Ооип это

Содержание

Органы опеки: как они устроены, почему они отбирают детей, и какие законы регулируют их деятельность? | Милосердие.ru

Ооип это

Справка, подготовленная юристом Синодального отдела по церковной благотворительности.

Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Получив от суда, органов социальной защиты, ЗАГС, правозащитных органов, соседей, родственников ит.д.

информацию о необходимости участия в жизни ребенка и оказания ему помощи, органы опеки и попечительства (ООиП), после проверки и подтверждения данной информации, принимают необходимые меры защиты путем устройства ребенка в учреждения и семьи. В дальнейшем ООиП осуществляют постоянный надзор (контроль) за деятельностью опекунов (попечителей).

  • обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

    Одной из важнейших задач органов опеки и попечительства является предотвращение насилия по отношению к детям. Приоритетом этой работы должно быть сохранение здоровой семьи, профилактика насилия.

    Однако случаи, когда иного выхода, кроме лишения изуверов-родителей родительских прав, просто не остается, к сожалению, не так уж редки. При этом недостаточно грамотная организация работы органов опеки приводит к тому, что ведомству не доверяет огромный процент россиян.

    Практически общей темой уже стали рассуждения о том, что функции, прописанные у опеки законодательно, отличаются излишне карательной направленностью.

    Заметив неблагополучие в семье, органы опеки имеют крайне мало возможностей вмешаться на ранней стадии. Профилактическая психологическая работа развита плохо, возможности опеки, по сути, ограничиваются лишением родительских прав. В результате нередко можно встретить возмущение действиями опеки, забравшей ребенка из более-менее благополучной, с точки зрения общества, семьи в детский дом.

    В связи с чем прекрасно понимающие, что ребенок отправится в детский дом, органы опеки и попечительства зачастую намеренно игнорируют проблемы в семье, пока ситуация окончательно не выйдет из-под контроля.

    Серьезной проблемой является также и то, что отсутствуют единые критерии деятельности ООиП, единые подходы в принятии решений, даче заключений и т.д., т.е. отсутствует единая правоприменительная практика.

    Значимой является проблема наличия ничем не обоснованных нормативов штатной численности специалистов по защите прав детей. Еще одним негативным фактором является раздробленность органов опеки и попечительства.

    Поскольку непосредственное наделение того или иного органа местного самоуправления соответствующими функциями происходит на уровне регионального законодательства, то в каждом субъекте РФ этот вопрос решается самостоятельно.

    Кроме того, при принятии решений органы опеки и попечительства по существу бесконтрольны. В настоящее время по отношению к ООиП нет системы вертикального подчинения.

    Единственными организациями, осуществляющими посильный контроль за их работой, являются прокуратура и суд.

    Поэтому вполне очевидно, что возникла необходимость реформы органов опеки, пересмотра требует законодательство, прописывающее функции и возможности опеки.

    Сейчас отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

    В целях совершенствования законодательства в части обеспечения эффективной организации работы ООиП по раннему выявлению семей с детьми, находящихся в кризисной ситуации, защите прав таких детей, и сохранению семьи в настоящее время разработан законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства».

    Законопроект регулирует вопросы введения в России института так называемого «социального патроната», что вызывает сейчас у общественности резкую и небезосновательную критику, т.к. имеет ряд существенных недостатков.

    В частности, расширяя практику произвольного вмешательства органов опеки и попечительства в жизнь практически любой семьи, являясь механизмом давления на нее, законопроект не нацелен на положительный результат по сохранению семьи путем введения социального патроната.

    Другой законопроект — «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» — предусматривает создание механизма общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для таких детей. Фактически этот законопроект предполагает создание еще одного вида формальных контролирующих органов, с сомнительной компетентностью его членов, размытостью форм и результатов их деятельности и отсутствием инструментов для реального участия в улучшении жизни детей.

    Безусловно, органы опеки, как и вся политика в области семьи, нуждаются в реформе.

    Необходимо развивать законодательство о социальном сопровождении семьи, но оно должно быть направлено на создание индивидуальной программы помощи семье, согласованной с членами семьи, которая будет включать профилактическую работу квалифицированных специалистов с потенциально неблагополучными семьями и направлена, прежде всего, на сохранение семьи.

  • Источник: https://www.miloserdie.ru/article/organy-opeki-kak-oni-ustroeny-pochemu-oni-otbirayut-detej-i-kakie-zakony-reguliruyut-ih-deyatelnost/

    Органы опеки и попечительства как участники института опеки и попечительства

    Ооип это
    

    В статье рассматриваются модели формирования органов опеки и попечительства, функции органов опеки и попечительства, полномочия органов опеки и попечительства, а также проанализированы подходы к пониманию органов опеки и попечительства как участника института опеки и попечительства.

    Ключевые слова: опека и попечительство, воспитание, несовершеннолетние, недееспособные, органы опеки и попечительства.

    The article considers models of formation guardianship and trusteeship agencies, functions guardianship and trusteeship agencies, competency guardianship and trusteeship agencies, and also analyzes approaches to the understanding guardianship and trusteeship agencies as participants of the institution of guardianship.

    Key words: guardianship, upbringing, minors, incapacitated, guardianship and trusteeship agencies.

    Защита прав детей в Российской Федерации относится к числу важных проблем государственного значения. К решению данной проблемы подключаются различные государственные и общественные структуры.

    Особое место среди них занимают органы опеки и попечительства в силу того, что их функции связаны с решением проблем каждого конкретного ребенк.

    Острота конкретных проблем и неоднозначность возможных решений требует определения и уточнения правового статуса органов опеки и попечительства.

    Определение понятия органы опеки и попечительства содержится в Гражданском кодексе РФ [2], Семейном кодексе РФ [3], Федеральном законе от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [4].

    В соответствии со ст.

    34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.

    Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта РФ и они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

    Таковыми являются органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства.

    Необходимо заметить, что органы опеки и попечительства вправе передать свои полномочия частично в установленном порядке образовательным организациям, медицинским организациям, организациям, оказывающим социальные услуги, или иным организациям, в т. ч.

    организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В противовес этому в п. 1 ст. 121 СК РФ указано, что деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по определению и устройству детей, запрещается, что напрямую противоречит п. 4 ст.

    6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

    В Российской Федерации существует три модели формирования органов опеки и попечительства: государственная, смешанная, муниципальная. Государственная модель предполагает формирование органов опеки и попечительства на уровне субъектов РФ.

    Смешанная модель допускает осуществление полномочий органов опеки и попечительства как на уровне субъектов, так и на местном уровне.

    Муниципальная модель предполагала осуществление функций органов опеки и попечительства только органами местного самоуправления, в настоящее время данная модель не используется.

    Деятельность по осуществлению опеки и попечительства отнесена к предметам совместного ведения субъектов РФ и осуществляется органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. В ч. 2 ст.

    132 Конституции РФ [1] указано, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. На основании п. 3 ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 г.

    № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5], местное самоуправление имеет право участия в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

    В этой связи в существующей смешанной модели появляется проблема разграничения полномочий субъектов РФ и органов местного самоуправления.

    М. Чакалова, Н.

    Миронова указывают на государственную природу полномочий по опеке и попечительству, отмечая негативные последствия размывания границ этих полномочий и ухода от ответственности государства, а также снижению уровня государственных гарантий.

    Возможна ситуация, когда одни и те же полномочия осуществляются органами местного самоуправления как переданные субъектом, так и как «вопрос, не отнесенный к вопросам местного значения, который они имеют право решать без наделения законом» [9].

    Однако, имеются и сторонники осуществления полномочий органов опеки и попечительства на муниципальном уровне. Так, Е. Каюров указывает на необоснованность самого принципа передачи государственных полномочий и предлагает «сформировать достаточную финансовую базу муниципальных образований» [8].

    Существует также еще один принципиальный вопрос, в настоящий момент, имеющий разные подходы в юридической литературе к его разрешению. Это вопрос, касающийся определения органов опеки и попечительства в качестве участников или субъектов возникающих правоотношений.

    Существует позиция, что признание какого-либо органа субъектом или участником правоотношения осуществляется по виду последнего, является ли оно материальным или процессуальным.

    Органы опеки и попечительства действительно очень часто участвуют в процессуальных отношениях, действуют в порядке, предписанном им законом.

    Поэтому чаще всего органы опеки и попечительства появляются, когда есть или возможно нарушение законных прав и интересов субъектов семейных правоотношений.

    Органы опеки и попечительства не являются субъектами собственно семейных правоотношений, а являются их участниками.

    В данной ситуации органы опеки и попечительства не реализуют непосредственно собственные права и обязанности, а способствует реализации прав субъектов семейных правоотношений, а также наложению на них ответственности.

    Существует позиция, что органы опеки и попечительства являются субъектами правоотношений, вытекающих из семейно-правовой ответственности [10].

    Указанные доводы, отмечающие властный характер полномочий органов опеки и попечительства подтверждаются и судебной практикой Верховного Суда РФ.

    При рассмотрении дел по спорам, связанным с воспитанием детей, к участию в деле в обязательном порядке привлекается орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, либо родителя (родителей), в отношении которого (которых) поставлен вопрос об ограничении или о лишении родительских прав, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подписанное руководителем органа опеки и попечительства (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10 [6], п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 14 ноября 2017 г. № 44 [7]).

    Однако, возможна ситуация, когда органы опеки и попечительства помимо наделенных властных полномочий, осуществляют иные, тем самым становясь субъектом семейных правоотношений. Согласно ч. 1 ст. 121 СК РФ [3] защита прав и интересов детей в случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

    Кроме того, отношения по установлению опеки и попечительства включают в себя не только возможность появления семейных правоотношений, но и те административные акты органов опеки и попечительства, благодаря которым у несовершеннолетнего появляется опекун или попечитель. Речь идет об административных правоотношениях, в которых органы опеки и попечительства являются полноценными субъектами.

    На органы опеки и попечительства как публичные субъекты возложена обязанность по контролю процесса осуществления опеки, защите прав несовершеннолетних, привлечения опекунов (попечителей) к имущественной ответственности. Указанные функции являются одновременно и правами и обязанностями органов опеки и попечительства, однако их появление связано не с частным правом и договором, а с административно-правовой природой этого органа.

    В соответствии со ст.

    8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» [4] к полномочиям органов опеки и попечительства относятся: выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей; установление опеки или попечительства над такими детьми; осуществление надзора и контроля за исполнением опекунами и попечителями своих обязанностей; освобождение и отстранение опекунов или попечителей в порядке, предусмотренном законом; выдача разрешения на совершение сделок с имуществом подопечного; заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных; защита интересов несовершеннолетних граждан в случае, если деятельность опекуна или попечителя противоречит интересам подопечного или он не осуществляет защиту ребенка; разрешение попечителю проживать отдельно от подопечного в случае, установленном в законе; подготовка лиц, изъявивших желание быть опекунами или попечителями; проверка условий жизни подопечных, а также надлежащего исполнения опекунами или попечителями своих обязанностей; информирование граждан о порядке и возможности назначения их опекунами или попечителями; оказание помощи опекунам и попечителям в реализации и защите прав несовершеннолетних.

    Для реализации своих полномочий, связанных с вопросами установления, осуществления и прекращения опеки или попечительства, органы опеки и попечительства принимают акты (п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»), порождающие конкретные права и обязанности органов, организаций и отдельных лиц.

    Таким образом, можно сделать вывод, что органы опеки и попечительства не являются субъектами собственно семейных правоотношений, а являются их участниками.

    В данной ситуации органы опеки и попечительства не реализуют непосредственно собственные права и обязанности, а способствует реализации прав субъектов семейных правоотношений, а также наложению на них ответственности.

    На органы опеки и попечительства как публичные субъекты возложена обязанность по контролю процесса осуществления опеки, защите прав несовершеннолетних, привлечения опекунов (попечителей) к имущественной и иным видам ответственности.

    Указанные функции являются одновременно и правами и обязанностями органов опеки и попечительства, однако их появление связано не с частным правом и договором, а с административно-правовой природой этого органа.

    Литература:

    Источник: https://moluch.ru/archive/290/65506/

    Порядок и роль участия органов опеки и попечительства в гражданских процессах

    Ооип это

    Органы опеки и попечительства (ООиП) — это государственная структура, которая достаточно часто принимает участие в различных судебных заседаниях по гражданским делам. Особенно, если в той или иной мере затрагиваются интересы и права несовершеннолетнего ребенка. Об этом говорится в статье 4 Конвенции о правах ребенка.

    Государство должно защищать малыша, которому еще нет восемнадцати лет. Оно обязано предпринимать соответствующие меры для защиты его прав и интересов. В данной статье можно узнать, когда нужно обязательное участие органов опеки в гражданском процессе.

    Какие дела рассматриваются с обязательным участием органов опеки и попечительства в суде?

    Каждый судья, принимая дело к производству и решая, каких граждан необходимо вызвать в суд на слушание того или иного дела, может привлечь к процессу любой орган опеки, закрепленный за конкретной территорией.

    Это возможно только в том случае, если служитель закона посчитает, что ему важно услышать мнение сотрудников данной государственной структуры.

    Верховный суд признает, что такая практика действительно существует. ООиП часто привлекаются для слушания дел, касающихся прав и интересов несовершеннолетних. Обычно вызывают сотрудников этого учреждения, которое находится по месту проживания матери или отца, претендующих на воспитание собственного отпрыска.

    В любом случае нужно привлекать к гражданским делам орган опеки, который обладает всеми необходимыми полномочиями по отношению к населению того места, где проживает несовершеннолетний.

    Споры о воспитании и проживании детей

    ООиП обязательно должны привлекаться к участию в делах, касающихся будущего детей, которым еще нет восемнадцати лет. Они выступают в роли уполномоченных органов для представления актов обследования и дачи заключения по рассматриваемому делу.

    Многие полагают, что сотрудники данных государственных учреждений присутствуют на заседаниях только как третьи лица. Но это не так.

    Если мать и отец ребенка, которому еще нет восемнадцати лет, проживают в разных муниципальных образованиях, то ООиП каждого из них должны подготовить соответствующие акты обследования жилищных условий. После этого они обязаны составить заключение по существу спора.

    В ходе рассмотрения дела об осуществлении родительских прав родителем, который проживает отдельно от своего чада, в заключении должен быть предложен конкретный порядок общения.

    Дела о лишении родительских прав

    Процесс лишения матери (отца) или обоих родителей прав на ребенка осуществляется в судебном порядке. Такие дела рассматриваются по исковому заявлению одной из сторон или лиц, заменяющих их.

    Инициатором может быть прокурор. Нередко заявления подаются органами или организациями, которые наделены соответствующими полномочиями.

    Например, органы, на которые возложены обязанности по защите прав несовершеннолетних лиц.

    Все дела, касающиеся лишения неблагополучных родителей прав на собственных малышей, обязательно рассматриваются с участием государственного органа.

    В случае если суд примет решение о том, что рассматриваемые граждане лишаются прав на своих несовершеннолетних отпрысков, последние передаются на воспитание другому родителю, органам опеки или опекуну.

    Дела об установлении и отмене усыновления

    Такие дела обязательно рассматриваются судом в порядке искового производства. Одну из главных ролей при этом играет ООиП. Это обусловлено тем, что такие дела причисляются к категории споров, связанных с воспитанием несовершеннолетних лиц.

    Требование об участии этой государственной структуры в разрешении конкретного спора вытекает из определенных гражданским и семейным законодательством задач ООиП.

    В обязанности этого учреждения входит защита законных прав и интересов усыновленных детей. Оно должно провести тщательное обследование условий проживания ребенка, который был усыновлен.

    Важно, чтобы ООиП предоставил суду соответствующее заключение о том, что отмена усыновления пойдет на пользу ребенку.

    Другие споры

    Нужно отметить, что органы опеки могут выступать как процессуальным истцом, так и привлекаться к участию в деле для дачи заключения по делу.

    Например, при рассмотрении жилищных споров. Рассмотрим конкретную ситуацию. Гражданин, чьи права по пользованию жильем нарушаются, обращается в суд с исковым заявлением. Он требует, чтобы его вселили в квартиру, которая принадлежит ему на праве (долевой) собственности.

    В такой ситуации несовершеннолетнее лицо может выступать истцом, ответчиком. В случае если речь идет о нарушенных правах ребенка, когда вселить его на конкретную жилищную площадь не представляется возможным, несовершеннолетний будет выступать истцом на судебном процессе. При этом его права представляются законным представителем или работником ООиП.

    Роль участия органов опеки и попечительства в гражданском процессе

    Главной ролью ООиП считается обеспечение защиты прав своих подопечных. Одна из форм защиты семейных прав осуществляется этими государственными органами. В различных спорах, которые связаны с воспитанием малышей, независимо от того, кем был предъявлен иск в защиту чада, к участию обязательно привлекается эта госструктура.

    К конфликтным ситуациям можно отнести следующие:

    Образец ходатайства о привлечении ООиП

    В данном заявлении нужно подробно описать ситуацию, для разрешения которой необходимо привлечение органов опеки. Образец документа можно найти в интернете.

    При вынесении окончательного решения судом важную роль играет заключение ООиП.

    Государство заботится о детях, чтобы их права и законные интересы не были нарушены. При этом не имеет значения, есть у малыша родители, или он сирота.

    Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52

    Источник: https://prozakon.guru/semejnoe-pravo/zashhita-prav/uchastie-organov-opeki-v-grazhdanskom-protsesse.html

    Органы опеки и попечительства официальный сайт

    Ооип это

    Все сферы жизнедеятельности человека контролирует определенный надзорный орган, который регламентирует свою деятельность в соответствии с законодательными актами. Стороной не обошли и социальную сферу гражданина.

    Во всех цивилизованных странах существует целый отдел, который занимается защитной несовершеннолетних детей и граждан, которые в силу своей недееспособности или пожилого возраста не могут самостоятельно представлять свои интересы и отстаивать свои права. Их вопросами и занимаются органы опеки.

    Органами опеки и попечительства являются – отделы, в чьи функции и обязанности входит помогать, защищать, представлять интересы и права представителей такого слоя общества, которые самостоятельно е могут это сделать в силу разных причин и жизненных обстоятельств.

    В основном они работают с категорией граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации многодетные семьи, неблагополучные семьи, в которых родители злоупотребляют распитием алкогольных напитков, и условия для проживания несовершеннолетних отсутствуют или не соответствуют, граждан пожилого возраста инвалидов и других.

    Опека и попечительство – два слова, которые грубо говоря, наводят ужас на человека, который их услышал впервые. Многие думают, что отдела опеки только и занимается, что забирает несовершеннолетних детей из семей, определяет их в детский дом и лишает родителей всех прав на родное чадо. Это ошибочное и неправильно представление о работе сотрудников.

    В данной статье мы рассмотрим, какие функции выполняет отдел опеки, какими полномочиями наделены, а также кому подчиняется данный отдел и где можно получить более подробную информацию о графике работы и адресах местонахождения.

    Любой государственный надзорный орган имеет свою нормативную законодательную базу, которая четко регламентирует его деятельность и определяет функциональные обязанности и полномочия. Социальная опека и попечительство – не исключение.

    В своей работе сотрудники руководствуются, как международными нормативно-правовыми документами, так Федеральными, областными и местными правовыми актами. Опирается опека и попечительство на Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Также в обязательном порядке на уровне местного самоуправления разработано и утверждено положение об органе опеки и попечительства.

    Основной и главный нормативно-правовой документ, который регламентирует всю деятельно и которым должны руководствоваться в первую очередь служители управлений социальной защиты – это 48 Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от апреля 2008 года.

    В Российской Федерации ГК РФ регулирует гражданские права каждого человека, который является гражданином России. Работая по направлению защиты прав и интересов населения, опека и попечительство опираются в данном направлении на гражданское право.

    Кроме Гражданского кодекса РФ, также опираются на главный закон Конституцию, Семейный кодекс РФ, а также краевые и областные, районные Постановления в сфере социальной политики и защиты населения, которые конкретизируют и адаптируются к социальным условиям каждой местности, но не противоречат Федеральным нормативно-правовым документам.

    Что касается направления деятельности по работе защиты несовершеннолетних лиц, уточним, что несовершеннолетними считаются лица, не достигшие 18 лет на территории России и стран СНГ.

    Какие международные документы наряду с федеральными и местными, также принимают во внимание? Всеми известная Конвенция ООН о правах, которая была принята после окончания Второй мировой войны, в которой закреплены права детей и обязанности родителей.

    Задачи и функции ООП

    Если мы возьмем и изучим законодательную базу органов опеки и попечительства, то мы развеем о том, что их основная функция разлучать детей и родителей, определяя их в детские дома и лишая прав. На сегодняшний день функционал данной структуры расширен.

    Сначала определим понятие, что такое функция социальной опеки и попечительства. Функция с данной точки зрения – это действия, которые могут совершать сотрудники, специалисты, работающие в органах опеки и попечительства.

    Давайте, более подробно рассмотрим с вами функции ООП:

    • Взаимодействие с органами внутренних дел (отделом по работе с несовершеннолетними) для выявления детей, которые относятся к категории социальных сирот.
    • Определять в приемные семье детей из детского дома, а также помогать и контролировать процесс усыновления ребенка из детского дома.
    • Защищать права и интересы сирот, которые остались без попечения родителей.
    • Обеспечивать детей – сирот жильем;
    • Выступать представителями несовершеннолетних сирот на судебных заседаниях.

    Внимание! Задачи органов опеки и попечительства более подробно перечислены лишь частично, более полный перечень их функций вы найдете в законодательных документах.

    Департамент отдела ООП помимо основных функций решает немаловажные задачи:

    1. В первую очередь одна из основных задач, которая связана с судьбой сирот взятых под опеку – это контроль того, как опекуны, приемные родители выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей. Обеспечивают ли всем необходимым, дают ли должное возрасту образование. Также проверяют жилищные условия.
    2. Вторая задач, своевременно выявлять угрозу для взятых под опеку недееспособных пожилых людей и детей. Если выявлена угроза жизни или здоровью опекаемых, то сотрудники незамедлительно принимают меры.
    3. Третья задача, защищать интересы и права своих подопечных, чтобы их права никто не ущемлял и не нарушал. Особое внимание уделяют лицам, которые имеют ограниченные возможности здоровья или полностью либо частично не дееспособны.
    4. Четвертая задача, опека и попечительство отслеживают передвижение взятых под опекунство детей и взрослых. В случае переезда, смены жительства в другой район, другу область или в другой субъект РФ, то сотрудники должны будут передать личное в департамент социальной политики и защиты населения по новому месту жительства человека.
    5. Пятая задача, на содержание каждого подопечного положена определенная государственная выплата. Так вот в обязанности сотрудников входит собирать и проверять все необходимые документы для начисления, а также и отчетные финансовые материалы.
    6. Также департамент ООП обязан вести учет жилого имущества детей – сирот, одиноких недееспособных пожилых людей, граждан, которые по медицинским показаниям проходят лечение в специальных медицинских учреждениях или пребывают и проживают в социальных приютах. По достижению 18 лет ребенку-сироте возвращается его родительское жилье либо выдается новое. Так есть ООП еще и занимаются управлением жилого недвижимого имущества.

    Важно! Под управлением имущества понимается следующее, жилье несовершеннолетнего лица могут оформить и сдавать в социальный найм, а получаемые средства перечислять на банковский счет, который открыт на имя ребенка. Данными денежными средства он сможет распоряжаться только, когда достигнет 18 лет.

    Задачи и функции ООП могут быть расширены управлением социальной защиты населения районов, деятельность, которых регулируется и регламентируется локальными нормативно-правовыми документами и актами.

    За ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, которые могут привести к печальным последствиям, возбуждаются уголовные дела и проверки всей документации в каждом индивидуальном случае.

    Полномочия органов

    Все полномочия органов опеки и попечительства прописаны в 48 – Федеральном законе «Об опеки и попечительстве» в статье № 8. Согласно этой статье они наделены полномочиями, которые не противоречат основным функциям и задачам.

    В их полномочия входит выявление и постановка на учет людей, которые нуждаются в социальной помощи.

    При необходимости именно этот орган совместно с членом семьи, а также, если человек одинокий и не может самостоятельно себя обслуживать и нуждается в постоянной помощи, может писать ходатайство в суд по месту жительства человека о признании его недееспособным, чтобы закрепить за ним опекуна. Либо, наоборот, о признании дееспособным человека. В связи с разной жизненной ситуации организовывать опекунство над определенной категорией лиц.

    Любые действия, сделки, заключения договоров с участием детей, не достигших 18 лет и находящихся под опекой данного органа, он дает письменное разрешение согласие. Специалисты ОПП принимают участие в бракоразводном процессе, если в процессе фигурирует ребенок и решается его будущее.

    В основном с кем проживать, будет ребенок после развода, зависит именно ОПП. Потому что они изучают условия жизни обоих родителей, проводят патронаж.

    Таким образом, в их полномочия входит патронаж семьей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, а также родителей, которые решили оформить опекунство над ребенком из детского дома или стать приемной семьей.

    Полномочия очень широкие и закреплены законодательно. При поступлении сигнала от жителей или со школы о том, что родители не надлежащим образом исполняют свои родительские обязанности и ребенок находится в трудной жизненной ситуации, над ребенком надругаются.

    То ООП уполномочен организовать выезд в семье с целью оценки угрожающих факторов, а также изъятий детей из семьи и подать на лишение родительских прав.

    Лишение – это крайняя мера, на сегодняшний день, при изъятии детей определяют реабилитационные центры помощи семьи и детям на срок от 1 до 6 месяцев.

    Если граждане считают, что сотрудники превышают свои полномочия и не согласны с их решением, то они могут обратиться в вышестоящие инстанции для обжалования решения или жалобы на злоупотребление своими полномочиями.

    На сайтах местного самоуправления, а также министерства указаны телефон горячей линии. Номер горячей линии вы найдете на сайте прокуратуры вашего города. Написав заявление в прокуратуру, по вашему делу начнутся разбирательства.

    Вы имеете полное право обратиться в суд, если сотрудники действительно превысили свои должностные обязанности.

    Из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что главная задача, которая стоит перед работниками органов опеки и попечительства защита интересов несовершеннолетних, недееспособных, а также тех, кто находится в трудной жизненной ситуации по разным обстоятельствам.

    Кому подчиняются органы опеки и попечительства? В связи с последней реструктуризацией ОПП подчиняются органу местного самоуправления и располагаются часто по адресу соцзащиты района.

    Так же в сети интернет органы опеки и попечительства каждого субъекта РФ, района имеют официальный сайт. На данных официальных сайтах вы найдете всю необходимую информацию об органах опеки и попечительства.

    В разделе контакты указывается, где находится опека и попечительства, то есть адрес. Ф.И.О. и номер телефона начальника, специалистов разных отделов, секретаря. А также график работы, с которого часу начинается прием и обеденный перерыв.

    Также информацию о данном отделе вы можете найти на официальных сайтах местного самоуправления в чьем ведомстве находиться опека.

    Существуют единые электронные справочные системы по городу, области, региону, которые по запросу предоставляют полный список с адресами и номеров телефонов. Так, например, по городу Москва, такие отделы существуют в каждом районе. Более подробную информацию вы можете найти, задав свой запрос, любой поисковой системе указав город и нужный отдел.

    Источник: https://opeka-rf.ru/opekunstvo-i-popechitelstvo/popechitelstva-ofitsialnyy-sayt/

    Как обратиться в органы опеки и попечительства и можно ли пожаловаться анонимно? Образец заявления

    Ооип это

    Согласно Семейному Кодексу РФ, родители и официальные опекуны обязаны обеспечить ребенку благополучные условия для его жизни и развития. Контроль за соблюдением этих норм осуществляет орган опеки и попечительства.

    При наличии подозрений, что в семья ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по уходу за ребенком, гражданские и юридические лица могут обратиться в органы опеки и попечительства (далее – ООП) с прошением провести проверку данной семьи.

    Когда опека идет проверять семью

    Органы опеки имеют право инспектировать семью в следующих случаях:

    • при поступлении жалобы от юридического или физического лица на несоблюдение интересов ребенка;
    • если судом открыта тяжба в отношении родителей или опекунов по вопросу воспитания детей, представители ООП обязаны инспектировать семью для составления акта об условиях жизни ребенка.

    Служащие должны оповестить о своем визите и согласовать его с жильцами квартиры за исключением случаев, когда имеется постановление суда произвести осмотр квартиры.

    Основания обращения

    Для написания заявления в органы опеки должны существовать следующие основания:

    • неудовлетворительное содержание детей. Внешними признаками могут служить неопрятный внешний вид, плохая гигиена детей, помещения, где они проживают, непосещение или прогуливание школы, голодание, а также злоупотребление алкоголем или наркотическая зависимость со стороны взрослых;
    • халатное отношение к безопасности ребенка. Поводом для ходатайства будут служить случаи, когда ребенок подвергается опасности при отсутствии внимания со стороны взрослых;
    • нарушение прав ребенка на развитие. Поведение родителей, которые не пускают детей в образовательные учреждения, не дают общаться со сверстниками, родственниками, также должно попадать под внимание уполномоченных органов;
    • отсутствие надзора со стороны родителей или опекунов. Статья 121 СК РФ предписывает сообщать о случаях оставления ребенка без попечительства в органы опеки. Причиной могут быть смерть родителей или опекунов, их длительное отсутствие, а также отказ забирать своего подопечного из образовательных, медицинских и иных организаций;
    • угроза жизни и здоровью. Статья 56 СК РФ обеспечивает ребенка правом на защиту своей жизни и интересов. Подать ходатайство о проверке жилищного помещения необходимо при выявлении факторов, угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетнего, которые исходят из семьи или при попустительстве семьи. Внешними признаками физического или морального насилия могут быть полученные травмы без ясных причин, нервозное и агрессивное поведение, негативные отклонения в психологическом состоянии.

    Кто имеет право обратиться

    Подать прошение о проверке семьи могут как должностные лица, так и обычные граждане, которые выявили признаки нарушения прав ребенка. Чаще всего это бывают люди, которые регулярно наблюдают несовершеннолетнего:

    • один из родителей;
    • работники образовательных и медицинских учреждений;
    • родственники;
    • соседи;
    • сам ребенок.

    Ответственность за обращение

    Ответственности за подачу заявления в исполнительные органы не предусмотрено законодательством, однако, на заявителя может быть подано ответное ходатайство о привлечении к уголовной ответственности за клевету. Статья 128 УК РФ предусматривает в этом случае наказания в виде штрафа до 5 млн. рублей или обязательных работ до 480 часов. Мера пресечения выбирается исходя из последствий клеветы.

    Проверяют ли органы опеки анонимные обращения?

    В требованиях к письменному обращению из 7 ст. ФЗ № 59 указано, что граждане обязаны указывать свои фамилию, имя, отчество и адрес для получения ответа по своему заявлению. Однако, это нужно, чтобы заявителю можно было отправить ответ по заявке.

    Законодательство не запрещает ООП рассматривать анонимные жалобы, и на практике чиновники часто принимают решение все-таки провести проверку, чтобы избежать риска причинения вреда ребенку.

    Порядок обращения в органы опеки

    Обратиться с жалобой в органы опеки можно тремя способами: передать заявление лично по месту проживания, отправить заказное письмо по почте России, сделать анонимный звонок по телефону. В соответствии со ст. 33 Конституции РФ подать ходатайство может как индивид, так и группа лиц.

    При составлении заявления нужно придерживаться основных требований к оформлению документов:

    • в «шапке» указывается адрес отдела, данные заявителя;
    • в основной части описывается ситуация и излагаются основания для проверки жилищного помещения. Важно указать, в каких отношениях находятся заявитель и несовершеннолетний;
    • в заключение заявления помещается прошение о принятии мер в виде инспекции семьи;
    • в приложении могут быть указаны материалы, подтверждающие необходимость проверить семью. Это могут быть документы (например, характеристика на ребенка из школы), видео- и аудиоматериалы.

    Сроки рассмотрения

    Заявления граждан рассматриваются по принципам ст. 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

    Согласно статье 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», решение по заявке принимается в течение 1 месяца, но в некоторых случаях этот срок может быть продлен еще на 1 месяц.

    По прошествии срока уполномоченные лица должны оповестить заявителя о вынесенном решении.

    Порядок действий после получения жалобы

    В течение трех дней после подачи заявления уполномоченные лица должны проверить все приведенные в документе сведения о неподобающем уходе за ребенком.

    Для выявления нарушений предпринимаются следующие меры: изучение приложенных материалов, визит в семью, беседа с лицами, которые могут располагать сведениями о данной семье.

    Далее ООП выносит решение о мерах воздействия на родителей или опекунов. В случае необходимости привлекают родителей к уголовной, административной или гражданско-правовой ответственности: ООП оповещает об этом прокуратуру, после чего дело может быть передано в суд.

    Имеют ли право органы опеки забирать детей из-за звонков соседей

    Порядок лишения родительских прав описан в ст. 70 “Семейного кодекса Российской Федерации” от 29.12.1995 № 223-ФЗ. Согласно данному нормативному акту, данная мера пресечения рассматривается с участием прокурора и ООП, а выносить решение может суд.

    Статья 77 Семейного кодекса РФ предусматривает один вариант изъятия ребенка из семьи без решения суда. Основанием является «непосредственная угроза жизни или здоровью». Данная формулировка не имеет конкретных разъяснений, поэтому на практике лишение родительских прав возможно по усмотрению уполномоченных лиц.

    Но даже в этом случае ООП обязаны соблюсти три условия: акт об отобрании должен быть подписан главой муниципалитета, прокуратура оповещается в течение трех дней, в недельный срок подается заявление в суд на лишение или ограничение родительских прав.

    Ответственность родителей

    В зависимости от характера нарушения родительских обязанностей и прав ребенка официальные представители или родители ребенка могут быть привлечены к следующим видам ответственности:

    1. Лишение родительских прав в соответствии с 69 ст. Семейного кодекса.
    2. Административный штраф за несоответствующее исполнение родительских обязанностей по уходу за ребенком в соответствии со ст. 5.35 КоАП РФ.
    3. Возмещение ущерба, причиненного своим ребенком другому лицу в соответствии со ст. 1073 Гражданского кодекса РФ.
    4. Наложение штрафа либо привлечение к принудительным работам, либо лишение свободы в соответствии со ст. 56 Уголовного кодекса РФ.

    Важно понимать, что привлечение к ответственности не освобождает родителей или официальных представителей ребенка от обязанности по уходу за ребенком.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

    Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/usynovlenije/proverka.html

    Органы опеки и попечительства: их задачи, полномочия и обязанности

    Ооип это

    Основной задачей органов опеки и попечительства является защита интересов несовершеннолетних детей, которые по каким-либо причинам остались без родительского контроля, недееспособных граждан, которые по состоянию здоровья или в силу возраста не имеют возможности обслуживать себя и защищать свои интересы самостоятельно. Органами опеки и попечительства являются специализированные организации, действующие на основании закона и в интересах недееспособных или несовершеннолетних подопечных.

    Понятие органов опеки и попечительства

    Опека и попечительство — разные понятия и структуры, но их часто путают или считают синонимами. Согласно нормам законодательства РФ, органами опеки и попечительства в РФ являются организации, в ведении которых находятся:

    1. Опека — это вид устройства детей, не достигших 14 лет, или лиц, признанных недееспособными судом, при котором назначаются законные опекуны (подробнее в статье: опека: что это и как ее установить?). Они являются представителями указанных лиц и совершают от их имени и в их интересах правовые действия.
    2. Попечительство — это вид устройства лиц в возрасте от 14 до 18 лет, или людей, ограниченных судом в дееспособности. При этом гражданам назначаются законные попечители, обязанные содействовать своим подопечным в осуществлении их прав, защите интересов в отношениях с третьими лицами (организациями). Попечители имеют полномочия давать согласие на заключение крупных сделок или совершение других действий.

    Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства в РФ

    Деятельность органов опеки и попечительства осуществляется в Российской Федерации на основании Федерального закона № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

    Этот закон регулирует отношения по оформлению, течению и прекращению опеки и попечительства над нуждающимися в этом людьми.

    В акте четко прописаны права, обязанности, задачи и полномочия этих организаций с целью исключения нарушения прав опекаемого.

    На организации, в которые помещены недееспособные граждане, возлагаются обязанности по их обеспечению и защите интересов. Отношения, возникающие в момент установления, исполнения или прекращения опеки и попечительства, регулируются Гражданским, Семейным кодексами и другими документами, принятыми на их основании и определяющими правовой статус подопечных.

    Структура органов

    Если в мелких населенных пунктах отсутствуют региональные структуры ООП, то органы местного самоуправления могут сами выступать в качестве органов опеки и попечительства. Функции ООП могут выполнять медицинские, образовательные и другие учреждения, в которые помещаются недееспособные граждане.

    Задачи ООП

    Задачи органов опеки закреплены в ст.7 ФЗРФ № 48-ФЗ. Обязанности органов опеки основаны на защите прав и интересов опекаемых, указанные структуры должны:

    • обеспечивать защиту интересов людей, нуждающихся в опеке;
    • осуществлять контроль над деятельностью лиц, являющихся опекунами и попечителями, а также организаций, в которых находятся недееспособные граждане;
    • обеспечивать сохранность имущества, которое принадлежит людям, находящимся под опекой в медицинских, образовательных или иных организациях.

    При выполнении ООП своих задач должны составляться соответствующие акты, которые могут быть оспорены заинтересованным лицом в суде. Судебный процесс проходит в соответствии с нормами законодательства и требует предоставления пакета необходимых документов.

    Полномочия

    У органов опеки и попечительства существует множество полномочий. К основным функциям и полномочиям органов опеки относятся:

    • поиск и учет людей, нуждающихся в опеке и попечительстве;
    • обращение в суд с целью признания гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, а также для восстановления дееспособности при устранении причин ее утраты;
    • установление факта опеки или попечительства;
    • выдача разрешений на совершение сделок, связанных с имуществом подопечного;
    • заключение договоров на доверительное управление имуществом подопечных;
    • выдача разрешений на раздельное проживание опекунов и несовершеннолетних опекаемых;
    • проверка жилищных условий, в которых проживают подопечные;
    • защита прав и интересов опекаемых лиц.

    После оформления той или иной формы устройства уполномоченные органы:

    • осуществляют контроль за действиями опекунов или организаций, в которых находятся опекаемые;
    • при нарушении действующего законодательства отстраняют и освобождают опекунов и попечителей от возложенных на них обязаностей;
    • оказывают помощь, связанную с защитой законных прав и интересов опекаемых.

    Органы опеки выбирают семьи, желающие оформить опеку или попечительство, помогают с оформлением необходимых документов и справок. Если семья не может взять подопечного по закону, им будет отказано в проведении этой процедуры. В некоторых случаях разрешение дается с условием, если семья в указанные сроки исправит все нарушения и предоставит соответствующие доказательства.

    Обязанности ООП

    В случае изменения места жительства подопечного попечители обязаны уведомить об этом факте ООП и передать дело подопечного в аналогичный орган по адресу нового местонахождения. Такие действия необходимо выполнить в течение 3 дней с момента получения информации о данных изменениях. Сведения о смене места проживания подаются посредством направления извещения от опекунов или подопечного.

    С момента получения дела новый отдел опеки и попечительства возлагает на себя все полномочия в отношении подопечного. ООП также исполняют поручения соц. служб и осуществляют социальную деятельность, исполняют частично функции указанных органов.

    Кто контролирует деятельность органов опеки и попечительства?

    Проверка деятельности органов опеки и попечительства выполняется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки — Рособрнадзором, который вправе проводить плановые и незапланированные проверки, в ходе которых устанавливаются нарушения деятельности ООП. Полученные сведения направляются в уполномоченные органы для устранения недочетов.

    Куда можно обратиться с жалобой на ООП?

    Кому пожаловаться на ООП, какие организации занимаются рассмотрением жалоб? Пожаловаться на противоправные действия ООП в отношении несовершеннолетних детей и недееспособных граждан можно:

    ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: чем занимается уполномоченный по правам ребенка в РФ?

    Чтобы подать жалобу в прокуратуру, необходимо соблюдать следующие требования:

    • Данные заявителя должны быть достоверными — анонимные жалобы не принимаются.
    • Текст жалобы составляется на русском языке.
    • Текст жалобы должен содержать как можно больше сведений, в противном случае ее вернут обратно без рассмотрения;
    • Жалобу можно подать в электронном виде с прикреплением аудио- и видеозаписей (при их наличии). Если объем информации превышает допустимый, документацию можно направить почтой в адрес прокуратуры.

    Предоставляемые сведения должны быть достоверными и иметь подтверждение. Составлять жалобу на ООП можно только при наличии реального факта нарушения, выявленного гражданином.

    Источник: https://SemPravorf.ru/opeka/polnomochiya-organov-opeki-i-popechitelstva.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.