региональных властей;
  • Земли муниципалитетов;
  • Неразграниченные земельные наделы.

Законодательное регулирование

Разграничение земель началось в 2001 году с принятием закона «О разграничении земель…», но переход участков в собственность местных властей происходил очень медленно, и в 2006 году данный закон утратил силу, и порядок разграничения государственных земельных владений стал определяться следующими законами:

  • Земельным кодексом (ЗК РФ);
  • Законом № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Гражданским кодексом РФ;
  • Иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.

Земельный кодекс определяет понятия государственной, региональной и муниципальной собственности, а закон № 137 определяет разграничение отдельных видов участков.

Гражданское законодательство регулирует понятия собственности и использования недвижимости без права владения (аренда, сервитут и т.д.), такими способами могут использоваться неразграниченные земли.

Согласно п. 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся:

  • Земли правительственных зданий и учреждений;
  • Участки казённых и унитарных предприятий;
  • Участки Академии наук и связанных с ней организаций;
  • Земли госкомпании Росавтодороги.

Участки городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) регулируются федеральным законодательством как земли отдельных субъектов РФ.

Как вы считаете, нужно ли разграничивать земли?НужноНе нужноЗатрудняюсь с ответом

Какие земли могут быть в неразграниченной государственной собственности?

Таким образом, к неразграниченной собственности относятся следующие участки:

  • Сельскохозяйственные участки;
  • Земли, изъятые из оборота или ограниченные в нём;
  • Неразграниченные земли внутри поселений;
  • Незанятые строениями участки, предназначенные для промышленности.

К последней категории обычно относят бывшие сельскохозяйственные земли, которые в силу различных факторов (воздействие техногенной среды, природные катаклизмы и т.д.) стали непригодны для использования в сельском хозяйстве и переведены в категорию промышленных земель.

Самый большой процент неразграниченных земельных наделов – это сельскохозяйственные территории, находящиеся в значительном отдалении от поселений и имеющие вид разрешённого пользования, исключающий возможность возведения долговременных построек, например, участки для полевого подсобного хозяйства или огородничества.

Предназначение и использование неразграниченных земель

Отсутствие зарегистрированного в Росреестре права владения неразграниченными землями за конкретны органом власти не является препятствием для использования таких земель (п. 1. ст. 3.3 ФЗ № 137). Неразграниченные земельные наделы могут быть использованы следующими способами:

  • Путём предоставления в пользование муниципалитетам или субъектам федерации;
  • Предоставлением частным лицам и компаниям в аренду или безвозмездное пользование;
  • Путём разграничения для дальнейшего использования.

Использование земель из числа неразграниченной собственности происходит в порядке их предоставления заявителям уполномоченными органами власти. Такими органами могут выступать, согласно п. 2 ст. 3.3 закона № 137:

  • Городские власти;
  • Органы самоуправления поселений;
  • Власти муниципальных округов.

При предоставлении неразграниченных земель в аренду, доходы от такой аренды будут направляться в бюджет местных (городских или муниципальных) властей, обладающих полномочиями на заключение арендных соглашений (п. 15 ст. 3.4 ФЗ № 137).

Институт развития жилищной сферы вправе контролировать использование муниципальными и городскими властями неразграниченных земель и подавать таким властям заявления о переводе управления неразграниченными землями на федеральный уровень, если федеральное управление будет целесообразным с точки зрения единого института развития.

Предоставление неразграниченных территорий городов федерального значения, а также федеральных и межрегиональных трасс находится в ведении федерального правительства.

Необходимость и порядок разграничения земель

Разграничение земельных участков, находящихся во владении государственных властей, осуществляется в целях:

  • Предоставления участков разграниченных земель в собственность частным лицам;
  • Развития территории и привлечение инвестиций;
  • Реализации местных и региональных социальных программ, связанных с предоставлением земельных участков нуждающимся;
  • Снятия участков с государственного баланса и перевод их на баланс регионов;
  • Реализации программ регионального развития;
  • Возможности собственникам строений полноправно распоряжаться участками под ними.

Последняя цель реализует исключительное право на земельный надел, возникающее у собственника недвижимости на таком наделе.

Если на неразграниченных землях в рамках их законного использования были возведены строения, правом собственности на которые обладают местные органы исполнительной власти или частные лица, то такие лица могут оформить земли в собственность, но прежде этого данные земли подлежат разграничению.

Процедура разграничения имеет следующий порядок:

  1. Глава муниципального или регионального органа власти подаёт заявление в федеральное Министерство земельных отношений с заявлением о разграничении земли, приложив документы;
  2. Уполномоченный на решение вопросов распределения земель комитет министерства рассматривает заявление в течение 30 дней;
  3. Выносится решение о разграничении земли в собственность органа власти, представляемого заявителем, или об отказе в разграничении;
  4. При положительном решении заявитель осуществляет кадастровые работы по согласованию с федеральным комитетом;
  5. После получения кадастровых документов регистрируется право муниципальной собственности.

Вместо главы муниципального района заявление может подать его заместитель или уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов.

В тексте заявления следует указать:

  • ФИО и должность заявителя;
  • Полное наименование органа исполнительной власти, который представляет заявитель;
  • Основания для разграничения земель в пользу данного органа власти;
  • Кадастровый номер земельного надела;
  • Реквизиты проекта межевания запрашиваемых земель;
  • Цели и план использования участка.

К заявлению нужно приложит следующие документы, в зависимости от целей разграничения:

  • Проект межевания территории (если земля разграничивается в целях строительства);
  • Комплексный проект развития территории;
  • План предоставления участков гражданам;
  • План застройки территории;
  • Свидетельство о праве муниципальной или региональной собственности на строения, расположенные на запрашиваемых землях.

При получении положительного решения заявителю выдаётся скорректированная федеральным комитетом схема, содержащая информацию о площади и расположении неразграниченного участка земли.

На основании такой схемы заявитель должен заказать в геодезической фирме, имеющей соответствующую лицензию, кадастровые работы, направленные на определение точных границ предоставленной земли, после чего нужно утвердить полученный межевой план в федеральном комитете. Регистрация муниципального права собственности происходит путём обращения представителя местных властей в отделение Росимущества.

Итак, под неразграниченной государственной земельной собственностью понимаются участки, управление которыми не отнесено к федеральным, региональным или муниципальным властям.

Неразграниченные земли могут использоваться как после их разграничения, в результате которого они перейдут к конкретному органу власти, так и без разграничения, тогда земли могут предоставляться в пользование (но не собственность) частных лиц по их заявлению местным властям.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/nerazgranichennaja-gosudarstvennaja.html

Вс рф разъяснил, как решать споры о праве прохода через чужой участок

Ограниченный участок территории

Верховный суд РФ обобщил практику отечественных судов по искам об установлении сервитута. К сожалению, это слово слишком хорошо знакомо немалому количеству дачников и садоводов. А для тех, кому повезло не знать, что такое сервитут, разъясним: это право пользоваться проездом или проходом через чужой участок, для того чтобы попасть на свои сотки.

В прошлые времена, когда садовых участков было не так много, все дачи строились с учетом того, что зайти или заехать на свой участок хозяин мог легко. И сервитут был чем-то экзотическим, про него знал лишь узкий круг юристов.

У подмосковных дачников появится “скорая юридическая помощь”

Но со временем земельных участков в собственности граждан и всевозможных юридических лиц стало в разы больше, да и уже существующие участки стали делиться или сливаться с невероятной скоростью.

Один участок наследники могли раздробить на несколько и продать.

Покупатели могли на своих сотках снести старый дом и построить новый в другом месте, да так, что подъехать к нему стало проблемно. Плюс к этому в некоторых регионах местная власть могла перед старыми дачными участками продать бывшее поле под некий объект.

Итог – прежние подъезды к участкам исчезли под ковшом экскаватора. В общем, вариантов установления сервитута стало так много, что перечислить все очень трудно.

В итоге в наших судах иски об установлении сервитута стали встречаться почти повсеместно и в немалом количестве.

Про сервитут сказано в Гражданском и Земельном кодексах.

Так, в статье 274 Гражданского кодекса записано, что собственник недвижимости вправе требовать от хозяина соседней земли, а иногда и у нескольких собственников участков предоставления ему права “ограниченного пользования” их наделами.

Сервитут устанавливается в нескольких случаях: для прохода или проезда через соседний участок, для строительства или эксплуатации линейных объектов (газ, вода, свет и т.д.) и для “других нужд” собственника недвижимости, который ничего не может сделать без сервитута.

Обязателен ли сервитут? Нет. Соседи могут договориться миром. Но если не получается, то проблему решит суд, который и установит сервитут.

Надо знать, что сервитут подлежит регистрации, как регистрируют право собственности. Но сервитут – это необязательно обуза на всю оставшуюся жизнь.

Если исчезнут основания, по которым его установили, то и сервитут может быть прекращен (статья 276 Гражданского кодекса).
Росреестр: Отсутствие межевания не лишает права на землю

Верховный суд РФ в своем обзоре подчеркнул несколько главных положений, которые суды должны учитывать и исполнять, а гражданам желательно их знать.

Так, не положено устанавливать сервитут, если требуется проход или проезд к самовольной постройке. Как пример Верховный суд привел решение коллег по подобному спору.

Некая фирма потребовала пожизненный сервитут через участок дачника для прохода к своему вновь построенному зданию, как сказано в иске: “в целях обслуживания этого здания”. Суд коммерсантам отказал, так как выяснилось, что они без разрешения на месте старого склада возвели огромный капитальный объект.

Но так как построили они здание без документов, то права собственности у них на него нет. Значит, ни о каком сервитуте не может быть и речи.

Еще одно важное положение, на которое обратил внимание Верховный суд. Сервитут можно устанавливать только в том случае, если у собственника участка нет никакой другой возможности попасть к себе иначе, как через участок соседа. Как пример приведен спор двух соседей.

Один из них попросил суд установить сервитут, так как дорога к его дому идет через соседний участок. Но суд выяснил, что к дому истца можно попасть необязательно через чужую землю. Есть и другая дорога.

Да, она в плохом состоянии, и ехать по ней дольше, но раз другой путь есть, то никаких неудобств соседу причинять не стоит.

Соседи могут договориться миром. Но если не получается, то проблему решит суд, который и установит сервитут

Есть другой аспект, который надо учитывать. Если после установления сервитута собственник участка, через который будет проезд, не сможет использовать свою землю, разрешать сервитут нельзя. Такая ситуация сложилась в споре некой фирмы и гражданина, на участке которого были инженерные сети, трубы канализации и насосная станция.

Все это хозяйство использовалось фирмой для обслуживания своих объектов, вот она и попросила бессрочного сервитута соседнего участка. Рассмотрение спора в суде показало, что некогда это был один участок, который разделили и часть продали фирме.

Владелец второй части неоднократно просил коммерсантов убрать инженерные сети со своей земли.

Верховный суд разобрался с неплательщиками в садовых товариществах

Суд выяснил, что это можно было сделать, но фирма заупрямилась. Теперь, решил суд, если фирме разрешить сервитут, то собственник земли фактически не сможет ею пользоваться и отказал в иске.

Сервитут – удовольствие платное для тех, кто его попросил. Верховный суд подчеркнул – плату за сервитут устанавливает суд исходя из “принципов разумности и соразмерности, площади и срока установления сервитута”.

Это может быть разовая выплата, а может, и периодические платежи. А еще Верховный суд напомнил, что плату за пользование сервитутом можно менять – увеличивать ее или уменьшать.

Но это можно делать лишь в случае, если у собственника участка, обремененного сервитутом, изменится объем ограничений его прав.

И последний момент, на который обратил внимание Верховный суд в своем обзоре, – если в государственном кадастре недвижимости нет сведений об участке, обремененном сервитутом, то это не препятствует регистрации самого сервитута.

Источник: https://rg.ru/2017/11/27/vs-rf-raziasnil-kak-reshat-spory-o-prave-prohoda-cherez-chuzhoj-uchastok.html

Узнаём, есть ли ограничения по использованию участка? 2-ой способ

Ограниченный участок территории

В предыдущей статье мы рассказали про первый способ узнать информацию про ограничения на земельном участке. Знать об ограничениях очень полезно, особенно при покупке участка. Некоторые собственники не подозревают об имеющихся ограничениях на своем участке, которым пользуются уже несколько лет.

Узнаём, есть ли ограничения по использованию участка? 2-ой способ

Ограничения могут быть разными. Так, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление нескольких видов зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ).

Например, в составе земель промышленности в целях обеспечения безопасности населения могут устанавливаться охранные, защитные, санитарные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Земельные участки, которые включены в такие зоны, у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон (п. 3 ст.

87 ЗК РФ).

Например, в населенных пунктах на земельных участках в границах охранных зон объектов системы газоснабжения не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения; не разрешается препятствовать организации – собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Узнаём, есть ли ограничения по использованию участка? 2-ой способ

Поскольку ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу, то ст.

37 ЗК РФ установлено, что покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков. Данное требование применяется также в случаях обмена земельного участка, передачи его в аренду.

Ограничения на участок будут отражены в выписке из ЕГРН, которую можно заказать в МФЦ примерно за 300 р. Мы же рассказываем о способах, как узнать об ограничениях бесплатно.

Теперь перейдем непосредственно к инструкции: как узнать ограничения на участке

1. Открываем Публичную кадастровую карту на сайте Росреестра. Жмем на значок лупы (1) и вводим кадастровый номер своего участка (2), который узнаем заранее из своих правоустанавливающих документов, нажимаем “Найти”.

Узнаём, есть ли ограничения по использованию участка? 2-ой способ

2. Видим наш участок и его характеристики.

Узнаём, есть ли ограничения по использованию участка? 2-ой способ

Снова нажимаем на лупу, на панели инструментов заходим в меню “Управление картой”.

Узнаём, есть ли ограничения по использованию участка? 2-ой способ

В меню ставим галочки напротив “Зоны с особыми условиями использования территории” и “Космические снимки”.

Узнаём, есть ли ограничения по использованию участка? 2-ой способ

3. Подгружается космические снимки и зоны с ограничениями, которые показаны зеленым.

Узнаём, есть ли ограничения по использованию участка? 2-ой способ

На этом этапе видно, какая именно часть вашего участка попадает под ограничения. Чтобы посмотреть характеристику зоны, которая вводит ограничения, щелкаем на значок “Управление картой”, затем на лупу, затем на слово “Участки”, появляется выпадающий список и видим такое окно.

Узнаём, есть ли ограничения по использованию участка? 2-ой способ

Далее жмем на ЗОУИТ, а затем мышкой на зеленую зону, которая проходит по нашему участку. Появляется информация о зоне, ограничивающей наш участок в использовании.

Узнаём, есть ли ограничения по использованию участка? 2-ой способ

Прокручиваем ниже, ищем строку “Органичение”. В ней написаны реквизиты акта органа власти, в котором описано что нельзя делать на той части участка, на которую распространяется ограничение. Вбиваем эти реквизиты в поисковике и читаем про ограничения.

Надеемся, что статья оказалась полезной. Ставьте лайки и подписывайтесь на канал – будет больше интересных статей.

Также читайте:

Узнаём, есть ли ограничения по использованию участка? 1-ый способ

Источник: https://zen.yandex.ru/media/geograf/uznaem-est-li-ogranicheniia-po-ispolzovaniiu-uchastka-2oi-sposob-5aeb3d569d5cb343d6ff77af

Обзор Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа

Ограниченный участок территории

Обзор судебной практики Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа “Вопросы о представлении в собственность земельных участков, ограниченных в обороте”

В современных условиях развития экономики государства, реализации мер, направленных на укрепление малого и среднего бизнеса в России, актуальными являются вопросы применения законодательства, регулирующего земельные правоотношения.

Фактически по стране идет вторая волна приватизации, связанная с приобретением в собственность земельных участков, что обусловливает значительное увеличение судебных споров.

Об этом свидетельствует увеличение в 2008 г. почти в два раза количества дел с применением законодательства, регулирующего земельные правоотношения. Так, если в 2007 г.

арбитражными судами было рассмотрено 8 150 дел по спорам, предметом которых являлись земельные участки, то в истекшем году таких дел рассмотрено 15 279.

Около половины рассмотренных дел (48,2%) связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств из совершения сделок с землей.

В первом полугодии 2009 г. Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа рассмотрено 103 дела соответствующей категории.

При рассмотрении таких споров зачастую возникают вопросы о правомерности заключения договоров купли-продажи, о действительности ненормативных правовых актов и о законности действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц по предоставлению (отказу в предоставлении) в собственность индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам земельных участков, входящих в состав особо охраняемых природных территорий.

Земельные участки в Российской Федерации являются объектами гражданских прав и согласно ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу.

Отнесение земельных участков к объектам недвижимости явилось основанием закрепления специального правового режима их определения в гражданском обороте.

В частности, при отчуждении земельного участка требуется указание данных, позволяющих определенно установить земельный участок (данные кадастрового учета).

Продавец обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка, ограничениях его использования, о государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на него, особенностях момента возникновения права собственности у приобретателя этого имущества, его передачи и т. д.

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ, По общему правилу земельные участки могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица), если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте законодательными актами.

Пунктом 4 ст. 27 ЗК РФ устанавливается исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых из оборота.

При этом к земельным участкам, изъятым из оборота, отнесены в первую очередь государственные природные заповедники и национальные парки как особо охраняемые природные территории, находящиеся в федеральной собственности.

Изъятыми из оборота являются земли, на которых расположены объекты, обеспечивающие государственную безопасность и оборону, а также объекты атомной промышленности государства.

Поскольку п. 2 указанной статьи не позволяет предоставлять такие участки в собственность, у судов не возникает вопросов при рассмотрении споров, объектом которых являются земельные участки, изъятые из оборота.

Вместе с тем суды испытывают затруднения при рассмотрении споров, объектом которых являются земельные участки, ограниченные в обороте.

В соответствии с подп. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ к таковым относятся земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно ст. 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан.

В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством РФ.

Охрана курортов и их земель, относящихся к особо охраняемым природным территориям, согласно п. 2, 3 ст. 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах”, п. 1 ст.

2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях” осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

В соответствии с Федеральным законом “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” постановлением Правительства РФ от 07.12.

96 N 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, которым установлено, что для охраны особо охраняемых природных территорий создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны. В составе округа выделяется до трех зон.

Из п. 2 ст. 27 ЗК РФ следует, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” не подлежат отчуждению земельные участки, в том числе в составе земель особо охраняемых природных территорий.

Практика рассмотрения таких дел различна.

Так, по одному из дел Общество в порядке ст. 36 ЗК РФ обратилось в администрацию Кировского района с заявлением о приобретении в собственность земельного участка площадью 18 575 кв. м., на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий Обществу на праве собственности.

Арбитражный суд Приморского края, рассмотрев 22.02.06 дело по заявлению Общества о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом муниципального образования “Кировский район” об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в пгт. Кировский, отказал в удовлетворении требования Общества.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/32852157/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.