Опека назначается по месту жительства

Еще раз о месте жительства подопечных

Опека назначается по месту жительства

В Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» поступает большое количество обращений от опекунов и попечителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с вопросами об отказе в предоставлении подопечным различных социальных гарантий, установленных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в связи с отсутствием, по мнению уполномоченных органов и должностных лиц, у таких подопечных места жительства в соответствующем регионе.

Отказывая во включении подопечных в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в предоставлении подопечным социальных карт для обеспечения бесплатного проезда на общественном транспорте, в предоставлении различных выплат и льгот, в том числе, в предоставлении денежного содержания, предусмотренного пунктом 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов опеки и попечительства, социальной защиты населения, местных администраций, указывают, что такой-то подопечный (подопечная) не имеет места жительства в соответствующем населенном пункте или соответствующем субъекте Российской Федерации.

При этом, по мнению вышеназванных должностных лиц, место жительства подопечных должно определяться исключительно регистрацией по месту жительства (в быту ее называют — «постоянной регистрацией»), а учитывая, что подопечный в соответствующем городе или субъекте Российской Федерации имеет регистрацию по месту пребывания (в быту – «временную регистрацию»), то, по их мнению, он не имеет места жительства в этом городе или субъекте Российской Федерации.

Часто отказы в предоставлении тех или иных социальных гарантий подопечным из-за того, что соответствующий регион не является их местом жительства, мотивируется ссылками на определение понятия «место жительства», указанное в статье 2 Закона Российской Федерации Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Органы опеки и попечительства Московской области любят указывать, что Московская область не является местом жительства подопечных, принятых на воспитание в семью из других регионов, так как «устройство несовершеннолетних детей-сирот под опеку (попечительство) изначально носит временный характер. При прекращении опеки (попечительства) отношения между опекунами (попечителями) и подопечными прекращаются, в том числе подопечный утрачивает право и основание совместного проживания с опекуном».

Что в этой связи важно знать законным представителям подопечных детей?

1. Все социальные гарантии, предоставляемые подопечным, вне зависимости от того, установлены они федеральным законодательством или нормативными правовыми актами регионов, предоставляются не по регистрации подопечных по месту жительства, а по их месту жительства.

При этом подопечный может быть зарегистрирован по месту жительства в одном субъекте Российской Федерации, а иметь место жительства в другом субъекте Российской Федерации.

То есть, «регистрация по месту жительства» и «место жительства» — понятия не тождественные.

2. Базовое определение того, что является местом жительства гражданина, установлено в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Исходя из положений ст. 20 ГК РФ у гражданина не может быть более одного места жительства.

При этом «место преимущественного проживания» к подопечным не относится и не понимается как длительность, продолжительность проживания.

Местом жительства несовершеннолетних достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.

Это следует из пункта 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором установлено, что опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными.

Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

В пункте 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство.

При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

В соответствии п.3 ст. 34 ГК РФ орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

Таким образом, место жительства подопечных детей определяется и тем обстоятельством, какой орган опеки и попечительства осуществляет свои полномочия в отношении этих детей.

Полномочия, возлагаемые на орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного, установлены в пункте 3 статьи 34 ГК РФ, части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г.

№ 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.

2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

К указанным полномочиям органа опеки и попечительства, в частности, относится: ведение личных дел подопечных, проверка условий жизни несовершеннолетних подопечных, надзор за деятельностью их опекунов и попечителей, заключение договоров о приемной семье.

Распределение полномочий между органами опеки и попечительства в отношении одного подопечного федеральным законодательством не предусмотрено.

Из вышеизложенного следует, что с момента принятия органом опеки и попечительства распорядительного акта о постановке подопечного (личного дела) подопечного на учет, местом жительства подопечного становится адрес жилого помещения, расположенного на территории этого органа опеки и попечительства, поставившего подопечного (или его личное дело) на учет.

Подтверждением нового места жительства подопечного являются распорядительный акт о постановке на учет, акты проверки условий жизни подопечного, а, в случае заключения с законным представителем договора о приемной семье, — непосредственно договор о приемной семье в отношении подопечного.

3. Дополнительными доказательствами места жительства подопечного могут являться справки из образовательных учреждений, которые он посещал или посещает (детский сад, школа, колледж, ВУЗ), справки поликлиник, где подопечный наблюдался (наблюдается) и т.д.

4.

Отказывая в предоставлении социальных гарантий подопечным, ссылаясь на их регистрацию по месту жительства в другом регионе и на понятие «места жительства», определенное в Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», уполномоченные органы и должностные лица осуществляют подмену понятия «место жительства гражданина», определенного в статье 20 ГК РФ, которое подлежит применению в сфере гражданских, семейных и жилищных правоотношений, на понятия «место пребывания» и «место жительства», определенные в Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1.

Кроме того, эти органы и должностные лица не учитывают особенности определения места жительства подопечных, тем обстоятельством какой орган опеки и попечительства осуществляет в отношении них свои полномочия.

Закон Российской Федерации от 25.06.

1993 № 5242-1 регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданами права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, вводит регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, устанавливает ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В статье 2 указанного Закона особо оговорено, что определенные в данной статье понятия используются в целях настоящего Закона. Из этого следует, что понятия «место пребывания» и «место жительства», определенные в Законе Российской Федерации от 25.07.

1993 № 5242-1, не могут применяться в качестве универсальных для любых правоотношений и жизненных ситуаций, без учета базового определения института места жительства, установленного в статье 20 ГК РФ, а в отношении несовершеннолетних подопечных еще и п. 1 ст. 34 ГК РФ, п.2 ст. 36 ГК РФ, ст. 9 Федерального закона от 24 апреля 2008 г.

№ 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также без обязательного учета в правоприменительной практике правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г.

№ 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 г. № 9-П и от 2 февраля 1998 г.

№ 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

5. Вместе с тем, постановка подопечного на учет в органе опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя, не означает, что место жительство подопечного раз и навсегда определено в том городе (субъекте Российской Федерации), где проживает его законный представитель.

Где надлежит проживать подопечному, до достижения им возраста 18 лет, решают его законный представитель и органы опеки и попечительства. При этом место жительства подопечного определяется по месту жительства законного представителя.

По достижении подопечным совершеннолетия и, соответственно, приобретения им дееспособности в полном объеме, он уже сам определяет, где он будет проживать в дальнейшем.

Если бывший подопечный, достигнувший возраста 18 лет, продолжает проживать в городе (субъекте Российской Федерации) по месту жительства бывшего попечителя, то правоотношения по его месту жительства в соответствующем городе (субъекте Российской Федерации) сохраняются. И соответствующий город (субъекте Российской Федерации), где подопечный до достижения 18 лет проживал с попечителем, будет считаться его местом жительства.

При этом не имеет значения то обстоятельство, что бывший подопечный может уже проживать не по адресу бывшего попечителя в этом городе (субъекте Российской Федерации), а по другому адресу в этом городе (субъекте Российской Федерации). Именно в этом городе (субъекте Российской Федерации) подлежит реализации право бывшего подопечного на социальные гарантии: обеспечение жильем, выплаты и т.д.

Также не имеет правового значения в этом случае то, что бывший подопечный зарегистрирован по месту жительства в другом регионе, а в городе (субъекте Российской Федерации), где он находился под опекой и попечительством у него оформлена регистрация по месту пребывания.

Если же бывший подопечный, после достижения 18 лет, принимает решение вернуться в субъект Российской Федерации, где он проживал до устройства в семью опекуна (попечителя), то его местом жительства будет уже не субъект Российской Федерации, где он проживал с попечителем, а субъект Российской Федерации, где он проживал до устройства в семью опекуна (попечителя) и куда вернулся по окончании пребывания под попечительством.

6.

Источник: http://souchastye.ru/eshhe-raz-o-meste-zhitelstva-podopechnyx/

Статья 35. Опекуны и попечители

Опека назначается по месту жительства

      1. Опекун или попечитель назначается соответствующим административным актом (постановление, решение и т.п.) главы местной администрации с соблюдением условий, предусмотренных законом (см. коммент. к п.2 и 3 наст.ст.).      Для максимального учета интересов подопечных опекун (попечитель) обычно назначается по месту жительства подопечного.

В исключительных случаях, при наличии заслуживающих внимание обстоятельств (например, в случае, если подопечный уже проживает в семье лица, желающего стать его опекуном) опекун (попечитель) может быть назначен по его месту жительства.

В случае проживания лица, подлежащего опеке (попечительству) и будущего опекуна (попечителя) на территории разных государств СНГ действует Конвенция (СНГ) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (СЗ РФ, 1995, No.17, ст.1472), ратифицированная Федеральным законом от 4 августа 1994г. Согласно п.4 ст.

33 Конвенции “опекуном или попечителем лица, являющегося гражданином одной Договаривающейся Стороны, может быть назначен гражданин другой Договаривающейся Стороны, если он проживает на территории Стороны, где будет осуществляться опека или попечительство”.

      2.

Установление опеки (попечительства) ГК связывает с определенным сроком — в течение 1 месяца с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости ее установления, т.е.

с момента, когда получено решение суда, признающее гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, либо с момента, когда эти органы узнали, что ребенок остался без попечения родителей (см. коммент. к ст.34 ГК). Порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, установлен ст.121 и 122 Семейного кодекса, а также постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996г. No.919 “Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей” (СЗ РФ, 1996, No.33, ст.3995).

      3. Акт (постановление, решение) главы местной администрации об установлении опеки и попечительства и назначении конкретного лица опекуном или попечителем может быть обжалован в суд на основании Закона РФ от 27 апреля 1993г. “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” (Ведомости РФ, 1993, No.19, Ст.685). Обратиться с жалобой в суд или в вышестоящий орган исполнительной власти могут близкие родственники лица, над которым установлена опека или попечительство, и другие заинтересованные лица. Принесение жалобы не приостанавливает вынесенного решения, опекун (попечитель) вправе и обязан немедленно приступить к выполнению своих обязанностей.      Полномочия опекуна (попечителя) подтверждаются удостоверением, выданным органом опеки и попечительства.      4. Опекунами (попечителями) могут быть назначены только граждане, которые обладают для этого необходимыми способностями и качествами. На обеспечение их надлежащего подбора направлены нормы, содержащиеся в п.2 и 3 коммент. статьи.
      Лица, перечисленные в п.2, ни при каких условиях не могут быть опекунами (попечителями). К ним закон относит:          несовершеннолетних, т.е. лиц, не достигших 18 лет (в том числе и эмансипированных несовершеннолетних);

          лиц, признанных судом недееспособными, т.е. душевнобольных и слабоумных (ст.29 ГК);

          лиц, ограниченных в дееспособности (ст.30 ГК);          лиц, лишенных родительских прав (ст.69-70 Семейного кодекса).

      Ряд дополнительных ограничений предусмотрен Семейным кодексом (ст.146). Опекунами (попечителями) несовершеннолетнего не могут быть назначены лица, ограниченные судом в родительских правах (ст.73 Семейного кодекса), опекуны (попечители), отстраненные от выполнения своих обязанностей (п.2 ст.39 ГК), бывшие усыновители при отмене усыновления по их вине (п.1 ст.

141 Семейного кодекса), а также лица, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или другими хроническими заболеваниями, которые не позволяют им осуществлять воспитание ребенка или являются опасными для самого ребенка. Перечень таких заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996г. No.542 (СЗ РФ, 1996, No.19, ст.2304).

К их числу отнесены:

          туберкулез (активный и хронический),          заболевания внутренних органов,          нервной системы,          опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации,          злокачественные онкологические заболевания,          инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета,          все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.

      5.

Способность и возможность других лиц, выразивших свое добровольное желание быть опекуном (попечителем), подвергается соответствующей проверке: обследуются условия жизни лица, нуждающегося в опеке (попечительстве), и будущего опекуна (попечителя), выясняются все другие обстоятельства, в первую очередь перечисленные в п.3 коммент. статьи. Этот перечень имеет общий характер и все эти обстоятельства на практике конкретизируются применительно к виду опеки (попечительства).

      Согласие самого подопечного на установление опеки (попечительства) и на назначение конкретного лица опекуном (попечителем) не требуется, однако в случаях, если это возможно (исходя из возраста и состояния здоровья), его желание выявляется и учитывается, хотя и не является обязательным условием для назначения опекуна (попечителя).

      6. Несовершеннолетним, воспитание и содержание которых полностью осуществляется государственными воспитательными учреждениями различных типов (домами ребенка, детскими домами, специальными (коррекционными) учреждениями для детей с отклонением в развитии, домами инвалидов и др.), опекуны (попечители) не назначаются.

Не назначаются они и гражданам, помещенным в соответствующие лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и т.п. Выполнение обязанностей опекунов (попечителей) возлагается в этих случаях на администрацию указанного учреждения (директора, главного врача и т.п.) без специального назначения.

Конкретные обязанности учреждений как опекунов или попечителей установлены в положениях (уставах) о таких учреждениях.

      7. До назначения опекуна или попечителя (или помещения лица, нуждающегося в опеке (попечительстве) в соответствующее учреждение), а в отношении несовершеннолетних — до устройства на воспитание в иных формах (усыновление, приемная семья) обязанности опекунов (попечителей) выполняют органы опеки и попечительства. Назначить опекуна (попечителя) возможно и после помещения лиц, нуждающихся в опеке (попечительстве), в лечебные, воспитательные учреждения, учреждения социальной защиты населения.
      8. Одному лицу может быть назначен только один опекун (попечитель). В то же время одно лицо может быть опекуном (попечителем) двух и более подопечных (например, в отношении нескольких несовершеннолетних детей — родных братьев и сестер).

Источник: http://www.nashyprava.ru/Biblio/GKRF95/gkrf0035.php

Установление опеки и назначение опекуна

Опека назначается по месту жительства

Порядок установления опеки и назначения опекуна определяется ст. 34 и 35 Гражданского кодекса РФ. 

Статья 34

2.

Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

Статья 35

1. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином.

При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя).

Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

4.

Недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Таким образом, после вступления в силу решения о признании гражданина недееспособным суд в течение трех дней извещает орган опеки и попечительства по месту жительства гражданина.

С момента уведомления органа опеки и попечительства судом о необходимости в назначении опекуна для лишенного дееспособности гражданина начинается отсчет регламентированного времени (одного месяца), в течение которого должен быть определен опекун. 

Если гражданин, лишенный дееспособности, помещен под надзор, например в психоневрологический интернат, опекун ему не назначается. Обязанности опекуна будут исполняться интернатом. 

Если за отпущенный законом срок опекун найден не будет, исполнение обязанностей опекуна временно возлагается на орган опеки и попечительства. На практике это значит, что пациент, страдающий от деменции, будет направлен в стационар и со временем переведен в ПНИ, который и будет исполнять в дальнейшем обязанности опекуна. 

Кто может быть назначен опекуном

Вот как отвечает на этот вопрос законодатель

Статья 35 ГК РФ

2.

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

3. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно – и желание подопечного.

Определившись с опекуном, орган опеки и попечительства издает специальный акт о назначении опекуна, заводится личное дело гражданина, признанного недееспособным, где хранятся все его основные документы, опись принадлежащего ему имущества и т. д.

Добавим на всякий случай, что в процитированной статье закона также отмечается, что назначение опекуна может быть оспорено в суде заинтересованными лицами. 

Переоформление опеки на другое лицо не предусмотрено. Назначение нового опекуна осуществляется в таком же порядке, что и назначение предыдущего.

Права и обязанности опекуна

Быть опекуном – это довольно тяжелое занятие. На опекуна возлагается ответственность по защите прав и интересов недееспособного гражданина. Закон формулирует это так: 

Статья 31 

1. Опека и попечительство устанавливаются для недееспособных или не полностью дееспособных граждан. 

2.

Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Статья 32

2.

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Обязанности по опеке исполняются безвозмездно. Законодательство РФ не предусматривает выплату пособий опекунам совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными.

В соответствии со ст. 18 ФЗ от 24.04.2008 “Об опеке и попечительстве” опекун обязан принять имущество подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение, в трехдневный срок с момента возникновения своих прав и обязанностей.

Опись имущества подопечного составляется органом опеки и попечительства в присутствии опекуна, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел. При составлении описи имущества подопечного могут присутствовать иные заинтересованные лица. Опись имущества подопечного составляется в двух экземплярах и подписывается всеми лицами, участвующими в ее составлении. Один экземпляр описи передается опекуну или попечителю, другой экземпляр описи подлежит хранению в деле подопечного, которое ведет орган опеки и попечительства.

При необходимости, если этого требуют интересы подопечного, опекун обязан незамедлительно предъявить в суд иск об истребовании имущества подопечного из чужого незаконного владения или принять иные меры по защите имущественных прав подопечного.

Важно понимать, что опекуны не имеют права собственности на имущество подопечных, а подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов. Это правило распространяется также на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.

 При этом опекун, хоть и не владеет, но может распоряжаться имуществом и доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом. Распоряжение производится исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

 

Суммы пенсий, пособий, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном, и расходуются опекуном без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Затем опекун предоставляет ежегодный отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом “Об опеке и попечительстве”.

Отчет о хранении и использовании имущества подопечного готовится в письменной форме и направляется в орган опеки и попечительства не позднее 1 февраля текущего года. К нему прилагаются подтверждающие расходы документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы).

Требования к отчету опекуна изложены в Федеральном законе “О внесении изменения в статью 25 Федерального закона “Об опеке и попечительстве” от 31.12.2017 N 495-ФЗ.

Вот текст:

2.

Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, включая сведения о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды. Опекун, который является родителем недееспособного гражданина, являющегося инвалидом с детства, совместно проживающим с таким гражданином и воспитывавшим его с рождения и до достижения им возраста восемнадцати лет, или усыновителем такого гражданина, совместно проживающим с ним и воспитывавшим его с момента усыновления и до достижения им возраста восемнадцати лет, вправе не включать в отчет сведения о расходовании этим опекуном сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном. Орган опеки и попечительства при обнаружении ненадлежащего исполнения этим опекуном обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного вправе потребовать от этого опекуна предоставления отчета о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного за предыдущие периоды, содержащего сведения о расходовании этим опекуном сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном.

Скачать форму отчета

Отдельно читать об отчете здесь: https://memini.ru/discussions/23981 

Ответственность опекуна 

Вот некоторые проблемы, которые могут возникать, если опекун по какой-то причине «не доглядел».

1. При совершении сделок от имени недееспособного всегда участвуют органы опеки и попечительства, в частности, они дают согласие на совершение сделок, в том числе, сделок с имуществом недееспособного.

У добросовестного опекуна, таким образом, всегда есть возможность убедиться, что совершая ту или иную сделку в интересах недееспособного, он действует в рамках закона.

Если это благонадежная сделка, то ответственность опекуна, в общем случае, связана просто с нормальным исполнением обязательств по сделке.  

Если же так случилось, что недееспособный гражданин совершил сделку сам, в силу ст. 171 ГК РФ такая сделка ничтожна.

Каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при невозможности возвратить полученное в натуре — возместить его стоимость в деньгах.

В судебном порядке сделка, совершенная при таких обстоятельствах, но ведущая к выгоде недееспособного, по требованию опекуна может быть признана действительной. 

2.

Если недееспособный гражданин причинил вред другим гражданам (либо организациям) или их имуществу, согласно положениям ст. 1076 ГК РФ, от вред возмещает его опекун или организация, обязанная осуществлять за ним надзор, если не докажет, что вред возник не по его/её вине. Есть и такое обстоятельство: если опекун не имеет достаточных средств для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а сам причинитель вреда обладает такими средствами, суд с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда, а также других обстоятельств вправе принять решение о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда. Обратите внимание, что все решается в судебном порядке. 

3. Если вред был нанесен недееспособному гражданину, опекун обязан встать на защиту прав и  интересов недееспособного и предпринять необходимые для этого действия.

Будет иметь значение, почему сложилась такая ситуация, по какой причине недееспособный был оставлен без надзора и т.д. Действия опекуна получат свою оценку.

Органы опеки и попечительства, осуществляющие надзор за деятельностью опекунов, примут решение, и в случае ненадлежащего выполнения опекуном своих обязанностей, при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, при расходовании имущества не по назначению и т.д. (см. п. 3 ст 26 ФЗ №48–ФЗ), руководствуясь ст. 39 ГК РФ, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна от исполнения его обязанностей и принять меры для привлечения виновного к ответственности.

Источник: https://memini.ru/glossary/32318

Опека и попечительство. патронаж

Опека назначается по месту жительства

Для обеспечения и защиты интересов граждан, не обладающих дееспособностью или обладающих ею частично, существует институт опеки и попечительства. Он позволяет осуществлять приобретение и реализацию гражданских прав и обязанностей недееспособными или не полностью дееспособными лицами с помощью опекунов и попечителе.

Опека устанавливается над лишёнными родительского попечения малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (ст. 32 ГК РФ).

Опекуны выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Попечительство устанавливается над лишёнными родительского попечения несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечители не совершают сделок вместо подопечного, но осуществляют контроль путем дачи согласия на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. При этом согласие попечителя должно быть письменным, особенно если сама сделка требует письменной формы. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблении со стороны третьих лиц. попечитель не является законным представителем подопечного.

Таким образом, основное различие опеки и попечительства состоит в объеме гражданско-правовых обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей, исходя из объёма дееспособности их подопечных.

Опекуном (попечителем) может быть назначен только совершеннолетний гражданин при условии его согласия на это. Согласие подопечного не является обязательным для назначения опекуна (попечителя), но в случае, когда это возможно, его желание выявляется и учитывается.

Опекунами (попечителями) назначаются преимущественно лица, близкие подопечному, а при их отсутствии – по выбору органов опеки и попечительства. Закон запрещает назначение опекунами, попечителями лиц, лишённых родительских прав (ст. 35 ГК РФ).

Ещё более жёсткие требования к личности опекунов и попечителей установил Семейный кодекс РФ. Так, в соответствии с п. 3 ст.

146 СК, не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребёнка.

Для того, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя), закон устанавливает определённые рамки его деятельности в этом качестве.

Так, опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества, сдаче его в наём (аренду), в безвозмездное пользование или в залог, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав (отказ от наследства), а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (ст. 37 ГК РФ).

Опекуны (попечители), их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением безвозмездных сделок, направленных к выгоде подопечного. Только с согласия органов опеки и попечительства опекуном могут расходоваться доходы подопечного, за исключением сумм, необходимых для содержания самого подопечного.

В случае ненадлежащего использования опекуном (попечителем) своих прав и обязанностей он отстраняется органом опеки и попечительства от их исполнения.

Опека прекращается:

– над несовершеннолетними – автоматически по достижению ими 14 лет (заменяется попечительством);

– Над недееспособными душевнобольными – на основании решения суда о признании их дееспособными в случае выздоровления.

Попечительство прекращается:

– над несовершеннолетними – по достижении ими 18 лет, при вступлении несовершеннолетнего в брак и в случае эмансипации;

– над совершеннолетними ограниченно дееспособными – на основании решения суда об отмене ограничения дееспособности.

Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти подопечного либо объявления его умершим.

Разновидностью попечительства является патронаж (ст. 41 ГК РФ). Спецификой этого вида попечительства является то, что оно устанавливается над дееспособными гражданином, с его согласия и даже по его инициативе.

В силу п.1 ст.

41 ГК под патронажем как формой попечительства понимается регулярное оказание помощи в осуществлении прав, их защите и выполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному лицу, нуждающемуся в этом по состоянию здоровья: из-за болезни, физических недостатков, немощи по старости. Попечитель (помощник) назначается в таком случае органом опеки и попечительства по заявлению данного дееспособного гражданина. Обязательным является согласие гражданина на установление над ним патронажа и назначение в качестве попечителя конкретного лица.

Особенность правового положения попечителя-помощника заключается в том, что он исполняет свои обязанности не в силу решения органа опеки и попечительства о его назначении, а на основании договора поручения или договора о доверительном управлении имуществом, который заключается с самим подопечным.

Патронаж прекращается:

– по просьбе лица, находящегося под патронажем;

– по просьбе попечителя-помощника при наличии уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление его обязанностей (болезнь, изменение места жительства, отсутствие необходимого контакта с подопечным и т.д.);

– при освобождении попечителя от его обязанностей из-за ненадлежащего их исполнения, в том числе при использовании патронажа в корыстных целях (ст. 39 ГК РФ).

Во всех этих случаях прекращение патронажа оформляется решением органа опеки и попечительства. Патронаж прекращается также в связи со смертью подопечного или попечителя.

СРАВНИТЕЛЬПАЯ ТАБЛИЦА УСТАНОВЛЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Опека Попечительство
• Над недееспособными • Над несовершеннолетними в возрасте до 14 лет УСТАНАВЛИ- ВАЕТСЯ • Над ограниченно дееспособными • Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет

Условия назначения опеки и попечительства:

1) негативные условия (отсутствие решения суда в лишении опекуна (попечителя) родительских прав);

2) позитивные условия:

• обязательные условия;

• факультативные условия.

Обязательные условия назначения опекуна и попечителя:

• достижение совершеннолетия;

• полная дееспособность;

• согласие опекуна и попечителя;

• отношения, существующие между опекуном и подопечным;

• способность к выполнению обязанностей опекуна (попечителя)

• нравственные и иные личные качества опекуна.

Обязанности опекуна и попечителя:

• безвозмездно исполнять обязанности опекуна (попечителя);

• совместно проживать с несовершеннолетними подопечными;

извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства;

• заботиться о содержании подопечного;

• заботиться об обеспечении подопечного уходом и лечением;

§ защищать права и интересы подопечного;

§ заботиться об обучении и воспитании несовершеннолетних подопечных.

Источник: https://studopedia.ru/7_181871_opeka-i-popechitelstvo-patronazh.html

Место жительства подопечного – ИСППП

Опека назначается по месту жительства

Наступило лето и пошли опять вопросы о том, что такое место жительства. Почему именно летом? Потому что именно летом хочется его сменить. Ну, как минимум, выйти на улицу. 

Итак, отвечаем.

Что такое место жительства

Место жительства определено в законодательстве максимально четко. Максимально для применения этого термина. Итак, место жительства — это то место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. 

Больше в законе не сказано ничего. Вопрос о регистрации по месту жительства не имеет значения для определения того, живет человек по какому-то адресу или не живет. Имеют значение другие обстоятельства.

Например, жилое ли это помещение, на каких основаниях живет там человек и т.д. Но еще раз: место жительства определяете вы сами.

Верховный суд объясняет, что суду в каждом конкретном случае нужно устанавливать действительно ли человек живет там постоянно или преимущественно, или только зарегистрирован, но не проживает.

Статья 20 Гражданского кодекса четко показывает именно такое определение места жительства, а ни какое другое.

Поэтому когда мы говорим про место жительства, вы конечно можете открыть паспорт и показать то место, где вы зарегистрированы по месту жительства, но эти места могут и не совпадать.

Вот это самое главное, что нужно понимать про место жительства. Его выбираете вы и оно совершенно не означает прописку.

Место жительства подопечного

Местом жительства подопечного является место жительства его опекуна. Как неоднократно показывал Верховный суд в разных делах, местом жительства подопечного, находящегося на попечительстве, т.е. подопечного старше 14 лет, также является место жительства его попечителя.

И только в очень редких случаях, а именно, когда органом опеки специально разрешено раздельное проживание попечителя и ребенка, который находится на попечении (такой ребенок может быть только старше 16 лет), вот только в этом случае место жительства подопечного и попечителя не совпадают.

Во всех остальных случаях и опекун, и попечитель обязаны проживать вместе со своим подопечным в одном жилом помещении, жить вместе по одному месту жительства.

А регистрация никакого принципиального значения в данном вопросе не имеет. Это вопрос именно фактического проживания.

В случае, когда мы говорим про родителей и детей, или про усыновителей и усыновленных (это одно и тоже в данном случае), все могут проживать где хотят. Никаких вопросов у органа опеки и попечительства быть не должно. Живите как хотите.

Хотите отправляйте детей в деревню к дедушке, к бабушке, в пионерский лагерь, вообще не живите с ребенком, отправляйте его с одним из родителей или вместе с какими-то знакомыми. Вы родитель (усыновитель имеет те же самые права) ребенку, и живите как хотите.

Сюда закон не вмешивается.

Совсем другая история, если ребенок находится у вас под опекой или на попечительстве.

Во-первых, ребенок этот не ваш. Вы не являетесь ему мамой или папой. За его благополучием следите не только вы, но и огромный штат органов опеки и попечительства. Они также должны смотреть, чтобы с ребенком было все в порядке и ребенок получал то, что ему положено по закону.

Одна из вещей, которая положена ребенку по закону (статья 148 пункт 1 Семейного кодекса РФ): “Дети, находящиеся под опекой или попечительством имеют право на воспитание в семье опекуна или попечителя, заботу со стороны опекуна или попечителя, совместное с ним проживание, за исключением случаев, которые прямо указаны в законе”. О которых я уже говорил.

Из всего это следует, что опекун не может жить отдельно от ребенка. Фактически не может проживать. Где он прописан, зарегистрирован и прочие бумажки — это имеет вторичное значение. Важно совместное фактическое проживание.

Значит ли это, что опекун, например, не может уехать в командировку? Нет, не значит. Опекун может уехать в командировку, но вот с кем останется ребенок в этот момент — большой вопрос.

Если ребенок совсем маленький, просто так его оставить и уехать, наверное, невозможно, потому что ребенок сам за собой не проследит. А кто за ним проследит? Либо человек по договору — няня. Либо родственник. Вот здесь большие вопросы.

Государство доверяло ребенка именно вам, а вот вашему родственнику оно его не доверяло. Поэтому или договор (учреждение или няня), или никак. Ваша обязанность быть вместе с ребенком всё время.

Отправить его отдохнуть можно, и даже можно без вашего присутствия, но в данном случае мы также имеем дело с оказанием услуг по договору, и они могут быть оказаны ребенку. Например, услуги по оздоровлению или услуги по пребыванию в каком-то там лагере, а также экскурсионное обслуживание.

Предоставлены такие услуги могут быть и без вашего присутствия, но это не значит, что вы куда-то делись. Вы находитесь, если не рядом, то на расстоянии одного телефонного звонка, а за благополучие ребенка в конкретный момент несет ответственность та образовательная или другая организация, в которой ребенок находится в этот момент. 

Вот такое расставание с подопечным возможно. А вот отправить ребенка на деревню к дедушке к Алексею Макаровичу или какому-то другому у вас не получится, потому что фактически у ребенка дедушки нет.

Это ваш отец или ваш другой родственник, а у ребенка родственники остались старые. Вы лишь опекун. Вот это очень часто забывают, поскольку отношения между людьми гораздо интереснее, чем описаны в кодексе.

Часто ребенок называет опекуна мамой, а опекун называет его собственным ребенком, но тем не менее юридически этот вопрос решен именно так. Ребенок не ваш.

Кстати, небезынтересным является вопрос: а можно ли отправить ребенка, который у вас находится под опекой, к кровным родственникам? Например, если у него есть вполне вменяемая тетя, вполне вменяемая бабушка. 

Нет, нельзя. Потому что в этот момент вы являетесь законным представителем, и вы не можете никак передать свои права законного представителя, будучи опекуном. Поэтому никаких кровных родственников без вашего присутствия, к сожалению, не получится.

Так что делать опекуну? Ничего другого, кроме как проживать с подопечным, причем до 18 лет. Вы должны жить в одном жилом помещении, и вы должны предоставлять свою семью для проживания этого ребенка. Надо понимать, что нарушение этих прав и неисполнение этих обязанностей — достаточно серьезный аргумент для того, чтобы ставить вопрос об отмене опеки, и ребенок из вашей семьи может исчезнуть. 

Живите вместе, и всё у вас получится!

Источник: https://isppp.site/portfolio/mesto_zhitelstva_podopechnogo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.